Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Формирование у подрастающего поколения Республики Беларусь ценностного отношения к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом. Развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………….……………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У
ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………
1.1 Понятие патриотизма и гражданственности…….…………………..
1.2 Формирование патриотизма и гражданственности у белорусских школьников……………………………….............................................
1.2.1 Идеологические основы в воспитании гражданственности и патриотизма……………………………………………………………
1.2.2 Цель и задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………
1.2.3 Принципы патриотического воспитания молодежи…………………
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………..
2.1 Организация исследований по определению путей формирования гражданственности и патриотизма у школьников……………….……………………………………………
2.2 Условия и критерии эффективного формирования патриотизма и гражданственности в деятельности классного руководителя…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………....................

Работа содержит 1 файл

К урсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать)
 

       В подавляющем большинстве случаев  воспитательную работу с классным коллективом  общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.

       Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. .[21,с. 11]

       Деятельность  классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию  к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. .[13,с. 9]

       Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка  необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. .[18,с. 6]

       С моей точки зрения, воспитанность  – это показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения. .[15,с. 23]

       Чтобы заинтересовать детей, можно использовать урок-путешествие, урок-размышление,  посещение музеев и т.д.

       Процесс выработки нравственных представлений  по  вопросам патриотизма и гражданственности  осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

       В младших классах у ребят формируются  самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут.

       Школьники среднего возраста, подростки еще  склонны в восприятию конкретного  и яркого в жизни, но начавшийся процесс  самосознания побуждает их к политическому  осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему.

       Старшие школьники, юноши и девушки стремятся  к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые  помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать  себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации. .[1,с. 55]

       Вполне  естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

       Поэтому возвращаясь к выбранной тематике данной курсовой работы, а так же проводимой исследовательской части и ее результатом, мы видим, что именно плановая, целенаправленная, слаженная работа классного руководителя, совместно со всеми заинтересованными субъектами в воспитании ребенка ведет к положительным плодам целенаправленной работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Подводя итог проведенной работе, мы должны заметить следующее. Задача формирования у учащихся гражданственности и патриотизма в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок,  важна и актуальна.

    Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством,  не станет добиваться признания, унижая и другие нации и национальности.

    В решении поставленной задачи могут  и должны участвовать все звенья педагогической системы. Классный руководитель, педагог, на чьи плечи традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может и в данном случае является  важным звеном в деле формирования гражданского и патриотического самосознания. .[20,с. 23]

    С этой целью оказывается возможным наполнить традиционные формы работы классного руководителя с учащимися патриотическим содержанием, что будет способствовать знакомству учащихся с традициями, культурой, языком белорусского народа.

       Задачи, поставленные в начале написания данной работы, а именно изучить и проанализировать литературу по данному вопросу, прививать глубокое уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре народа Беларуси, создавать условия для:

       - воспитания у школьников уважительного отношения к символам и героям государства;

- формирования  чувства гордости за свою страну  и готовности к выполнению  социальной роли гражданина РБ;

- воспитания уважения к вооруженным силам РБ и защитнику Отечества; были выполнены.

       А заявленная гипотеза: основы формирования гражданственности и патриотизм прививаются у школьников на примере подвига и жизни почетных граждан и героев Республики Беларусь была доказана подведенным итогом всей практической части данной курсовой работы.

       Так как при проведении в первый раз анкетирования учащихся, на вопрос: Есть ли современный пример для подражания истинных ценностей патриотизма? Кто? Затруднились ответить – 78,3%, а после проведения ряда мероприятий мы видим, что жизненный путь В.Н. Карвата может быть примером для подражания у 21-го из 23-ох опрошенных.

     У каждого молодого человека должно быть понимание того, что Родину надо воспринимать в двух органически  взаимосвязанных аспектах: во-первых, это место рождения и обитания, во-вторых, родная страна, Отчизна –  Беларусь. Наилучший путь познания, принятия, восприятия просторов и духа народа всей страны лежит через глубокую любовь к своей малой родине: родителям, отчему дому, селу или городу, тропинке в поле, лесной полянке, школе, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре.

 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

1. Арлова  Г. П. Народная педагогіка ў  выхаваўчай рабоце школы. –  Мн.: ГВЗАТ «Маладняк», 1995. – 160 с.

2. Гаязов  А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. – Че-лябинск: Мзд-во ЧГПУ, 1995. – 238 с.

3. Гаязов  А. С. Формирование гражданских качеств школьников в процессе трудовой деятельности Учебное пособие к спецкурсу. – Куйбышев, 1990. – 93 с.

4. Герб  і сцяг беларускай дзяржавы. –  Мн.: Юнацтва, 1997. – 32 с.

5. Гражданское  образование: зарубежный опыт проблемы развития. Мнформ. и учебно-метод. материалы для преподавателей средних учебных заведений / Н. Н. Дунаева, Н. Н. Лис, – Мн.: ЗАО «Пропилен», 1995. – 95 с.

6. Данилова  А. М. Формирование у школьников гражданственности в деятельность детского объединений // Проблемы выхавання. – 2000. – № 2. – С. 99-116.

7. Добрович  А. Б. Воспитателю о психологии и психологии общения: Книга для учителя и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

8. Завадская Ж. Е., Шевченко Л. В. Гражданином быть обязан. – Мн.: Нар. асвета, 1987. – 53 с.

9. Идеология  и молодежь Беларуси. – Мн. Академия  управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 463 с.

10. Кабуш У. Т. Выхаванне ў сучаснай школе. – Мн.: ГВЗТ, 1995. – 187 с.

11. Катович Н.К. Модели воспитания школьников: Пособие для руководителей учреждения образования, педагогов, воспитателей. – Мн.: НМЦентр, 2000. – 120 с.

12. Левко А. Н. Формирование гражданских качеств личности: методологические проблемы и практический опыт // Адукацыя і выхаванне. – 1997. – № 10 – 11. – С. 12-22.

13. Мартынова В. В. Программно-методологические рекомендации по организации работы с учащимися. – Мн.: Нар. асвета, 1995.

14. Марьенко Н. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.

15. Мушнискнй В. О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. – М.: Международные отношения, 1996. – 304 с.

16. Никитин А. Ф. Граждановедение: Учеб. пособне для 3 – 4-х кл. обшеобразо-ват. шк. – М.: Назрань: АСТ, 1998. – 207 с.

17. Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Сов. педагогика. – 1990. – № 7. – С. 32 – 38.

18. Овчанникова И. Г. Гражданский образ мыслей и поступков (школьников) // Воспитание школьников. – 1990. – № 1. – С. 16 – 18.

19. Петроченко Г. Г. Первые уроки гражданственности: Пособие для учителей по ознакомлению детей с общественной жизнью. – Мн.: Нар. асвета, 1982. – 71 с.

20. Петухов В. М. Воспитание гражданственности по средствам искусства. – Мн.: Белорусское искусство, 1993. – 68 с.

21. Петухоў У. М. Урокі грамадзянскасці // Адукацыя і выхаванне. – 1995. – № 2. – С. 63 – 66.

22. Саяпмина П. Г. Ознакомление школьников с родным краем // Нач. школа. – 2001. № 2. – С. 74 – 81.

23. Суколено П.Н. В. Современные проблемы гражданского образования и воспитания учащейся молодежи. Монография. – М.: РНЦ «Альфа», 2000. – 126 с.

24. Толкачева О. В. Гражданское воспитание учащихся начальной школы. Прогр.-метод. комплекс: Учеб.-метод. пособие / Под ред. проф. Буткевнч В. В. – Мн.: БГПУ нм. М. Танка, 2002. – 69 с.

25. Концепция  воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь / Мн.: Настаўніцкая газета, 1990. – 23 с.

Информация о работе Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников