Формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности старшего дошкольного возраста.
3. Представить основные методы и формы работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании
4. Провести исследования уровня сформированности знаний о свойствах почвы и воздуха
5. На основе диагностики разработать план формирования у детей представлений о почве, воздухе и их свойствах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I .Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании ……………………………………………….6
1.1. Основные понятия…………………………………………………………6
1.2. Возрастные психологические особенности детей 4 -5 лет……………….7
1.3. Анализ программ по экологическому образованию и воспитанию…......8
1.4. Детское экспериментирование как метод ознакомления с почвой и воздухом……………………………………………………………………… 14
1.5. Особенности методики изучения воздуха с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………… 16
1.6.особенности методики изучения почвы с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………….. 18
1.7. Из опыта работы с дошкольниками по изучению свойств воздуха
и почвы……………………………………………………………………… 19
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 19
Глава II. Повышение эффективности работы по формированию
представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и
почвы в экологическом воспитании……………………………………… 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………. 22
2.2 формирующий эксперимент…………………………………………………25
Выводы по главе II…………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

 

 

 

1.5. Особенности методики изучения  воздуха с детьми дошкольного возраста.

 

В природе всё взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и другое находятся в неразрывном  единстве. Живая природа не может  обходиться без неживой. У человека связь с неживой природой ещё  сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, в строительстве, изготовлении предметов быта используются природные ресурсы.

Неживая природа непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Воспитывая малыша, нельзя ограничиваться традиционным интересом его к диким и домашним животным, к растениям. Необходимо заботиться об интересе и к физическим явлениям природы.

Явления неживой природы- это объективная реальность мира , реальность, которая непосредственно  оказывает свое неизбежное влияние на умственное развитие детей.

Вот почему исключительно  важным для развития мышления ребенка  является ознакомление с явлениями  неживой природы, в процессе которого он познает новое об окружающей действительности.

Дошкольный возраст  характеризуется накапливанием конкретных различных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений , абстракций.

Таким образом, все явления  и объекты неживой природы, которые  окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Необходимость ознакомления со свойствами воздуха объясняется  тем, что ребёнок с этим компонентом  природы всё время встречается.

Ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, и главная из них – ребёнок не видит, не может потрогать руками, не может с ним манипулировать. Если ему помочь увидеть ранее не наблюдаемое, ощутить то, что было вне поля зрения, проведя ряд опытов с этим объектом наблюдения, это будет уже новая ступень в умственном развитии ребенка.

Методом ознакомления со свойствами воздуха являются простейшие опыты, эксперименты, которые напоминают фокусы. Они необычны, а главное  – дети всё проделывают сами. Постепенно опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в играх-опытах знания о свойствах и качествах воздуха становятся более осознанными и прочными.

 

1.6. Особенности методики изучения  почвы с детьми дошкольного возраста

 

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской  работе, большое внимание уделяется опытам и наблюдениям при ознакомлении с почвой. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога - связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Дети должны исследовательским  путем прийти к выводу о том, из чего состоит почва, в чем ее польза , кто в ней обитает.

Дети почву видят, могут потрогать, понюхать, то есть задействовать разные анализаторы. Им очень помогают беседы с показом иллюстраций для закрепления знаний о почве.

Если есть возможность, в дошкольном учреждении целесообразно  отвести специальное помещение  под экологическую лабораторию. В ней будут храниться различные материалы и оборудование для исследования почвы (посуда, лупы, образцы почвы). В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым вы не только сэкономите средства, но и наглядно покажете детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

В лаборатории необходимо создать условия для проведения опытов с почвой, (можно поставить пластиковые или накрытые клеенкой столы и т. д.).

 

 

 

1.7. ИЗ ОПЫТА  РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО  ИЗУЧЕНИЮ СВОЙСТВ ВОЗДУХА И  ПОЧВЫ.

 

Изучая данную тему, я познакомилась с опытом работы детского сада №25 «Улыбка».

Там составлено перспективное планирование  игр-экспериментов в средней группе, имеется экологический центр,в котором собрано оборудование для опытов по изучению свойств воздуха,почвы.

В журнале «Дошкольное  воспитание» № 5, 2008 года в статье Л.Лазаревой

«Экспериментирование  с воздухом и водой» представлен  опыт работы детского сада № 24 города Ачинска Красноярского края. Приводятся интересные занятия по знакомству с воздухом по средней группе: «Поиск воздуха», «Свойства воздуха». Мне очень понравилось разнообразие приемов, используемых на этих занятиях:

-подвижные игры: «Воздушные  шары», «Самолеты», «Ветерок»;

-опыты;

-сюрпризный момент (Карлсон) и др.

В пособии О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко  «Экологические  проекты в детском саду» представлен опыт работы детского сада № 381 города Волгограда. Здесь представлены интересные проекты: «Лаборатория неживой природы» , «Маленькие огородники».

Изучение опыта работы помогло мне в работе над темой  «Формирование представлений детей о свойствах воздуха и почвы»

 

Выводы по главе 1

 

Проблема экологического воспитания дошкольника относится  к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного  воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Указанные документы  подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Важно давать детям представления о неживой природе ,в частности о воздухе и почве, их взаимосвязи с живой природой и человеком. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и в его помещениях, дома, во время экскурсий, широко используя метод эксперимента.

Надо систематизировать представления детей о таких явлениях и объектах как воздух, почва. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к компонентам неживой природы.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

 

Глава ii. Повышение эффективности работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.

 

Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников по формированию знаний и представлений о свойствах  воздуха и почвы, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Основными способами  изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

 Педагогический эксперимент проводился с 19 января 2010 г. по 13 2010 г. на базе МДОУ №25 «Улыбка».

Педагогический эксперимент, проведенный нами, проходил в три этапа: 1)констатирующий эксперимент; 2)формирующий эксперимент 3) контрольный эксперимент.

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников средней  группы, составляющих экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками экспериментальной  группы, была выделена контрольная  группа также из 10 дошкольников средней  группы.

 

 

2.1. Констатирующий эксперимент

 

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы.

Задачи констатирующего  эксперимента:

1) определить оббьем знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы

2) подобрать диагностический  материал и оборудование;

3) провести диагностику знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы  в экспериментальной и контрольной группах.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование  осознанно-правильного отношения  к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление  детей с природой, в основе  которого должен лежать экологический  подход, т.е. опора на основополагающие  идеи и понятия экологии.

Эти два направления  неразрывны: чтобы научить детей  правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о неживой природе.

Отсюда следует, что  диагностику экологической воспитанности  дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

-знания и представления  о почве;

-знания и представления о воздухе.

Констатирующий эксперимент  проводился с 19 января 2010 г. по 26 января 2010 г. на базе МДОУ №25 «Улыбка» в средней группе.

Диагностические методики в приложении №1

 

 

Критерии оценок.

ВЫСОКИЙ (13 - 15 баллов) - Ребёнок различает и называет большое количество объектов природы, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.

СРЕДНИЙ (8 - 12 баллов) - Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет (под руководством педагога) существенные признаки.. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

НИЗКИЙ (5 - 7 баллов)- Ребёнок устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Условные обозначения  уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.

 

Результаты  констатирующего эксперимента

 

Сравнивая результаты диагностики  экспериментальной и контрольной  групп (приложение2,табл.1-2, 3-4), констатирую:

1. Дошкольники экспериментальной  и контрольной групп в целом  показали низкий уровень сформированности представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании - соответственно 5,6 - 5,4 баллов.-воздух и 5,6 - 5,4- почва.

 

2. Знания о свойствах воздуха дошкольников экспериментальной группы выше, чем контрольной группы– 5,6 и 5,5 балла.

3. Знания о ветре у дошкольников экспериментальной группы выше, чем контрольной группы -6,1 и 5,6 балла.

4. Знания о вреде и пользе ветра у дошкольников экспериментальной группы выше, чем у дошкольников контрольной группы на 1,4 балла.

5. Знания в обнаружение ветра у дошкольников экспериментальной группы выше, чем у дошкольников контрольной группы на 0,8 балла.

6. Знания о роли ветра в жизни растений в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе – 6,4 и 5,5.баллов.

7. Знания о почве в экспериментальной группе выше, чем в контрольной -5,2 и 5 баллов.

Информация о работе Формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.