Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

На всем протяжении жизни человека активность является средством для формирования духовной, интеллектуальной и творческой самореализации личности. В современных условиях обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Преемственность в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологическому воспитанию: теоретические аспекты 6
1.1. Понятие познавательной активности в научном знании 6
1.2. Психологические особенности проявления познавательной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте 12
1.3. Метод экспериментирования и его реализация в ДОУ и начальной школе на занятиях по экологическому воспитанию 17
1.4. Реализация принципа преемственности в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по экологическому воспитанию 22
Глава 2. Исследование влияния преемственности в формировании познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования на занятиях по экологии на уровень познавательной активности 25
2.1. Характеристика объекта исследования. Методика исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения

Работа содержит 1 файл

познавательная активность.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Термин «экспериментирование» можно определить как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях [11, с. 56].

     В образовательном процессе дошкольного  учреждения и начальной школы  учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами экологических знаний, с  правилами жизни в обществе и т.п.

     Детское экспериментирование это не изолированный  от других вид деятельности. Оно  тесно связано со всеми видами деятельности.

     В зависимости от характера выполняемой  деятельности можно говорить о репродуктивной (исполнительской) и творческой реализованной активности. Данное утверждение относится и к экспериментальной деятельности детей.

     В экспериментальной детской деятельности, если превалирует репродуктивная активность, это может обозначать, что эта  деятельность организована в виде эксперимента (опыта) – интересного и увлекательного для ребенка, но мало эффективного для развития его личностного роста. Чтобы обеспечить развитие творческой (собственной) активности необходимо организовывать детское экспериментирование с позиций деятельностного подхода.

     Познавательная  экспериментальная деятельность, как  и любая, имеет преобразовательную природу, в процессе деятельности происходит изменение, совершенствование самой  познающей личности.

     Показателями  овладения детьми экспериментальной  деятельности также можно выделить отношение к данной деятельности и ряд умений:  целеполагания, планирования, реализации, рефлексии.

     При отборе содержания детского экспериментирования  необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

     Познавательная активность ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

     Основой познавательной активности ребенка  в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны педагога реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

     Развитие  познавательной активности детей на занятиях по экологическому воспитанию посредством экспериментирования  представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым знакомятся дети  (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

     В связи с этим в дошкольном образовательном  учреждении и начальной школе  эксперимент должен отвечать следующим  условиям: максимальная простота конструкции  приборов и правил обращения с  ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

     Структура экспериментов на занятиях по экологии может быть следующей:

     - постановка проблемы;

     - поиск путей решения проблемы;

     - проведение наблюдения;

     - обсуждение увиденных результатов; 

     - формулировка выводов. 

     Эксперименты  бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

     По  характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными: констатирующие (позволяющие увидеть какое –  то одно состояние объекта или  одно явление), сравнительные (позволяющие  увидеть динамику процесса) и обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

     По  способу применения эксперименты могут  быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.

     Демонстрационные  проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

     В остальных случаях лучше проводить  фронтальные эксперименты, так как  они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

     Однако  знакомство дошкольников с физическими  явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде.

     Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

     Особое  интеллектуально активное, эмоциональное  отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание  и представление о предметах  и явлениях мира.

     Критерием результативности детского экспериментирования  является не качество результата, а  характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение  к реальному миру.

     Организация экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.

1.4. Реализация принципа  преемственности  в формировании  познавательной активности  детей дошкольного  и младшего школьного  возраста на занятиях  по экологическому  воспитанию

     Прежде, чем рассмотреть основы реализации принципа преемственности в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по экологическому воспитанию, обратимся к анализу основных подходов к определению принципа преемственности.

     Наиболее  общее понимание преемственности  трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.

     Рассматривая  основные подходы к определению  преемственности, нужно отметить, что  одни ученые (Т.И. Бабаева и др.) считают, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой. Преемственность охарактеризована ими со стороны динамики развития детей, организации и осуществления самого педагогического процесса [3, 20].

     Другие  ученые (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков) основным компонентом преемственности  считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса [19]. Некоторые (Т.Б.Анисимова, Т.В.Плотникова и др.) характеризуют преемственность в формах и методах обучения [1,2,16].

     Основываясь на анализе основных подходов к определению  принципа преемственности, преемственность  между дошкольным учреждением и  начальной школой в образовательном процессе можно определить, как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть, – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

     С точки зрения детского сада преемственность  – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

     С позиции школы преемственность  – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у  ребёнка, пройденное осмысливается  на более высоком уровне.

     Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

     Преемственность - это не что иное, как опора  на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего.

     Установление  преемственности между детским  садом и школой способствует сближению  условий воспитания и обучения детей  дошкольного и младшего школьного  возраста. Благодаря этому переход  к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

     Применительно к процессу экологического воспитания старших дошкольников и младших  школьников, преемственность  можно  определить как целостный процесс  перспективного формирования экологической  культуры ребёнка, выражающийся в накоплении им опыта взаимодействия с социоприродным окружением, развитии умения осуществлять экологически целесообразную деятельность на основе системы получаемых в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе представлений и элементарных понятий, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому.

     Программы детского сада и начальной школы  предусматривают преемственность  в содержании экологического образования.

     Преемственность между детским садом и школой в формировании познавательной активности детей осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы по экологическому воспитанию. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует приемы, часто применяемые в детском саду (игровые моменты); воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.

Информация о работе Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экспериментирования