Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности старшего дошкольного возраста.
3. Представить основные методы и формы работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании
4. Провести исследования уровня сформированности знаний о свойствах почвы и воздуха
5. На основе диагностики разработать план формирования у детей представлений о почве, воздухе и их свойствах.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I .Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании ……………………………………………….6
1.1. Основные понятия…………………………………………………………6
1.2. Возрастные психологические особенности детей 4 -5 лет……………….7
1.3. Анализ программ по экологическому образованию и воспитанию…......8
1.4. Детское экспериментирование как метод ознакомления с почвой и воздухом……………………………………………………………………… 14
1.5. Особенности методики изучения воздуха с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………… 16
1.6.особенности методики изучения почвы с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………….. 18
1.7. Из опыта работы с дошкольниками по изучению свойств воздуха
и почвы……………………………………………………………………… 19
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 19
Глава II. Повышение эффективности работы по формированию
представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и
почвы в экологическом воспитании……………………………………… 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………. 22
2.2 формирующий эксперимент…………………………………………………25
Выводы по главе II…………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………31
1.5. Особенности методики изучения воздуха с детьми дошкольного возраста.
В природе всё взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и другое находятся в неразрывном единстве. Живая природа не может обходиться без неживой. У человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, в строительстве, изготовлении предметов быта используются природные ресурсы.
Неживая природа непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Воспитывая малыша, нельзя ограничиваться традиционным интересом его к диким и домашним животным, к растениям. Необходимо заботиться об интересе и к физическим явлениям природы.
Явления неживой природы- это объективная реальность мира , реальность, которая непосредственно оказывает свое неизбежное влияние на умственное развитие детей.
Вот почему исключительно важным для развития мышления ребенка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познает новое об окружающей действительности.
Дошкольный возраст характеризуется накапливанием конкретных различных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений , абстракций.
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Необходимость ознакомления со свойствами воздуха объясняется тем, что ребёнок с этим компонентом природы всё время встречается.
Ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, и главная из них – ребёнок не видит, не может потрогать руками, не может с ним манипулировать. Если ему помочь увидеть ранее не наблюдаемое, ощутить то, что было вне поля зрения, проведя ряд опытов с этим объектом наблюдения, это будет уже новая ступень в умственном развитии ребенка.
Методом ознакомления со свойствами воздуха являются простейшие опыты, эксперименты, которые напоминают фокусы. Они необычны, а главное – дети всё проделывают сами. Постепенно опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в играх-опытах знания о свойствах и качествах воздуха становятся более осознанными и прочными.
1.6. Особенности методики изучения почвы с детьми дошкольного возраста
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, большое внимание уделяется опытам и наблюдениям при ознакомлении с почвой. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога - связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Дети должны исследовательским путем прийти к выводу о том, из чего состоит почва, в чем ее польза , кто в ней обитает.
Дети почву видят, могут потрогать, понюхать, то есть задействовать разные анализаторы. Им очень помогают беседы с показом иллюстраций для закрепления знаний о почве.
Если есть возможность, в дошкольном учреждении целесообразно отвести специальное помещение под экологическую лабораторию. В ней будут храниться различные материалы и оборудование для исследования почвы (посуда, лупы, образцы почвы). В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым вы не только сэкономите средства, но и наглядно покажете детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.
В лаборатории необходимо создать условия для проведения опытов с почвой, (можно поставить пластиковые или накрытые клеенкой столы и т. д.).
1.7. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СВОЙСТВ ВОЗДУХА И ПОЧВЫ.
Изучая данную тему, я познакомилась с опытом работы детского сада №25 «Улыбка».
Там составлено перспективное планирование игр-экспериментов в средней группе, имеется экологический центр,в котором собрано оборудование для опытов по изучению свойств воздуха,почвы.
В журнале «Дошкольное воспитание» № 5, 2008 года в статье Л.Лазаревой
«Экспериментирование с воздухом и водой» представлен опыт работы детского сада № 24 города Ачинска Красноярского края. Приводятся интересные занятия по знакомству с воздухом по средней группе: «Поиск воздуха», «Свойства воздуха». Мне очень понравилось разнообразие приемов, используемых на этих занятиях:
-подвижные игры: «Воздушные шары», «Самолеты», «Ветерок»;
-опыты;
-сюрпризный момент (Карлсон) и др.
В пособии О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» представлен опыт работы детского сада № 381 города Волгограда. Здесь представлены интересные проекты: «Лаборатория неживой природы» , «Маленькие огородники».
Изучение опыта работы помогло мне в работе над темой «Формирование представлений детей о свойствах воздуха и почвы»
Выводы по главе 1
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
В современных условиях,
когда сфера воспитательного
воздействия значительно расшир
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Важно давать детям представления о неживой природе ,в частности о воздухе и почве, их взаимосвязи с живой природой и человеком. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и в его помещениях, дома, во время экскурсий, широко используя метод эксперимента.
Надо систематизировать представления детей о таких явлениях и объектах как воздух, почва. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к компонентам неживой природы.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Глава ii. Повышение эффективности работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.
Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников по формированию знаний и представлений о свойствах воздуха и почвы, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.
Педагогический эксперимент проводился с 19 января 2010 г. по 13 2010 г. на базе МДОУ №25 «Улыбка».
Педагогический эксперимент, проведенный нами, проходил в три этапа: 1)констатирующий эксперимент; 2)формирующий эксперимент 3) контрольный эксперимент.
В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников средней группы, составляющих экспериментальную группу.
Для проверки практической
эффективности занятий, проводимых
с дошкольниками
2.1. Констатирующий эксперимент
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить оббьем знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экспериментальной и контрольной группах.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование
осознанно-правильного
- во-вторых, ознакомление
детей с природой, в основе
которого должен лежать
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о неживой природе.
Отсюда следует, что
диагностику экологической
Критерии сформированности экологических знаний:
-знания и представления о почве;
-знания и представления о воздухе.
Констатирующий эксперимент проводился с 19 января 2010 г. по 26 января 2010 г. на базе МДОУ №25 «Улыбка» в средней группе.
Диагностические методики в приложении №1
Критерии оценок.
ВЫСОКИЙ (13 - 15 баллов) - Ребёнок различает и называет большое количество объектов природы, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.
СРЕДНИЙ (8 - 12 баллов) - Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет (под руководством педагога) существенные признаки.. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
НИЗКИЙ (5 - 7 баллов)- Ребёнок устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Результаты констатирующего эксперимента
Сравнивая результаты диагностики
экспериментальной и
1. Дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали низкий уровень сформированности представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании - соответственно 5,6 - 5,4 баллов.-воздух и 5,6 - 5,4- почва.
2. Знания о свойствах воздуха дошкольников экспериментальной группы выше, чем контрольной группы– 5,6 и 5,5 балла.
3. Знания о ветре у дошкольников экспериментальной группы выше, чем контрольной группы -6,1 и 5,6 балла.
4. Знания о вреде и пользе ветра у дошкольников экспериментальной группы выше, чем у дошкольников контрольной группы на 1,4 балла.
5. Знания в обнаружение ветра у дошкольников экспериментальной группы выше, чем у дошкольников контрольной группы на 0,8 балла.
6. Знания о роли ветра в жизни растений в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе – 6,4 и 5,5.баллов.
7. Знания о почве в экспериментальной группе выше, чем в контрольной -5,2 и 5 баллов.