Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Формирование у подрастающего поколения Республики Беларусь ценностного отношения к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом. Развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………….……………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У
ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………
1.1 Понятие патриотизма и гражданственности…….…………………..
1.2 Формирование патриотизма и гражданственности у белорусских школьников……………………………….............................................
1.2.1 Идеологические основы в воспитании гражданственности и патриотизма……………………………………………………………
1.2.2 Цель и задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………
1.2.3 Принципы патриотического воспитания молодежи…………………
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………..
2.1 Организация исследований по определению путей формирования гражданственности и патриотизма у школьников……………….……………………………………………
2.2 Условия и критерии эффективного формирования патриотизма и гражданственности в деятельности классного руководителя…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………....................

Работа содержит 1 файл

К урсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

- уважение культуры национального большинства;

- интерес к языку, истории и культуре Беларуси;

- уважение правил, норм и законов жизни людей других национальностей, проживающих в Республике Беларусь;

- наличие преемственности во взаимоотношениях поколений;

- участие в созидательной, преобразующей деятельности на благо национальной культуры.[25,с. 11]

     Важным  направлением патриотического воспитания молодежи может стать культурно-патриотическое воспитание, основу которого составляет культурно-исторический компонент. Богатые культурные традиции, национальный колорит, талантливость исполнителей, инициатива Беларуси по воссоединению славянской культуры укрепляют авторитет республики, способствуют развитию патриотических чувств народа.

     Весьма  привлекательным для молодежи является спортивно-патриотическое воспитание, основной компонент которого – физический. Высокие достижения белорусских  спортсменов в значительной мере способствуют поднятию престижа Республики Беларусь, инициируют патриотические чувства у граждан республики.

     С древних времен и до настоящего времени  актуальны героико-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.

     Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви  к своей Родине и уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. При проведении героико-патриотического воспитания молодежи помимо героико-исторического компонента как основного в той или иной мере используются также культурно-исторический, социально-политический и духовный компоненты. Объектом воспитания здесь могут быть практически все слои населения, и в первую очередь дети и молодежь. .[19,с. 20]

     Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви  к своей Родине и формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению конституционного долга по защите своего Отечества. При проведении военно-патриотического воспитания необходимо использование всех компонентов патриотического воспитания при ведущей роли военно-технического и физического компонентов. Объектом воспитания здесь уже будут преимущественно юноши и молодые мужчины. Военно-патриотическое воспитание играет важную роль как в подготовке допризывников и призывников к военной службе, так и в воспитании военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь. .[19,с. 24]

 

ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

    1. Организация исследований по определению путей формирования гражданственности и патриотизма у школьников.

       Для разрешения выше поставленных задач  проводились исследования на базе государственного учреждения образования общеобразовательной средней школы № 18 города Барановичи в девятом классе. Основные задачи исследовательской работы были следующие:

       Достичь полного взаимодействия между всеми  субъектами воспитательного и образовательного процессов, в воспитании патриотизма  и гражданственности школьников, любви к малой родине и своему Отечеству.

         Через различные формы работы  привить ребенку ощущение себя как гражданина своей страны и истинного ее патриота.

       Чтобы подтвердить гипотезу исследования, основанную на том, что основы формирования гражданственности и патриотизм прививаются у школьников на примере подвига и жизни почетных граждан и героев Республики Беларусь были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, экскурсия, анкетирование.

       В воспитании патриотизма и гражданственности  большое значение имеет осознание  учащимися сущности и важнейших  сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются  взгляды, убеждения и установки поведения. .[10,с. 69]

       Основываясь на всем этом, а так же для анализа  проделанной практической работы на начальном этапе при проведении классного часа, было организованно анкетирование учащихся, для определения их осознания понятий патриотизма, гражданственности, а так же ощущение своей принадлежности к своей стране. (Приложение А)

       В анкетировании приняло участие 23 учащихся девятого класса, 14 девочек и 9 мальчиков. При подведении итогов получены следующие результаты:

       Считаете  ли вы себя патриотом? (Да – 65,25 %), готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? (Да – 69,6 %), хотели ли вы уехать из Беларуси навсегда? (Нет – 74 %), за или против службы в армии? (За – 26 %), нужно ли патриотическое воспитание в школе? (Да – 91 %), помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций? (Да – 34,8 %). Есть ли современный пример для подражания истинных ценностей патриотизма? Кто? (Затрудняюсь ответить – 78.3 %), в основном, если кто и указывал примеры для подражания, апеллировал общими обобщающими названиями, а именно такими как: ветераны, герои ВОВ, афганцы.

       Подводя итоги полученных результатов, можно определить, что участвующие респонденты в своем большинстве считают себя патриотами и готовы в будущем прилагать усилия для процветания своей страны, однако лишь малая часть из всех респондентов положительно относится к службе в армии, считая, что как таковых примеров с указанием фамилий для подражания в нашей стране нет.

             Проанализировав итоги  анкетирования, был организован  классный час на тему: «Он любил  это небо!» посвященный Первому  Герою Беларуси – В.Н. Карвату. (Приложение Б), а позже состоялась экскурсия в музей 61-ой истребительной авиационной базы, в которой ребята имели возможность столкнуться в живую с героическим подвигом Первого Героя Беларуси. (Приложение В). После чего было проведено повторное анкетирование. (Приложение Г).

       Всего приняли участие 23 человека. Из них  девушек 14, юношей 9.

       На  вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?»  были получены следующие ответы:

       1. Да – 18

       2. Нет – 1

       3. Частично – 3

       4. Не знаю – 1

       Таким образом, больше половины относят себя к патриотам. Сомневаются или частично относят – 3 человек. Два человека не смогли определиться или не относят себя к патриотам.

       На  вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей  степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств» были получены следующие результаты:

       Школа – 8.

       Родители  – 7.

       Окружающие  люди – 5.

       СМИ – 6.

       Другое  – молодежная организация БРСМ.

       Не  ответил – 1.

       Подводя итоги, можно сказать, что наибольшее влияние оказывают школа и  родители, меньшее влияние – СМИ, окружающие люди. Особое положение занимают молодежные организации, так как необходимо процентное соотношение между представителями организаций и молодежью, не посещающей их.

       На  вопрос «По каким признакам определяется понятие патриотизма» мы получили следующее  распределение:

       1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу – 8.

       2. Непримиримость к представителям  других наций и народов –  0.

       3. Интернационализм, готовность к  сотрудничеству… – 1.

       4. Бескорыстная любовь к своей  Родине, готовность к самопожертвованию  ради ее блага или спасения – 7.

       5. Любовь к родному дому, городу…  – 22.

       6. Стремление трудиться для процветания  Родины… – 22.

       7. Не актуально для современной  молодежи – 1.

       8. Патриотизм как романтический  бред, литературная выдумка –  0.

       Рассматривая  вопрос в совокупности с вопросами самоопределения понятия «патриотизм» и «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя патриотизм», можно увидеть, что те, кто определили патриотизм через самопожертвование, понятие веры, на первый вопрос отвечали, как правило, «не знаю», «частично». Не смог определиться с ответом человек, отрицающий свое патриотическое чувство.

       На  следующий вопрос патриотизм им будет  определен как неактуальное, несовременное  для молодежи чувство. Поэтому можно  отметить, что учителю необходимо достаточно осторожно оперировать понятиями, больше опираться на естественные проявления чувств, на близкие учащимся компоненты проявления патриотизма, чаще опираться на жизненный материал самих учеников.

       Таким образом, наибольшее значение придается  таким составляющим, как: любовь к родному дому, национальное самосознание, бескорыстная любовь и самопожертвование. И если первое и второе составляющие достаточно адекватны, то последнее с психологической точки зрения можно отнести к демонстративности, юношескому максимализму. Стремление трудиться на благо своей Родины можно расценивать и как адекватное понимание повседневного патриотизма, и как инфантилизм, в зависимости от того, что вкладывалось в данную фразу респондентом.

       На  вопрос о том, какие качества должны присутствовать у патриота, и просьбу определить, насколько эти качества развиты у самого респондента, были получены следующие результаты:

       1. Наибольшую значимость респонденты  придают уверенности в себе  – 11 человек. 

       2. Вторую по значимости строчку  заняли воля и честность, отмеченные 10 респондентами в каждом случае.

       3. Третью строчку занимают активная  жизненная позиция, умение осуществлять  самоконтроль (составляющая воли), смелость (также составляющая воли), чуткость. Волевые качества, как и ранее,  получили высокую оценку; активная жизненная позиция – 9 респондентов. Можно предположить некоторую неудовлетворенность своей активностью на фоне ранее описанных факторов, по которым достаточно высокая самооценка. Чуткость – 9 респондентов, (очень высокие показатели).

       4. Больше половины респондентов  также отмечали такие качества, как здоровье, любовь, наличие друзей (эмоциональная поддержка, опора,  совесть), стремление к познанию (образованность), свободу, счастливую  семейную жизнь, воспитанность,  жизнерадостность, исполнительность, независимость (так исполнительность или независимость?), ответственность, терпимость. Некоторая противоречивость полученных данных может служить хорошей основой для глубоких бесед о патриотизме с учащимися и представляет, пожалуй, наиболее интересный результат данной анкеты.

       5. В характеристику патриотизма  не вошли или получили единичную  оценку:

       материальная  обеспеченность,

       общественное  признание,

       продуктивная  жизнь,

       развлечение,

       аккуратность,

       высокие жизненные запросы,

       непримиримость  к другим.

       Анализ  этого материала также может  стать хорошей темой для классного  часа.

       Последний вопрос: Считаете ли вы, что жизненный путь В.Н. Карвата может быть примером для подражания? Из общего числа опрошенных ответили положительно 21 человек, и лишь двое затруднились ответить на этот вопрос.

       Подводя итог всей практической части данной курсовой работы, можно отметить, что  гипотеза в целом подтверждена. Так  как при проведении в первый раз  анкетирования учащихся, на вопрос: Есть ли современный пример для подражания истинных ценностей патриотизма? Кто? Затруднились ответить – 78,3 %, а после проведения ряда мероприятий мы видим, что жизненный путь В.Н. Карвата может быть примером для подражания у 21-го из 23-ох опрошенных, что составляет более 91 % 

     
    1. Условия и критерии эффективного формирования патриотизма и гражданственности в деятельности классного руководителя.

Информация о работе Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников