Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

На всем протяжении жизни человека активность является средством для формирования духовной, интеллектуальной и творческой самореализации личности. В современных условиях обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Преемственность в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологическому воспитанию: теоретические аспекты 6
1.1. Понятие познавательной активности в научном знании 6
1.2. Психологические особенности проявления познавательной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте 12
1.3. Метод экспериментирования и его реализация в ДОУ и начальной школе на занятиях по экологическому воспитанию 17
1.4. Реализация принципа преемственности в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по экологическому воспитанию 22
Глава 2. Исследование влияния преемственности в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологии на уровень познавательной активности 25
2.1. Характеристика объекта исследования. Методика исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения

Работа содержит 1 файл

познавательная активность.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Данная  тенденция характерна и для экспериментальной  деятельности детей — одного из наиболее эффективных методов формирования познавательной активности.

     Экспериментальная деятельность дошкольников на занятиях по экологии в ходе учебного процесса постепенно усложняется, в структуру экспериментальной деятельности включаются все новые элементы.

     Дети  не только экспериментируют, наблюдают, но и обсуждают полученные результаты, учатся делать выводы.

     Все это позволяет развивать познавательную активность дошкольников, а также становится основой для последующего обучения в школе, поскольку, как уже было отмечено, удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, на определенном этапе, более высокого уровня. 
 

Глава 2.  Исследование влияния преемственности в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологии на уровень познавательной активности

2.1. Характеристика объекта  исследования. Методика  исследования

     С целью выявления влияния преемственности  в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников на формирование познавательной активности, было проведено  настоящее исследование.

     Исследование  проводилось на базе 1 класса школы №  21  г. Владимира.

     Размер  выборки составил 26 чел., куда вошли  ученики первого класса.

     Из  них:

     - занимавшихся в ДОУ по программе  «Радуга» (авт. Т.Н.Дронова и др.) углубленному направлению (программа  «Юный эколог» С.Н.Николаевой) и  приступивших в 1 классе к изучению экологии по программе «Окружающий мир» А.А.Плешкова, М.Ю.Новицкой  (УМК «Перспектива») - 14 чел.

     - занимавшихся в ДОУ по программе  воспитания и обучения в детском  саду М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,  и приступивших  к изучению окружающего мира по программе «Окружающий мир» А.А.Плешкова, М.Ю.Новицкой  (УМК «Перспектива») - 12 чел.

     Исследование  проводилось в несколько этапов.

     На  первом этапе была создана совокупность тестов для исследования уровня познавательной активности младших школьников, куда вошли:

     1. Наблюдение за первоклассниками  в ходе учебной деятельности  на занятиях по экологическому  воспитанию.

     Наблюдение  осуществлялось по следующему плану:

     1) Как включается в учебный процесс:  по принуждению учителя или  одноклассников;  просьбе;  собственной  инициативе.

     2) Какова сосредоточенность внимания  на уроке: слушает невнимательно;  слушает под контролем учителя;  слушает внимательно, сосредоточиваясь  сам. 

     3) Задает ли вопросы, дополняет  ли ответы товарищей: не задает, не дополняет, задает по просьбе учителя; собственной инициативе.

     4) Характер вопросов: уточняющие; направленные  на познание сути явлений. 

     5) Какую учебную задачу выбирает: самую трудную; средней трудности;  легкую.

     6) Как решает учебную (экспериментальную)  задачу: ждет, когда начнут решать все вместе или подскажет учитель; начинает решать сразу самостоятельно; ищет разные способы решения поставленной задачи.

     2.  Тестирование детей с использованием  методики «Таинственное письмо»  (Приложение 3);

     3. Анализ поведения детей в предложенных ситуациях:

     Ситуация 1. Детям предлагается ряд вопросов-заданий, на которые очень трудно ответить. В данном случае их просят объяснить причины какого-либо природного явления. Задание заведомо трудное для младшего школьника. Для того чтобы  выполнить это задание,  нужен  поиск новой  информации.

     На следующий день эксперимент неожиданно повторяется: детям предлагается продолжить работу. Предполагается, что самые пытливые, любознательные из них будут самостоятельно отыскивать недостающую  информацию  в учебниках,   книгах и т.д.

     Ситуация 2. Детям предлагается рассмотреть малознакомый предмет и задать о нем любые вопросы. Инструкция формулируется следующим образом: «Что бы ты хотел(а) еще узнать, о чем спросить  по этому объекту?».

     Далее проанализировать полученные вопросы с точки зрения того, что в них отражено:

     а) углубленный поиск информации о предмете; 

     б)  стремление   получить уточняющие  сведения.

     На  втором этапе были сформированы две  группы испытуемых — учеников первых классов (Приложение 1).

     Экспериментальная группа (14 чел.). В группу вошли воспитанники МДОУ №20 г.Владимира, занимавшиеся в  МДОУ по программе «Радуга» углубленному направлению (программа «Юный эколог»  С.Н.Николаевой) и приступивших в 1 классе к изучению экологии по программе «Окружающий мир» А.А.Плешкова, М.Ю.Новицкой  (УМК «Перспектива»).

     В данном случае, преемственность в формировании познавательной активности на занятиях по экологическому воспитанию в процессе экспериментирования обеспечивалась включением детей в экспериментальную деятельность на ступени дошкольного образования и последующего экспериментирования на ступени начального образования.

     В частности, в соответствии с перспективным  планированием по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада предусмотрено экспериментирование детей как на занятиях по экологическому воспитанию, так и вне занятий, на прогулке (Приложение 2). При этом, экспериментальная деятельность дошкольников постепенно усложняется в том плане, что дети не только проводят эксперимент, наблюдают, но учатся рассуждать, делать логические заключения и выводы.

     Анализируя  результаты тестирования познавательной активности детей этой группы, проводимого  в подготовительной группе детского сада по методике Коротковой Н.А., Нежнова П.Г., нужно отметить улучшение показателей уровня познавательной активности к концу года (Приложение 3).

     Школьная  программа «Окружающий мир» А.А.Плешкова, М.Ю.Новицкой также предусматривает  экспериментирование младших школьников, причем на более высоком уровне.

     Контрольную группу школьников (12 чел.) составили  первоклассники, занимавшиеся в МДОУ по программе М.А.Васильевой, и приступивших в 1 классе к изучению экологии по программе «Окружающий мир» А.А.Плешкова, М.Ю.Новицкой  (УМК «Перспектива»). Предварительной подготовки в плане обеспечения преемственности не было.

     Следующим этапом исследования было проведение исследования уровня познавательной активности учеников 1 класса.

     Четвертым этапом исследования стал анализ и  интерпретация полученных результатов, и формулировка выводов.

     Критерии  оценки сформированности познавательной активности были разработаны на основе классификации уровней познавательной активности Т.И. Шамовой и адаптированы для учащихся начальной школы. В соответствии с этим выделены следующие уровни:

     Низкий  уровень познания. Включение учащихся в учебную деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Ученики данного уровня отличаются стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом того или иного учебного действия.  Они охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.

     Средний уровень познания. Отличительной чертой учащихся данного уровня является умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели. Данный уровень характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

     Высокий уровень познания. Учащиеся достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

     Сформированность  экологических знаний оценивалась  в процентах.

2.2. Анализ результатов  исследования

     Результаты  проведенного исследования представлены в таблице 1.

     Таблица 1

  Экспериментальная группа Контрольная группа
Чел. % Чел. %
высокий 8 58 4 33
средний 5 35 6 51
низкий 1 7 2 16
всего 14 100 12 100

 

                                                                          Рис. 1.

     Анализ  результатов, полученных в ходе исследования, позволяет сделать следующие  выводы. Уровень познавательной активности у детей, вошедших в экспериментальную группу, познавательная активность которых формировалась посредством участия детей в экспериментировании и которым была обеспечена преемственность между детским садом и начальной школой, выше, чем у детей контрольной группы.

     Эти дети имеют более широкие и стойкие познавательные интересы, более активно включаются в познавательную деятельность, имеют навыки самостоятельной деятельности, стремление к поиску путей решения учебной задачи.

                                                    Заключение

      Итак, результатами проведенной работы стали  следующие:

      - раскрыты основные подходы к  определению понятия познавательной  активности, на основе которых  познавательная активность может  быть определена как интегративное образование личности, включающее мотивационный, эмоционально–волевой и поведенческий компоненты. Генетический подход к проблеме познавательной активности позволяет рассмотреть ее как психологическую предпосылку формирования познавательного интереса, являющегося наиболее высокой формой познавательного отношения человека к действительности.

      - рассмотрены психологические особенности  проявления познавательной активности  в дошкольном и младшем школьном  возрасте,

     Познавательная  активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

     На  развитие познавательной активности ребенка-дошкольника  оказывают влияние развитие восприятия, наглядного мышления, появление зачатков логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка-дошкольника, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение, потребность в новых впечатлениях, общий уровень развития активности. Познавательная активность учащихся младших классов качественно отличается от познавательной активности дошкольника, что обусловлено новообразованиями в психике ребенка и объединяет в себе: потребность в овладении способами усвоения знаний (умением учиться); потребность в познавательной (поисковой и исследовательской деятельности); потребность в творчестве.

Информация о работе Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования