Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности старшего дошкольного возраста.
3. Представить основные методы и формы работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании
4. Провести исследования уровня сформированности знаний о свойствах почвы и воздуха
5. На основе диагностики разработать план формирования у детей представлений о почве, воздухе и их свойствах.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I .Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании ……………………………………………….6
1.1. Основные понятия…………………………………………………………6
1.2. Возрастные психологические особенности детей 4 -5 лет……………….7
1.3. Анализ программ по экологическому образованию и воспитанию…......8
1.4. Детское экспериментирование как метод ознакомления с почвой и воздухом……………………………………………………………………… 14
1.5. Особенности методики изучения воздуха с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………… 16
1.6.особенности методики изучения почвы с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………….. 18
1.7. Из опыта работы с дошкольниками по изучению свойств воздуха
и почвы……………………………………………………………………… 19
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 19
Глава II. Повышение эффективности работы по формированию
представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и
почвы в экологическом воспитании……………………………………… 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………. 22
2.2 формирующий эксперимент…………………………………………………25
Выводы по главе II…………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………31
Гоу Спо «Великоустюгский педагогический колледж»
Формирование представлений у
детей дошкольного возраста о
свойствах воздуха и почвы в
экологическом воспитании.
г. великий Устюг
2010 год
оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава I .Психолого-педагогическое
обоснование проблемы формирования представлений
у детей дошкольного возраста о свойствах
воздуха и почвы в экологическом
воспитании ……………………………………………….6
1.1. Основные понятия…………………………………………………………6
1.2. Возрастные психологические особенности детей 4 -5 лет……………….7
1.3. Анализ программ по экологическому образованию и воспитанию…......8
1.4. Детское экспериментирование
как метод ознакомления с почвой и воздухом…………………………………………………………
1.5. Особенности методики изучения воздуха с детьми дошкольного
возраста………………………………………………………
1.6.особенности методики
возраста…………………………………………………………
1.7. Из опыта работы с дошкольниками по изучению свойств воздуха
и почвы…………………………………………………………
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 19
Глава II. Повышение эффективности работы по формированию
представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и
почвы в экологическом воспитании……………………………………… 21
2.1. Констатирующий эксперимент…………
2.2 формирующий эксперимент…………………
Выводы
по главе II…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
На современном этапе
вопросы традиционного
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтоб каждый день открывал в нем что – то новое для себя, чтобы он исследователем, чтоб каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: формирование
представлений о свойствах
Гипотеза исследования
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности старшего дошкольного возраста.
3. Представить основные методы и формы работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании
4. Провести исследования уровня сформированности знаний о свойствах почвы и воздуха
5. На основе диагностики разработать план формирования у детей представлений о почве, воздухе и их свойствах.
ГЛАВА I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы Формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании
1.1 Основные понятия.
Представление - это образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия, представление поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с понятием. Представление осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.
Представление есть вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: «... так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание»[ 9]
Экспериментальные задачи - вид самостоятельной работы, в которой содержится лишь задание, а выбор пути решения и проведения эксперимента учащиеся определяют самостоятельно. Это требует от них не только активного применения теоретических знаний, но и умения выполнять соответствующие опыты.
Воздух — это смесь окружающих Землю газов, которые удерживаются силой тяжести. Воздух составляет атмосферу Земли. Воздух, которым мы дышим, состоит из азота, кислорода, аргона и углекислого газа, а также водяного пара — плавающих в воздухе молекул воды. В воздухе содержатся также в незначительном количестве другие газы, крошечные частички пыли, пыльцы растений и различных твердых веществ. Чем дальше от поверхности Земли и ближе к космосу, тем более разреженным становится воздух и меняется его состав.
Почва - очень важный компонент природы(биогеоценоза). Особое природное тело, возникшее, в результате воздействия живых организмов на минеральный субстрат и разложения мертвых организмов, влияния природных вод и атмосферного воздуха на поверхностные горизонты горных пород в различных условиях климата и рельефа. В почве обитает множество живых организмов, происходят сложные процессы почвообразования. Она тесно связана с растительностью: каждому типу растительности (лес, луг, болото) соответствует определенный тип почв. Например, почвы под лесом отличаются от почв под лугом, почвы сосняков – от почв под еловым лесом. Листья деревьев и других растений, останки мертвых животных, - все это перерабатывается в почве целой группой живых организмов. В состав почвы входят: минеральные частицы ( песок, глина ), вода, воздух; остатки отмерших растений , животных , множество живых организмов. Почва является как бы живым организмом, внутри которого протекают различные сложные процессы.
«Важнейшее свойство почвы – ее плодородие, т.е.способность обеспечивать рост и развитие растений, снабжать их водой и минеральными солями» [18 ]
1.2. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
6-7 ЛЕТ
Ребёнку исполнилось 6 лет, он не малыш. Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.
В 6 лет системы организма созрели настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.
Интеллектуальная готовность к школе - это уровень развития различных умственных способностей ребёнка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний.
К 6 годам малыш должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.
Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребёнок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.
Малыш уже способен
воспринять количества и
Жажда к знаниям, один
из важных компонентов учебной
Он должен уже интересоваться не только путями её выполнения и способами действия. Он должен сам оценивать свою работу и контролировать себя.
Ему необходимо развивать способность к произвольному запоминанию, используя различные приёмы, базирующиеся на хорошей памяти - и кратковременной, и долговременной, и зрительной, и слуховой...
Ребёнок должен обладать и образным мышлением, а также развитой речью с большим запасом слов.
Но главное, что должен делать Ваш ребёнок, - владеть собой и подчинять свои желания необходимости. У малыша в 6 лет должна быть сила воли. Обычная интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости», больше всего, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так, и эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, Ваш ребёнок должен усвоить позицию ученика, т.е. произвольность поведения, для осуществления которого необходима произвольность памяти, внимания, восприятия.
1.3. анализ программ по экологическому образованию и воспитанию.
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно.