Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:45, контрольная работа
Представления о времени у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. К причинам, обуславливающим эти трудности, можно отнести некоторые свойства и характеристики времени: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. В это, безусловно, в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.
1. Теоретические основы формирование представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста3
2. Практическая работа по формированию представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста8
Список литературы 17
Приложение 18
Как видно из таблицы 1, уровень развития временных представлений старших дошкольников на констатирующем этапе достаточно низок и нуждается в коррекции.
Для формирования временных представлений была разработана программа тематических дидактических игр, которая была внедрена в программу детей. Необходимо отметить, что основная программа обучения и воспитания детей экспериментальной группы осталась без изменения (в ДОУ практикуется программа «Детство»).
Рассматривая вопрос развития временных представлений старших дошкольников необходимо также отметить, что на данный параметр оказывает влияние и выбор программы. Можно рассмотреть три наиболее популярных программы, используемых в ДОУ, для обучения и воспитания старших дошкольников: программу «Детство», программу М.А. Васильевой и программу «Гармония развития».
Так, авторы программы «Детство» – В.И. Логинова и Т.И. Бабаева – отмечают, что их программа ориентирована на всестороннее развитие ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Программа «Детство» предлагают развивать ребенка не за счет ускоренных методов обучения, а посредством создания благоприятных условий, условий, соответствующих его возрастным особенностям. Минусом данной программы является сложность реализации ее принципов в условиях переполненных детских групп.
М.А. Васильева отмечает,
что ее авторская программа ориентиров
Наиболее удачной программой развития старших дошкольников, по нашему мнению, является программа «Гармония развития». Основная идея программы – всестороннее, гармоническое развитие ребенка 2-7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога. Автор программы – Д.И. Воробьева – определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в и развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром. На наш взгляд, указанная программа наиболее полно реализует условия формирования временных представлений старших дошкольников.
В экспериментальной группе испытуемых в качестве формирующей работы проводились дополнительные занятия, схема проведения которых представлена в таблице 2.
Таблица 2
Планирование по формированию представлений о времени у дошкольников
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
№ п/п |
Содержание |
Программные задачи |
Оборудование и материалы |
Длительность |
Затруднения |
1 занятие |
Игра «Сутки» Чтение стихотворений, рассказов
|
Закрепить знания детей о частях суток Обобщить и закрепить знания детей о частях суток, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти. |
Предметные картинки: книга, зубная щетка, майка, велосипед, шуба, подушка, тарелка, игрушка и т.д.
|
От 40 до 45 минут |
Дети тяжело включались в работу, много шумели. Определенной дисциплины удалось достичь к концу занятия. |
2 занятие |
Динамический этюд «Части суток» Игра «Дни недели» Игра «Цвета радуги» |
Продолжать знакомить детей с временными понятиями, обогащать представления о днях недели. Уточнить представления детей о расположении цветов в радуге, познакомить с цветной моделью дней недели. |
Модели дней недели (в соответствии с цветами радуги), сюжетные картинки (редиска, помидор, лисица, морковь, солнце, огурец, голубое небо, синее море, фиалка или сирень), карандаши, фланелеграф. |
От 40 до 45 минут |
Не все дети хорошо знают названия цветов радуги, на этом было потеряно много времени от занятия. |
3 занятие |
Игра «Раскрой тайну числа» Динамический этюд «Времена года»
|
Обогащать представления детей о днях недели. Обобщить и закрепить знания детей о временах года, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти. |
Картинки к стихотворению.
|
От 40 до 45 минут |
Внимание части детей было рассредоточено. |
4 занятие |
Игровое упражнение «Муха-чистюха» Игра «Найди пару» (использование моделей дней недели) |
Обогащать представления
детей о днях недели, о порядке
их следования, учить понимать юмористический
смысл стихотворения; создавать
у детей эмоционально-психологи Закрепить знания о днях недели, о порядке их следования, развивать смекалку, мышление. |
Маска-шапочка мухи, модели дней недели, карточки-модели. Цветные модели дней недели (на примере цветов радуги). |
От 40 до 45 минут |
Не все дети одинаково активно принимали участие в занятии. |
5 занятие |
Игра «Найди соседей» (использование моделей дней недели) Игра «Неделька»
|
Закрепить знания о днях недели, их последовательности с разных точек отсчета Закрепить знания о днях недели, о порядке их следования
|
Набор цветных моделей дней недели (на примере цветов радуги). Цветные модели дней недели (на примере цветов радуги). |
От 40 до 45 минут |
Во время занятия была плохая дисциплина. |
6 занятие |
Рассматривание пейзажей (разные времена года и части суток) |
Обогащать словарный запас детей эстетическими, искусствоведческими терминами; развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и личным опытом. |
репродукции |
От 40 до 45 минут |
Не у всех детей хороший словарный запас, что мешало им в деятельности по описанию увиденных пейзажей. |
Как видно из таблицы 2, формирующая работа в экспериментальной группе проводилась в течение 6 занятий и велась по пути усложнения дидактических заданий и игр. Все указанные в таблице 2 игры и задания представлены в Приложении.
Для того чтобы определить
эффективность внедрения
Результаты итогового эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты изучения уровня сформированности временных представлений у старших дошкольников на итоговом этапе эксперимента
№ п/п |
Знание понятия «Время года» |
Знание понятия «Месяц» |
Знания понятия «Дни недели» |
Ориентировка по дням недели |
Ориентировка по часам |
1 |
средний уровень |
высокий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
средний уровень |
2 |
средний уровень |
средний уровень |
уровень ниже среднего |
средний уровень |
высокий уровень |
3 |
высокий уровень |
уровень ниже среднего |
средний уровень |
средний уровень |
средний уровень |
4 |
средний уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
высокий уровень |
уровень ниже среднего |
5 |
средний уровень |
средний уровень |
средний уровень |
уровень ниже среднего |
высокий уровень |
6 |
высокий уровень |
уровень ниже среднего |
уровень ниже среднего |
средний уровень |
средний уровень |
7 |
уровень ниже среднего |
уровень ниже среднего |
средний уровень |
средний уровень |
средний уровень |
8 |
высокий уровень |
уровень ниже среднего |
средний уровень |
уровень ниже среднего |
уровень ниже среднего |
9 |
средний уровень |
средний уровень |
средний уровень |
средний уровень |
средний уровень |
10 |
уровень ниже среднего |
уровень ниже среднего |
средний уровень |
уровень ниже среднего |
уровень ниже среднего |
Как видно из таблицы 3, эффективность дидактических игр как средства развития у старших дошкольников представления времени очевидна. В результате работы, организованной для развития временных представлений испытуемых с помощью дидактических игр удалось значительно повысить развитие таких показателей у детей как: знание понятия «Время года», знание понятия «Месяц», его числа, знания понятия «Дни недели», ориентировка по дням недели, временам года, умение ориентироваться по часам.
Индивидуальная работа с отстающими дошкольниками проводилась с помощью игр и заданий, представленных в Приложении.
Список литературы:
Приложение
Дидактические игры на развитие временных представлений старших дошкольников
Игра «Сутки»
Цель: закрепить знания детей о частях суток.
Материал и оборудование: предметные картинки: книга, зубная щетка, майка, велосипед, шуба, подушка, тарелка, игрушка и т.д.
Воспитатель крепит предметные картинки. Предлагает рассмотреть их и рассказать, какими предметами дети пользуются утром, днем, вечером, ночью. Затем расставить около картинок модели частей суток (голубой квадрат – утро, желтый – день, серый – вечер, черный – ночь).
Динамический этюд «Части суток»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о частях суток, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.
Утром солнышко встает, (руки поднимаются вверх и в стороны)
Деток завтракать зовет. (махи ладонями к себе)
Днем ребята занимаются, (имитация письма на левой ладони пальцами правой руки)
Обедать собираются. (ладонью погладить живот)
Вечером играют, (хлопки)
Ужин ожидают. (ходьба на месте)
Ну, а ночью детвора (присесть и сложенные ладони приставить к наклоненной голове)
Спит до самого утра.
Игра «Дни недели»
Цель: продолжать знакомить детей с временными понятиями, обогащать представления детей о днях недели.
Воспитатель читает стихотворение Е. Лаврентьева «Неделя»:
Носорог все дни недели
Проводил на карусели.
И смеялся носорог,
И сиял от счастья рог.
Но в последний день недели
Вдруг сломались карусели,
Потому что вместе сели
Носорог, жираф, олень,
Слон, слониха и тюлень…-
Словом, дюжина зверей
Да обжора муравей.
Воспитатель: В какой день недели все звери сели на карусели? Перечислите все дни недели.
Слушайте: вторник (второй), четверг (четвертый), пятница (пятый), среда (средний – третий).
Если сегодня понедельник, то вчера было …, а завтра будет - …, а послезавтра …
Игра «Цвета радуги»
Цель: уточнить представления детей о расположении цветов в радуге, познакомить с цветной моделью дней недели.
Материал к занятию: модели дней недели (в соответствии с цветами радуги), сюжетные картинки (редиска, помидор, лисица, морковь, солнце, огурец, голубое небо, синее море, фиалка или сирень), карандаши, фланелеграф.
Воспитатель спрашивает, кто из детей видел радугу после дождя, какие цвета были в ней. Выслушав ответы детей, уточняет, что в радуге семь цветов и располагаются они по порядку. Предлагает послушать стихотворение А. Вегнер