Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности старшего дошкольного возраста.
3. Представить основные методы и формы работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании
4. Провести исследования уровня сформированности знаний о свойствах почвы и воздуха
5. На основе диагностики разработать план формирования у детей представлений о почве, воздухе и их свойствах.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I .Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании ……………………………………………….6
1.1. Основные понятия…………………………………………………………6
1.2. Возрастные психологические особенности детей 4 -5 лет……………….7
1.3. Анализ программ по экологическому образованию и воспитанию…......8
1.4. Детское экспериментирование как метод ознакомления с почвой и воздухом……………………………………………………………………… 14
1.5. Особенности методики изучения воздуха с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………… 16
1.6.особенности методики изучения почвы с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………….. 18
1.7. Из опыта работы с дошкольниками по изучению свойств воздуха
и почвы……………………………………………………………………… 19
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 19
Глава II. Повышение эффективности работы по формированию
представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и
почвы в экологическом воспитании……………………………………… 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………. 22
2.2 формирующий эксперимент…………………………………………………25
Выводы по главе II…………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………31
8. Знания об обитателях почвы, их роли в её формировании в экспериментальной группе выше, чем в контрольной- 5,6 и 5,5.
9. Знания о значении почвы в жизни растений в экспериментальной группе выше -6,3 и 6
Мы видим из проведенного эксперимента, что знания детей неупорядочены, неточны, так как работа в этом направлении практически не проводилась .
На основе результатов диагностики и изучения методики по формированию знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании был составлен план работы на февраль-март 2010 года .
№ |
тема |
цель | |
1 |
Опыт Обнаружение воздуха. |
Дать возможность обнаружить воздух. | |
2 |
Опыт Прозрачность, бесцветность |
Показать, что воздух прозрачен и бесцветен. | |
3 |
Опыт Подвижность . |
Показать движение воздуха. | |
4 |
Опыт Воздух необходим. |
Показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человека. | |
5 |
Занятие Поможем пчелке Майе |
||
6 |
Беседа Зачем нужен ветер? |
Дать знания о пользе ветра. | |
7 |
Беседа Воздух нужен растениям |
Дать знания о том, для чего нужен воздух растениям. | |
8 |
Игры -бумажные гонки; -игры с флажками и вертушками, шарами; -«Хорошо-плохо» |
Определение силы и направления ветра, выделение в объектах положительных и отрицательных сторон. | |
7 |
Опыт Из чего состоит почва? |
Дать знания детей о том, что почва состоит из остатков растений , камней, глины и др.. | |
8 |
Беседа: «Зачем почва нужна растениям? » |
Формировать знания о пользе почвы для растений. | |
9 |
Труд Пересадка растения |
Познакомить детей с
значением почвы в жизни | |
10 |
Игра: «вершки и корешки» |
Уточнить знания детей о значении почвы для растений. | |
11 |
Рассматривание иллюстраций |
Закрепить знания о почве, ее обитателях
|
2.2 ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель формирующего педагогического эксперимента – формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.
Задачи формирующего эксперимента:
1) разработать комплекс
мероприятий по повышению
2) апробировать разработанный план мероприятий на дошкольниках экспериментальной группы.
Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 02 февраля по 20 апреля 2010 года.
При разработке комплекса мероприятий - опирались на следующие
источники:
- программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998),
- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004).
Работа с детьми предполагала сотрудничество педагога и ребенка и исключила авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Детям очень понравилось занятие «Поможем пчелке Майе» они с удовольствием проводили опыты с воздухом, были активны , отвечали на заданные вопросы.( приложение № 3)
Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений, труда в уголке природы. Такая деятельность помогает детям закрепить знания. Так с детьми проводился опыт по обнаружению воздуха, их очень заинтересовали пузыри , выходящие из банки, опущенной в воду, они узнали из чего состоит почва. ( приложение № 5, №6 )
Во время труда по пересадке растения дети узнали, зачем нужна почва, так-же проводилась беседа « Зачем почва нужна растениям?» (приложение № 4)
Для того, чтобы повысить у детей интерес к данной теме, я показывала фокусы. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.
Работа с детьми во время формирующего эксперимента проводилась как фронтально, так и индивидуально.
Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 5-6, 7-8 приложения 2.
Анализ результатов диагностики знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании. экспериментальной и контрольной групп в формирующем эксперименте показывает:
Кроме того, заметно изменилось
отношение детей
Вывод: разработанный цикл опытов, бесед по повышению уровня представлений о свойствах воздуха и почвы достаточно эффективен, и что с детьми средней группы необходимо проводить экспериментальную работу.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в два этапа: констатирующий, формирующий .
В ходе констатирующего эксперимента определили критерии уровня , знаний и представлений детей о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по двум направлениям: формирование экологических знаний и представлений о воздухе и формирование экологических знаний и представлений о почве.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, был разработан план мероприятий по формированию у детей экологических знаний и представлений о почве, и воздухе. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению был использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, , просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента было проведено повторное тестирование.
Анализ результатов диагностики экспериментальной и контрольной групп в показал, что уровень сформированности экологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем показателям .
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для формирования у средних дошкольников знаний и представлений о свойствах воздуха и почвы педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению знаний детей о неживой природе , созданием специальных условий.
Таким образом, проведенное
исследование обозначило круг проблем,
требующих дальнейшего
Таким образом, гипотеза, согласно которой формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании возможно при помощи организации систематических занятий с детьми с использованием сочетания разных методов, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Разработанный комплекс мероприятий по формированию знаний и представлений о свойствах воздуха и почвы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы. Дети в процессе совместной работы показывали заинтересованность, проявляли любознательность.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий по формированию у дошкольников знаний и представлений о свойствах воздуха и почвы достаточно эффективен.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Ашиков В. И., Ашикова
С. Г. Семицветик: Программа и
руководство по культурно-
2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.
3. Балаценко Л. Работа
с родителями по
4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
7. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.
8. Васильева А. И.
Учите детей наблюдать природу.
9. Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 257.
10. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
11. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.
12. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9
12. Иванова А. И. Методика
организации экологических
13. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - с. 10-12.
14. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
15. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - с. 34-36.
16. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - с. 50-53.
17. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
18. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
19. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.
20. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.