Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Формирование у подрастающего поколения Республики Беларусь ценностного отношения к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом. Развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………….……………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У
ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………
1.1 Понятие патриотизма и гражданственности…….…………………..
1.2 Формирование патриотизма и гражданственности у белорусских школьников……………………………….............................................
1.2.1 Идеологические основы в воспитании гражданственности и патриотизма……………………………………………………………
1.2.2 Цель и задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………
1.2.3 Принципы патриотического воспитания молодежи…………………
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………..
2.1 Организация исследований по определению путей формирования гражданственности и патриотизма у школьников……………….……………………………………………
2.2 Условия и критерии эффективного формирования патриотизма и гражданственности в деятельности классного руководителя…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………....................
Р
Е Ф Е Р А
Т
Курсовая работа: 36 с., 25 источников, 4 прил.
Объектом исследования
курсовой работы является система воспитания
гражданственности и
Предметом же исследования
выступает воспитательный процесс,
формирующий чувства
Видя особую актуальность тематики данной курсовой работы, определим её основную цель:
- формирование у
подрастающего поколения
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, экскурсия, анкетирование.
Практическая
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ………………..………………………………….…………………… |
3 | |
ГЛАВА 1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И ПАТРИОТИЗМА У
ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………… |
7 | |
1.1 | Понятие
патриотизма и |
13 | |
1.2 | Формирование
патриотизма и | ||
1.2.1 | Идеологические
основы в воспитании гражданственности
и патриотизма………………………………………………… |
16 | |
1.2.2 | Цель
и задачи гражданского и патриотического
воспитания молодежи………………………………………………………… |
18 | |
1.2.3 | Принципы патриотического воспитания молодежи………………… | 19 | |
ГЛАВА 2 | ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ……………………………………………………………….. | 24 | |
2.1 | Организация
исследований по определению путей
формирования гражданственности и патриотизма
у школьников……………….………………………………… |
24 | |
2.2 | Условия
и критерии эффективного формирования
патриотизма и |
29 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ………………………………………………………………………….. | 32 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………. | 34 | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | ……………………………………………………………...... |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Воспитатели, учителя должны знать, кого им нужно воспитывать
или выучить, знать не только тот педагогический материал,
который сидит или бегает под их руководством,
но и тот умственный и нравственный идеал,
к которому они обязаны приближать эти вверенные им
маленькие живые будущности.
В.О.Ключевский
Современная,
экономическая и
В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания у молодежи гражданственности и патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Поэтому в воспитании подрастающего поколения гражданско-патриотическое направление, как составляющая идеологического воспитания, было, есть и останется приоритетным.
Главной целью и сутью воспитания подростка является формирование и развитие его как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.
Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека.
Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем, как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.
Общая цель современного воспитания - сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.
Гражданско-
Социологические исследования, проводимые в Республике Беларусь, показали, что 58,2% опрошенных юношей и девушек гордятся своей страной – (затруднились определиться – 20,2%). Живут надеждами (60,3%) и уверенностью (26,2%) большинство юношей и девушек, каждый четвертый испытывает чувство неопределенности. [9,с.398]
Видя особую актуальность тематики данной курсовой работы, определим её основную цель:
- формирование у подрастающего поколения Республики Беларусь ценностного отношения к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Создавать условия для:
- воспитания
у школьников уважительного
- формирования чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина РБ;
- воспитания уважения к вооруженным силам РБ и защитнику Отечества;
Объектом исследования курсовой работы является система воспитания гражданственности и патриотизма школьников.
Предметом же исследования выступает воспитательный процесс, формирующий чувства гражданственности и патриотизма.
Гипотеза исследования основывается на том, что основы формирования гражданственности и патриотизм прививаются у школьников на примере подвига и жизни почетных граждан и героев Республики Беларусь.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, экскурсия, анкетирование.
Сегодня работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников заключается в формировании в их сознании потребности иметь свою семью, хранить и защищать ее, в необходимости коллективного объединения, коллективного сознания безопасности, понятия своей страны, своей Родины и осознанной необходимости всем миром защищать то, что называют своим домом, своей землей, своим Отечеством.[6,с. 23]
Тематика написания данной курсовой работы актуальна не только в данный момент, а будет актуальна, постоянна, так как лишь привив чувство гражданственности и патриотизма молодому поколению можно быть уверенным в процветании нашей страны и светлом будущем Отечества, Родины. Она волновала умы человечества на протяжении веков. Беларусь в своём развитии переживала всплески патриотизма (Великая Отечественная война) и проявления антипатриотизма (деятельность неформальных объединений и группировок, уклонение от воинской службы и т.п.). Поэтому необходимость воспитания патриотизма и гражданственности у молодёжи вновь актуализировалась. Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности».
Практическая
значимость курсовой работы состоит
в следующем: данный материал может
быть использован классными
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Понятие патриотизма и гражданственности.
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. [2,с.38]
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:
«Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей Родины». [8,с.9]
Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), -это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины». [8,с.11]
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте. [23,с.32]
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». [11,с.76]
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». .[22,с. 9]
Истинный
патриотизм по своей сущности гуманистичен,
включает в себя уважение к другим
народам и странам, к их национальным
обычаям и традициям и
Информация о работе Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников