Формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности старшего дошкольного возраста.
3. Представить основные методы и формы работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании
4. Провести исследования уровня сформированности знаний о свойствах почвы и воздуха
5. На основе диагностики разработать план формирования у детей представлений о почве, воздухе и их свойствах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I .Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании ……………………………………………….6
1.1. Основные понятия…………………………………………………………6
1.2. Возрастные психологические особенности детей 4 -5 лет……………….7
1.3. Анализ программ по экологическому образованию и воспитанию…......8
1.4. Детское экспериментирование как метод ознакомления с почвой и воздухом……………………………………………………………………… 14
1.5. Особенности методики изучения воздуха с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………… 16
1.6.особенности методики изучения почвы с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………….. 18
1.7. Из опыта работы с дошкольниками по изучению свойств воздуха
и почвы……………………………………………………………………… 19
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 19
Глава II. Повышение эффективности работы по формированию
представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и
почвы в экологическом воспитании……………………………………… 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………. 22
2.2 формирующий эксперимент…………………………………………………25
Выводы по главе II…………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

8. Знания об обитателях почвы, их роли в её формировании в экспериментальной группе выше, чем  в контрольной- 5,6 и 5,5.

9.  Знания о значении почвы в жизни растений в экспериментальной группе выше -6,3 и 6

 

Мы видим из проведенного эксперимента, что знания детей неупорядочены, неточны, так как работа в этом направлении практически не проводилась .

На основе результатов  диагностики и изучения методики по формированию знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании был составлен план работы на февраль-март 2010 года .     

 

                      тема

                    цель

1

Опыт

Обнаружение воздуха.

Дать возможность обнаружить воздух.

2

Опыт 

Прозрачность, бесцветность

Показать, что воздух прозрачен и бесцветен.

3

Опыт

Подвижность .

Показать движение воздуха.

4

Опыт

Воздух необходим.

Показать, что воздух нужен для жизнедеятельности  человека.

5

Занятие

Поможем пчелке Майе

 

6

Беседа

Зачем нужен ветер?

Дать знания о пользе ветра.

7

Беседа

Воздух нужен растениям

Дать знания о том, для чего нужен воздух растениям.

8

Игры

-бумажные гонки;

-игры с флажками  и вертушками, шарами;

-«Хорошо-плохо»

Определение силы и направления  ветра, выделение в объектах положительных  и отрицательных сторон.

7

Опыт

Из чего состоит почва?

Дать знания детей о том, что почва состоит из остатков растений , камней, глины и др..

8

Беседа: «Зачем почва  нужна растениям? »

Формировать знания о пользе почвы для растений.

9

Труд

Пересадка растения

Познакомить детей с  значением почвы в жизни растений

10

Игра: «вершки и корешки»

Уточнить знания детей  о значении почвы для растений.

 

11

 

Рассматривание иллюстраций

Закрепить знания о почве, ее обитателях

 


 

 

 

2.2 ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Цель формирующего педагогического эксперимента – формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать комплекс  мероприятий по повышению уровня знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.

2) апробировать разработанный план мероприятий на дошкольниках экспериментальной группы.

Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 02 февраля по 20 апреля 2010 года.

При разработке комплекса  мероприятий - опирались на следующие

источники:

- программы, направленные  на экологическое воспитание  дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998),

- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004).

 

 

Работа с детьми предполагала сотрудничество педагога и ребенка и исключила авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

 Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Детям очень понравилось занятие «Поможем пчелке Майе» они с удовольствием проводили опыты с воздухом, были активны , отвечали на заданные вопросы.( приложение № 3)

Большое значение  придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений, труда в уголке природы. Такая деятельность помогает детям закрепить знания. Так с детьми проводился опыт по обнаружению воздуха, их очень заинтересовали пузыри , выходящие из банки, опущенной в воду, они узнали из чего состоит почва.  ( приложение № 5, №6 )

 Во время труда  по пересадке растения дети узнали, зачем нужна почва, так-же проводилась беседа « Зачем почва нужна растениям?» (приложение № 4)

Для того, чтобы повысить у детей интерес к данной теме, я показывала фокусы.  В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

Работа с детьми во время формирующего эксперимента проводилась  как фронтально, так и индивидуально.

Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 5-6, 7-8 приложения 2.

Анализ результатов  диагностики знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании. экспериментальной и контрольной групп в формирующем эксперименте показывает:

 

  1. Уровень сформированности экологических представлений о свойствах воздуха и почвы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем показателям.
  2. Данные таблиц показывают, что в результате проведенного формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной  группы к природным объектам. В  процессе непосредственных наблюдений за воздухом и почвой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о их свойствах.

Вывод: разработанный цикл опытов, бесед по повышению уровня представлений о свойствах воздуха и почвы достаточно эффективен, и что с детьми средней группы необходимо проводить экспериментальную работу.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

 

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в два этапа: констатирующий, формирующий .

 

В ходе констатирующего эксперимента  определили критерии уровня , знаний и представлений детей о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по двум направлениям: формирование экологических знаний и представлений о воздухе и формирование экологических знаний и представлений о почве.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы,  был разработан план мероприятий по формированию у детей экологических знаний и представлений о почве, и воздухе. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению был использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, , просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

 

Для определения эффективности  проделанной работы в ходе формирующего эксперимента было проведено повторное тестирование.

 

Анализ результатов  диагностики экспериментальной и контрольной групп в показал, что уровень сформированности экологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем показателям .

 

 

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для формирования у  средних дошкольников знаний и представлений о свойствах воздуха и почвы педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению знаний детей о неживой природе , созданием специальных условий.

 

Таким образом, проведенное  исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной  педагогической ситуации.

 

Таким образом, гипотеза, согласно которой формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании возможно при помощи  организации систематических занятий с детьми с использованием сочетания разных методов, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На этапе дошкольного  детства складывается начальное  ощущение окружающего мира. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

 

Разработанный комплекс мероприятий по формированию знаний и представлений о свойствах воздуха и почвы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы. Дети в процессе совместной работы показывали заинтересованность, проявляли любознательность.

Это позволило сделать  вывод о том, что разработанный  нами комплекс мероприятий по формированию у дошкольников знаний и представлений о свойствах воздуха и почвы достаточно эффективен.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

1. Ашиков В. И., Ашикова  С. Г. Семицветик: Программа и  руководство по культурно-экологическому  воспитанию и развитию детей  дошкольного возраста. - М, 1997.

 

2. Ашиков В., Ашикова  С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.

 

3. Балаценко Л. Работа  с родителями по экологическому  воспитанию детей // Ребенок в  детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

 

4. Бобылева Л., Дупленко  О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

 

 

7. Букин А. П. В  дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.

 

8. Васильева А. И.  Учите детей наблюдать природу.  – М, 2002. – с. 56.

 

9. Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 257.

 

10. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.

 

11. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.

 

12. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9

 

12. Иванова А. И. Методика  организации экологических наблюдений  и экспериментов в детском  саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

 

13. Иванова Г., Курашова  В. Об организации работы по  экологическому воспитанию // Дошкольное  воспитание. – 2006. - N 3. - с. 10-12.

 

14. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

 

15. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - с. 34-36.

 

16. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - с. 50-53.

 

17. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

 

18. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

 

19. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.

 

20. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

Информация о работе Формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.