Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

На всем протяжении жизни человека активность является средством для формирования духовной, интеллектуальной и творческой самореализации личности. В современных условиях обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Преемственность в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологическому воспитанию: теоретические аспекты 6
1.1. Понятие познавательной активности в научном знании 6
1.2. Психологические особенности проявления познавательной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте 12
1.3. Метод экспериментирования и его реализация в ДОУ и начальной школе на занятиях по экологическому воспитанию 17
1.4. Реализация принципа преемственности в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по экологическому воспитанию 22
Глава 2. Исследование влияния преемственности в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологии на уровень познавательной активности 25
2.1. Характеристика объекта исследования. Методика исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения

Работа содержит 1 файл

познавательная активность.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      4. Динамический стиль содержит выраженные психодинамические признаки, проявляющиеся во внешней поведенческой форме. Эти субъекты смелы и решительны в выборе объектов познания. Способности к разнообразной интеллектуальной деятельности, а также к деятельности в сфере познавательного общения основываются на благодатной психофизиологической почве. Однако в отличие от позитивного стиля субъектам с динамическим стилем активности может не хватать ответственности и волевых усилий, поэтому дальше инициаций в познавательной деятельности дело не идет. В связи с чем эти достаточно компетентные и способные на выдумку люди, презентуют себя за счет генерации идей, на реализацию которых у них часто не хватает сил и возможностей.

      5. Продуктивный стиль обеспечивается доминированием результативных признаков познавательной активности, в качестве которых выступает интеллектуальная продуктивность, выражающаяся как в успешности освоения деятельности, так и в достижении личностно значимых результатов, связанных с самореализацией. Определяющим в этом стиле является ориентация субъекта на цель, результат, которыми могут являться как внешние показатели, например академическая успеваемость, так и внутренние признаки, круг когнитивных компетенций (информированности, знаний, умений, навыков, способностей и др.). Субъект-носитель данного стиля является, как правило, целеустремленным, реалистичным, выполняющим действия осознанно, и всегда знающим, ради чего выполняется то или иное дело – своеобразный тип «целевика».

      6. Метакогнитивный стиль характеризуется выраженными рефлексивно-оценочными показателями личности с отрицательной эмоциональной окраской. Субъекты с этим стилем испытывают серьезные затруднения при проявлении и реализации познавательных намерений вследствие слабо сформированного умения анализировать ситуацию и часто преобладающей низкой самооценки. В связи с этим отмечается низкая потребность в инициативном поведении, доминирование внешнего локуса контроля, преобладающие негативные эмоции при необходимости проявления ответственности. Это тип осторожного, рефлексирующего человека, склонного к самоанализу, переходящему в «самокопание».

      Познавательная  активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.

      Научные исследования и наблюдения практиков  свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность  личности, знания, как правило, усваиваются  формально, не осознанно, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня.

1.2. Психологические  особенности проявления  познавательной активности  в дошкольном и  младшем школьном  возрасте

     Дошкольный  возраст является одним из важнейших  этапов жизни и развития ребенка. Дошкольный возраст является периодом возникновения личностных механизмов поведения, интенсивного формирования мотивационной сферы как ядерной структуры личности. В этом возрасте складывается первичное соподчинение мотивов, развиваются воля и произвольность ребенка [12].

     Появляются  новые виды деятельности:

     Игра  – первый и основной вид деятельности;

     Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность;

     Элементы  трудовой деятельности.

     Умственная  активность ребенка в возрасте 5–6 лет приобретает более самостоятельный характер, и он получает бесценный жизненный опыт. Интеллектуальная активность детей позволяет им без посторонней помощи предпринимать попытки решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять в предметах скрытые свойства и отношения.

     Среди разнообразных мотивов дошкольника  особое место занимает познавательный мотив, являющийся одним из ключевых и наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Принято считать, что для этого возраста характерны интенсивное формирование и выражение познавательных интересов ребенка [14, с. 11].

     Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного  психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений.

     Все авторы, занимавшиеся исследованием  этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

     Под познавательной активностью детей  дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

     Развитие  познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в заинтересованности ребенка в деятельности, настойчивость в познании, а также результативности деятельности в процессе получения знаний [8, с. 80-89].

     На  развитие познавательной активности ребенка-дошкольника  оказывают влияние развитие восприятия, наглядного мышления, появление зачатков логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.

     Возрастает  роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.

     Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

     В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка-дошкольника, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.).

     С.В. Кожакарь и С.А. Козловой [10] выявлены педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

     Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

     Следующим важнейшим этапом в жизни ребенка, во многом определяющим его дальнейшие успехи, является младший школьный возраст.

     Основной  характеристикой данного периода является сочетание в ребёнке черт дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника. Характерной чертой данного периода является формирование учебной деятельности, которая требует от ребёнка, как большого умственного напряжения, так и активности.

     Сензитивные периоды развития физиологических  и психических функций, особо  значимых для обучения (восприятие информации, внимание, память, на основе которых формируется вся познавательная интеллектуальная деятельность), приходятся именно на  младший школьный возраст.

     Главные новообразования этого возраста – произвольность, рефлексия, самоконтроль и внутренний план действий (Б.С. Волков, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Благодаря этому, как отмечает О.В. Соловьева, психика ребенка достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения [23, с. 384].

     Развивающиеся познавательные интересы делают младшего школьника способным не только отмечать тот или иной факт, но и проникать  в сущность некоторых явлений, вскрывать их причины. Именно в младшем школьном возрасте ярко выражен познавательный интерес, который основывается на интуитивном принятии ценности знания.

     Младший школьный возраст — время, когда  познавательная активность в широком  смысле этого слова (детская любознательность, интерес к новому) должна перерасти в учебную деятельность.

     Познавательная  активность учащихся младших классов  качественно отличается от познавательной активности дошкольника и объединяет в себе:

     -  потребность в овладении способами усвоения знаний (умением учиться);

     - потребность в познавательной (поисковой  и исследовательской деятельности);

     - потребность в творчестве.

     Показатели  познавательной  активности школьника широко описаны в ряде психолого-педагогических исследований (М.А. Данилов, T.В. Егорова, В.Н. Зыкова, А.А. Люблинская, Н.А.  Менчинская, Н.Г. Морозова, Н.А.  Половникова, В.Ф. Сибирякова, Г.И. Щукина, B.C. Юркевич   и др.). К ним относятся:   

     - любознательность школьника, проявляющаяся  в содержательных вопросах;

     - инициативность его действий  участие в дискуссиях, обсуждениях; 

     - усвоение информации за пределами обучения) владение приемами и способами решения интеллектуальных задач, ориентация на способ действия;

     - самостоятельность мышления, критичность и самокритичность и ряд других.

     Уровни  развития познавательной активности учащихся определяются мерой представленности в их деятельности указанных показателей.

     На  этой основе выделяются, как правило, три  уровня   активности: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский, инициативно-творческий (А.А. Люблинская, Г.И. Щукина   и др.). 

     В качестве условия  формирования познавательной активности учащихся выделяются:   введение познавательных задач и противоречий в учебный процесс (У.А. Данилов),  организация обучения на высоком уровне трудности (Л.В. Занков), реализация   системы познавательных задач (И.Я. Лернер), проблемное обучение   (Т.В. Кудрявцев, A.М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и  др.), построение обучения на основе содержательного обобщения (В.В.  Давыдов, Д.Б.  Эльконин), поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.Ф. Моргун и другие).

     Отмечается,  что стимулирующее влияние на формирование познавательной активности учащихся оказывает благоприятная атмосфера взаимоотношений, складывающаяся я процессе обучения (Я.Л. Коломинский), воспитание  у учащегося положительного отношения к учению (А.И. Липкина), возможность пережить радость от достижения значимых результатов (М.Ф. Морозов), осознание учащимися личностной значимости и общественного смысла учения (Н.Ф. Добрынин, Д.И. Божович, Л.И. Зюбин и другие).

1.3. Метод экспериментирования  и его реализация  в ДОУ и начальной  школе на занятиях  по экологическому  воспитанию

     Как отмечает ряд исследователей, удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, но эти потребности зачастую не возникают у детей сами по себе. Отсюда необходимость создания определенных условий, побуждающих к познавательной активности. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей, условий, на наш взгляд, является экспериментальная деятельность.

Информация о работе Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования