Формирование представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Представления о времени у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. К причинам, обуславливающим эти трудности, можно отнести некоторые свойства и характеристики времени: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. В это, безусловно, в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.

Содержание

1. Теоретические основы формирование представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста3
2. Практическая работа по формированию представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста8
Список литературы 17
Приложение 18

Работа содержит 1 файл

контрольная по математике..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная  работа

по  методике математического  развития.

На тему: «Формирование  представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного  возраста.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Составила студенка 6 курса 61 группы

                                                                           Заочного дошкольного отделения

                                                                           Преподователь :

                                                                           Дата сдачи:

                                                                          Дата проверки:

                                                                          Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

План.

 

 

 

1. Теоретические основы  формирование представлений времени  на занятиях у детей старшего  дошкольного возраста

 

 

Интерес к проблеме времени  равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто «погружено» во время, происходит в нем, но и само выступает процессом освоения, очеловечивания времени.

Вопросы усвоения детьми дошкольного возраста представлений  о времени рассматривались в  работах Т.Д. Рихтерман, А.М Леушиной, Е. Щербаковой и др., – ознакомление детей с временами года – в трудах С.А. Веретенниковой, С.Н. Николаевой, А.Ф. Мазуриной, М.В. Лучич, П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцовой и др.

Представления о времени  у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. К причинам, обуславливающим эти трудности, можно отнести некоторые свойства и характеристики времени: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. В это, безусловно, в значительной степени усложняет восприятие времени детьми. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движения или какую-либо деятельность, связанную с определенным временем.

«Чувство времени» может  находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется  на основе чувственного опыта без  опоры на знание эталонов времени. В дальнейшем овладение мерами времени, и применение их даёт возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях.

В основе всех понятий  о времени лежат различного рода представления. «Ощущение, восприятие, и возникающие на их основе представления, относятся к первой ступени отражения действительности. Схематично этапы отражения окружающей действительности можно представить следующим образом: ощущение→восприятие→представление→знание [5, с. 8].

Ощущение является первоначальной формой отражения всего нас окружающего. Однако ощущения – элементарный процесс, отражающий отдельные свойства предмета и явления отдельных свойств от предметов не существует. Поэтому в сознании отражается предмет в целом.

Из ощущений образуется восприятие, в котором уже отражаются совокупность свойств того или иного предмета.

«Восприятие – это  отражение в сознании окружающих предметов и явлений, действующих  на наши органы чувств в совокупности их свойств и частей в данный момент при непосредственном воздействии их  на органы чувств» [5, с. 11] В основу каждого восприятия входят несколько ощущений. Восприятие является результатом деятельности нескольких органов чувств. Но в каждом случае один из органов будет ведущим.

Следующей, более важной ступенью является представление. Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, возникающие в сознании человека. Представление тесно связано с памятью, мышлением и воображением.

«Физиологическая основа представлений – следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые были раньше. Представления обычно возникают под влиянием какого-либо толчка». [5, с. 16] У человека таким толчком является слово. Например, сказано то или иное слово, у человека сразу возникает этот образ или какие-либо его сущностные характеристики. «Представления по содержанию делятся на простые и сложные. Простое включает в себя одну сторону знаний о природе. Сложное представление – это объединение двух простых» [5, с. 17]

«При формировании представлений о временах года мы опирались  на положение Н.Ф. Виноградовой, которая считает, что ребенок должен воспринимать мир как целое, где в единстве представлены природа – человек – общество» [5, с. 31] Дошкольное детство – период жизни человека, когда начинают формироваться представления как начальный источник знаний.

Т.Д. Рихтерман писала, что чем шире раскрывается ребёнку  окружающий мир, тем более выраженным становится познавательный интерес. Именно познавательный интерес лежит в  основе вопросов детей о времени. «Вопросы детей, их характер, говорят нам не только об уровне знаний детей и особенностях мышления, но и наличии степени развития интереса и о его содержательной стороне» [4, с. 66]

Согласно исследованиям  Т.Д. Рихтерман, временные категории  начинают выделяться ребёнком уже в конце второго года жизни. Ребёнок  начинает осознавать, что одни события быстро проходят, наступления других надо ждать. Ребёнок, живущий первоначально только в настоящем времени, затем начинает выделять прошлое и будущее. Характер представлений детей дошкольного возраста о времени связан с пониманием ими свойств времени, овладением временными понятиями, умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям. Дети учатся характеризировать времена года. А к концу дошкольного возраста ребенку должны быть знакомы следующие основные взаимосвязи в неживой и живой природе, важнейшие признаки сезонов:

  1. изменение полуденной высоты солнца по сезонам;
  2. зависимость температуры воздуха от высоты солнца и продолжительности дня;
  3. зависимость осадков от облачности;
  4. зависимость состояния почвы и водоемов от температуры воздух;
  5. зависимость изменения растительности от степени освещения солнцем и от температуры воздух;
  6. зависимость жизни животных от изменений в неживой природе [4, с. 69].

Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Происходящие в этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют способность ребенка к восприятию новой информации, в том числе временных представлений.

Итак, по итогам теоретического анализа проблемы формирования представлений  о времени на занятиях у детей  старшего дошкольного возраста можно  сделать следующий вывод. Все  меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. Говоря о структуре временных представлений ребенка, можно выделить, по меньшей мере, три различных аспекта этих представлений: адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени), понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера/сегодня/завтра» до более сложных «прошлое/настоящее/будущее» и т.д.), понимание последовательности событий/действий/явлений.

Представления о времени  у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. Временные категории начинают выделяться ребёнком уже в конце второго года жизни. Приблизительно в возрасте 4 лет отмечается всплеск интереса ребенка к новому, активный поиск новизны, поэтому именно в этом возрасте целесообразно начать формирование представления о времени у дошкольников.

 

2. Практическая работа  по формированию представлений  времени на занятиях у детей  старшего дошкольного возраста

 

 

Для практического изучения развития у старших дошкольников представлений времени была проведена  экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.

На этапе проведения констатирующего эксперимента была определена следующая цель – выяснить уровень развития временных представлений у испытуемых дошкольников и доказать необходимость проведения формирующей работы. Для реализации данной необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить критерии развития временных представлений у старших дошкольников.
  2. Определить уровень развития временных представлений у испытуемых дошкольников.

В качестве испытуемых выступили группа старших дошкольников (10 человек, возраст испытуемых 5-6 лет).

Опишем результаты проведения формирующего эксперимента.

В качестве параметров изучения были выделены следующие:

  1. знание понятия «Время года»
  2. знание понятия «Месяц», его числа
  3. знания понятия «Дни недели»
  4. ориентировка по дням недели, временам года
  5. умение ориентироваться по часам

Оценка параметров осуществлялась по следующей схеме:

0 б. – ребенок не  владеет данным навыком (низкий уровень)

1 б. – ребенок владеет  навыком неуверенно, часто ошибается (уровень ниже среднего)

2 б. – навык освоен  в достаточной мере, но случаются ошибки по невнимательности (средний уровень)

3 б. – навык освоен  на высоком уровне (высокий уровень).

На констатирующем этапе  было проведено исследование 10 старших дошкольников. Для проведения исследования использовались дидактические игры (такие как «Времена года», «Дни недели», «Чья неделька быстрее соберется», «Живая неделя», «Найди пару», «Найди соседей» и др.). результаты первичного исследования представлены в  таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты изучения уровня сформированности временных  представлений у испытуемых дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Знание понятия  «Время года»

Знание понятия  «Месяц»

Знания понятия  «Дни недели»

Ориентировка  по дням недели

Ориентировка  по часам

1

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

средний уровень

2

низкий уровень

низкий уровень

низкий уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

3

средний

уровень

средний

уровень

средний

уровень

уровень ниже среднего

средний

уровень

4

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

5

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

низкий уровень

6

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

низкий уровень

7

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

8

низкий уровень

низкий уровень

низкий уровень

низкий уровень

уровень ниже среднего

9

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

уровень ниже среднего

низкий уровень

уровень ниже среднего

10

средний

уровень

средний

уровень

средний

уровень

средний

уровень

средний

уровень

Информация о работе Формирование представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста