Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

На всем протяжении жизни человека активность является средством для формирования духовной, интеллектуальной и творческой самореализации личности. В современных условиях обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Преемственность в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологическому воспитанию: теоретические аспекты 6
1.1. Понятие познавательной активности в научном знании 6
1.2. Психологические особенности проявления познавательной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте 12
1.3. Метод экспериментирования и его реализация в ДОУ и начальной школе на занятиях по экологическому воспитанию 17
1.4. Реализация принципа преемственности в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по экологическому воспитанию 22
Глава 2. Исследование влияния преемственности в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологии на уровень познавательной активности 25
2.1. Характеристика объекта исследования. Методика исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения

Работа содержит 1 файл

познавательная активность.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      - освещены условия реализации  метода экспериментирования на  занятиях по экологическому воспитанию  в ДОУ и начальной школе.

     Одним из побуждающих и эффективных, близких  и естественных для детей, условий  побуждающих к познавательной активности, является экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В зависимости от характера выполняемой деятельности можно говорить о репродуктивной (исполнительской) и творческой реализованной активности в экспериментальной деятельности детей.

     При отборе содержания детского экспериментирования  с целью развития познавательной активности, необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка, а также его жизненный опыт.

      - раскрыт механизм реализации  принципа преемственности в формировании  познавательной активности дошкольников  и младших школьников на занятиях  по экологическому воспитанию.

     Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой в образовательном процессе можно определить, как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть, – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Реализация принципа преемственности в формировании познавательной активности дошкольников и младших школьников в процессе экспериментирования на занятиях по экологическому воспитанию позволяет достичь достаточно высокого уровня познавательной активности детей, что и было доказано в ходе проведенного практического исследования.  

      - проведено практическое исследование  влияния преемственности в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологии на уровень познавательной активности, по результатам которого было выявлено, что уровень познавательной активности у детей, познавательная активность которых формировалась посредством участия детей в экспериментировании и которым была обеспечена преемственность между детским садом и начальной школой, выше, чем у группы детей, в которой не была обеспечена преемственность по данному направлению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Анисимова Т.Б., Плотникова Т.В. Скоро в школу. Ростов н/Д, 2005. -315с.
  2. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой //Начальная школа. - 2004. - № 10. - С. 38-42.
  3. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. -128с.
  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высшая школа, 2001.- 276 с.
  5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.: Сборник статей. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. - 135 с.
  6. Гусева Т.А. К вопросу о стиле познавательной активности субъекта// Медицина и образование в Сибири. - 2008. - №3. - С. 23-26.
  7. Гусева Т.А. Психология познавательной активности: системно-стилевое исследование: монография.  – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2006. – 212 с.
  8. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно - практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва - Бирск, 2004. -С. 80-89.
  9. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации//Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2. - С. 1 - 9.
  10. Козлова А.С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 1998. - 416 с.
  11. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981. - 584 с.
  13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. - с.11
  14. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 18 — 35.
  15. Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников : Дис. ... канд. пед. Наук, Саратов, 2001. - 175 c.
  16. Луговская А. Если ребенок боится идти в школу. М.,2002. - 64с.
  17. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 5 — 17.
  18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М. : Педагогика, 1986. – 256 с.
  19. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001. - 256с.
  20. Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности //Дошкольное воспитание. - 1998.-№ 4. - С. 97-104.
  21. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. № 2. С. 105 — 117.
  22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.- 414 с.
  23. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002 – c 384.
  24. Сорокоумова Е.А. Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности через понимание текста. - Н- Новгород. -1989. - 88 с.
  25. Сухова Е.И. Современные проблемы преемственности в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Дисс. на соискание научной степени кандидата педагогических наук. М., 2001. - 220с.
  26. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Омск, 1997. - 171с.
  27. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988. - 208 с.
  28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1984.
  29. Якиманская И.С. Принципы активности в педагогической психологии//Вопросы психологии.-1989.-№6. - С.5-13.

Информация о работе Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования