Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Формирование у подрастающего поколения Республики Беларусь ценностного отношения к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом. Развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………….……………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У
ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………
1.1 Понятие патриотизма и гражданственности…….…………………..
1.2 Формирование патриотизма и гражданственности у белорусских школьников……………………………….............................................
1.2.1 Идеологические основы в воспитании гражданственности и патриотизма……………………………………………………………
1.2.2 Цель и задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………
1.2.3 Принципы патриотического воспитания молодежи…………………
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………..
2.1 Организация исследований по определению путей формирования гражданственности и патриотизма у школьников……………….……………………………………………
2.2 Условия и критерии эффективного формирования патриотизма и гражданственности в деятельности классного руководителя…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………....................
Основные социально значимые ценности (совестливость, дружба, долг, семья, мир, добро) усваиваются при проведении коллективных, групповых творческих дел, тестов, ролевых игр и личном участии в организации воспитательных занятий. .[7,с. 91]
Каждый, кто желает приобщиться к системе социально значимых ценностей, достигнет этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Вполне понятно, что стремления учащихся различны, но если согласиться с тем, что социальные знания необходимы всем воспитанникам, то становится необходимой разработка уровней, целей воспитания и ценностных навыков с учетом собственных способностей учащихся.
Следует отметить, что эти понятия едины. Действительно, нельзя процесс формирования социально зрелой личности в условиях социума отделить от процессов воспитания социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям и элементарных социальных навыков при решении жизненных задач.
В
понятиях патриотизма и гражданственности
определено чувство любви к своей Родине,
выраженное в активной деятельности по
ее процветанию и защите. В этом заложена
сущность идеологии в общем виде. Конкретно
направленность воспитания гражданственности
и патриотизма определяется их идеологической
основой.
Идеологическую основу в Республике Беларусь определяют:
Наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
Наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
Наличие
государственной символики
Единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
Приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
Неравномерность
общественного развития и наличие
национальных Вооруженных Сил практически
во всех государствах мира, что не исключает
возможности вооруженных
Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как общенациональный, лишенный каких-либо территориальных, национальных, экономических, религиозных либо иных притязаний или амбиций, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства, мир и сотрудничество с другими государствами.
У нас есть одна великая ценность – наша родная Беларусь, наша неповторимая Отчизна. Конституционное и историческое предназначение – быть всегда патриотами, радетелями и защитниками Отечества. «Молодежь в ответе за судьбу Отечества» – в этом лозунге содержится формула основы патриотизма и гражданственности молодежи в Республике Беларусь.
В
Республике Беларусь к настоящему времени
созданы условия для
Сущность данной идеологии состоит в том, что ныне не противоборство, а единение приведет Беларусь к процветанию, а потому и деятельность в любой сфере, направленная на единение народа Республики Беларусь. Под единением следует понимать не унификацию общества, ликвидацию многообразия его культур и мировоззрений, а содействие их развитию, сознательную и бережную их охрану.
Как показывает исторический опыт, достижение общественного согласия – сложный, многогранный и порою длительный процесс. Беларусь прошла первоначальный этап становления государственности, пережила пик политической, экономической и социальной нестабильности общества. Ныне ей чрезвычайно необходимо единение народа как идея во имя процветания Отечества. Учитывая многие факторы, в числе которых основными являются менталитет белорусского народа и фактор своевременности, есть основания рассчитывать на позитивное развитие событий, что может стать уникальным явлением не только среди государств СНГ. [9,с. 317]
Таким
образом, специфика патриотизма и гражданственности
в Республике Беларусь на современном
этапе состоит в том, что, она утверждает
приоритет содействия решению внутренних
задач государства.
Цель патриотического и гражданского воспитания молодежи в Республике Беларусь – привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать.
Реализация этой цели зависит от выполнения в той или иной мере конкретных задач, основными из которых в данный момент являются:
Привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
Разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
Привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа. Воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
Воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
Воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
Привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
Раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
Физическое воспитание. Организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
Воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
Формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
Убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи как подсистема общевоспитательной системы Республики Беларусь основывается как на общих принципах воспитания, так и на своих, специфических, из которых можно выделить следующие:
1.
Сочетание в воспитании
2.
Национальное равноправие и
3.
Историзм и объективность.
4.
Миротворчество через
5.
Единство патриотизма и
6.
Компоненты и направления
Культурно-исторический;
Героико-исторический;
Социально-политический;
Духовный;
Военно-технический;
Физический. .[17,с. 11]
Все эти компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу патриотического воспитания молодежи. Из них формируются различные направления.
В соответствии с настоящей концепцией наиболее актуальным направлением является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, состоящее из социально-политического компонента как основного, а также из культурно-исторического, героико-исторического и духовного компонентов.
В процессе гражданско-патриотического воспитания молодежь углубляет знания сущности и содержания Конституции Республики Беларусь, на фоне исторического развития экономики Беларуси знакомится с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры, с вопросами государственной и общественной жизни республики.
Гражданско-патриотическое
воспитание молодежи формирует не просто
законопослушного гражданина, а человека,
осознанно и активно
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи предполагает привитие уважения к Государственному флагу и Государственному гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание.[4,с. 16]
Наконец, гражданско-патриотическое воспитание молодежи способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси. .[25,с. 11]
Содержание воспитательной работы включает: приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной культуры; самоопределение и самореализацию личности; использование воспитательного потенциала календарно-обрядового цикла белорусского народа.
Критерии сформированности национальной культуры:
- развитие национального самосознания;
Информация о работе Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников