Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Формирование у подрастающего поколения Республики Беларусь ценностного отношения к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом. Развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………….……………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У
ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………
1.1 Понятие патриотизма и гражданственности…….…………………..
1.2 Формирование патриотизма и гражданственности у белорусских школьников……………………………….............................................
1.2.1 Идеологические основы в воспитании гражданственности и патриотизма……………………………………………………………
1.2.2 Цель и задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………
1.2.3 Принципы патриотического воспитания молодежи…………………
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………..
2.1 Организация исследований по определению путей формирования гражданственности и патриотизма у школьников……………….……………………………………………
2.2 Условия и критерии эффективного формирования патриотизма и гражданственности в деятельности классного руководителя…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………....................

Работа содержит 1 файл

К урсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

     Приведенное определение позволяет уяснить  содержание понятия патриотизма. Оно  включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

     проявление  гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. [2,с.74]

     Истинный  патриотизм предполагает, как видно  из его определения, формирование и  его длительное развитие целого комплекса  позитивных качеств. Основой этого  развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

     Природа, родители, родственники, Родина, народ  – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения». .[24,с. 20]

       Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации и др. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

     Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.

     Вопросы патриотического воспитания подрастающего  поколения рассматриваются в  немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова, Н.К.Беспятова, Буторина Т.С., Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.[16,с. 112]

     Таким образом, значимость изучения системы  патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

     К настоящему времени в Республике Беларусь уже сформирована определенная нормативно-правовая база по вопросам молодёжной политики, по идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию.

     Проблемы  патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных  документах Министерства образования  РБ, государственных программах, в  которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

       Ставится задача формирования  у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. .[5,с. 28]

       Что же такое «патриотизм» и кого можно назвать патриотом?

       Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней - это: эмоциональное восприятие первого жилища, своего двора, улицы, района (деревни), своих родителей; звуков птичьего щебета, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов; песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев, образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, - влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне. [3,с 17]

     Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее приукрашения и обустройства; помощь своим землякам и соотечественникам, начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом, – это патриотизм. [4,с.21]

     Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (в подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего, его соотечественники.

     Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека:

  • постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье;
  • хорошо воспитанного и образованного;
  • имеющего свою семью, почитающего предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков;
  • содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения;
  • работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины. [6,с. 41]

     Если  патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, с его политической активностью. Понятие «гражданственность - многозначно: активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов. Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политическое участие». .[12,с. 22]

       Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения:

  • любовь к Родине;
  • лояльность в отношении к политическому строю;
  • следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны;
  • стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее;
  • нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [7,с.52]

       Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.  

    1. Формирование  патриотизма и  гражданственности  у белорусских школьников.

     В современных социокультурных условиях воспитательная технология реализации идеологии белорусского государства выступает способом формирования патриотизма, гражданственности, социальной активности у подрастающего поколения.

     Движение  белорусского общества к социально  справедливому, демократическому, цивилизованному  государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже  недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.

     Система национальных ценностей как идейная основа воспитательной системы выражается в таких понятиях как патриотизм и гражданственность. Рассмотрим что же такое патриотизм и гражданственность.

     1. Патриотизм – любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов. .[14,с. 62]

     2. Гражданственность – долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социального ориентированная направленность, многоукладный характер экономики – государственная и частная формы собственности); осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов. .[14,с. 68]

     В процессе проведения внеурочных занятий классным руководителем с учащимися по вопросам национальной идеологии значимое место занимают уроки гражданской культуры, основу которой составляют общечеловеческие ценности: права человека, свобода, справедливость, равенство, патриотизм.

     Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

     В содержательном плане важно выделять и рассматривать основные характеристики национальных ценностей белорусского народа, особенности белорусской модели развития, а также содержание государственных минимальных стандартов.

     Актуально обучение навыкам моделирования  социально значимого поведения  в конкретных ситуациях, при решении жизненных задач.

     В ходе проведения уроков гражданской  культуры рекомендуется использовать групповые, парные, коллективные формы  работы; творческие задания и воспитывающие  ситуации; самоанализ и самооценку, воспитание на примере личностей сыгравших большую положительную роль в истории белорусского народа.

     Важной  задачей совершенствования социально  значимых отношений является привлечение  подростков к оценочной деятельности, организации их на уровне самооценки, что дает возможность каждому  воспитаннику реально оценивать свое поведение, отношения, видеть результаты деятельности, планировать собственное развитие. Самооценка способствует воспитанию, социализации и самовоспитанию, которое возникает только в подростковом возрасте. Благодаря самовоспитанию, подросток находит новые способы самоопределения.

     Наряду  с отношениями к внешнему миру необходимо вырабатывать и отношение  к себе, т.е. приобщать к самопознанию, самоактулизации, саморегуляции и в итоге к самосовершенствованию.

Информация о работе Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников