Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Формирование у подрастающего поколения Республики Беларусь ценностного отношения к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом. Развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………….……………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У
ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………
1.1 Понятие патриотизма и гражданственности…….…………………..
1.2 Формирование патриотизма и гражданственности у белорусских школьников……………………………….............................................
1.2.1 Идеологические основы в воспитании гражданственности и патриотизма……………………………………………………………
1.2.2 Цель и задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………
1.2.3 Принципы патриотического воспитания молодежи…………………
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………..
2.1 Организация исследований по определению путей формирования гражданственности и патриотизма у школьников……………….……………………………………………
2.2 Условия и критерии эффективного формирования патриотизма и гражданственности в деятельности классного руководителя…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………....................

Работа содержит 1 файл

К урсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

     Основные социально значимые ценности (совестливость, дружба, долг, семья, мир, добро) усваиваются при проведении коллективных, групповых творческих дел, тестов, ролевых игр и личном участии в организации воспитательных занятий. .[7,с. 91]

     Каждый, кто желает приобщиться к системе социально значимых ценностей, достигнет этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Вполне понятно, что стремления учащихся различны, но если согласиться с тем, что социальные знания необходимы всем воспитанникам, то становится необходимой разработка уровней, целей воспитания и ценностных навыков с учетом собственных способностей учащихся.

     Следует отметить, что эти понятия едины. Действительно, нельзя процесс формирования социально зрелой личности в условиях социума отделить от процессов воспитания социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям и элементарных социальных навыков при решении жизненных задач.

     В понятиях патриотизма и гражданственности определено чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите. В этом заложена сущность идеологии в общем виде. Конкретно направленность воспитания гражданственности и патриотизма определяется их идеологической основой. 

      1. Идеологические основы в воспитании гражданственности и патриотизма.
 

     Идеологическую  основу в Республике Беларусь определяют:

     Наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими  и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;

     Наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;

     Наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;

     Единство  народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;

     Приверженность  Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;

     Неравномерность общественного развития и наличие  национальных Вооруженных Сил практически  во всех государствах мира, что не исключает  возможности вооруженных конфликтов.

     Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как общенациональный, лишенный каких-либо территориальных, национальных, экономических, религиозных либо иных притязаний или амбиций, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства, мир и сотрудничество с другими государствами.

     У нас есть одна великая ценность –  наша родная Беларусь, наша неповторимая Отчизна. Конституционное и историческое предназначение – быть всегда патриотами, радетелями и защитниками Отечества. «Молодежь в ответе за судьбу Отечества» – в этом лозунге содержится формула основы патриотизма и гражданственности молодежи в Республике Беларусь.

     В Республике Беларусь к настоящему времени  созданы условия для консолидации общества, а потому и перед воспитанием  молодежи адекватно стоят задачи, заключающиеся в содействии достижению общественного согласия. .[9,с. 321]

     Сущность  данной идеологии состоит в том, что ныне не противоборство, а единение приведет Беларусь к процветанию, а  потому и деятельность в любой сфере, направленная на единение народа Республики Беларусь. Под единением следует понимать не унификацию общества, ликвидацию многообразия его культур и мировоззрений, а содействие их развитию, сознательную и бережную их охрану.

     Как показывает исторический опыт, достижение общественного согласия – сложный, многогранный и порою длительный процесс. Беларусь прошла первоначальный этап становления государственности, пережила пик политической, экономической и социальной нестабильности общества. Ныне ей чрезвычайно необходимо единение народа как идея во имя процветания Отечества. Учитывая многие факторы, в числе которых основными являются менталитет белорусского народа и фактор своевременности, есть основания рассчитывать на позитивное развитие событий, что может стать уникальным явлением не только среди государств СНГ. [9,с. 317]

     Таким образом, специфика патриотизма и гражданственности в Республике Беларусь на современном этапе состоит в том, что, она утверждает приоритет содействия решению внутренних задач государства. 

      1. Цель  и задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи.

     Цель  патриотического и гражданского воспитания молодежи в Республике Беларусь – привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать.

     Реализация  этой цели зависит от выполнения в  той или иной мере конкретных задач, основными из которых в данный момент являются:

     Привитие  глубокого уважения к национальному  наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;

     Разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей  условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

     Привитие  уважения к Государственному гербу  и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа. Воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;

     Воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;

     Воспитание  в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное  воспитание;

     Привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;

     Раскрытие красот белорусской природы, убеждение  в необходимости охраны экологической  среды;

     Физическое  воспитание. Организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;

     Воспитание  уважения к Вооруженным Силам  Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;

     Формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;

     Убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

      1. Принципы патриотического и гражданского воспитания молодежи

     Патриотическое и гражданское воспитание молодежи как подсистема общевоспитательной системы Республики Беларусь основывается как на общих принципах воспитания, так и на своих, специфических, из которых можно выделить следующие:

     1. Сочетание в воспитании государственных  и общественных начал. Государственные  начала предусматривают работу  воспитания молодежи в государственных учреждениях. Эти начала особо актуальны в воспитательной работе с молодежью во всех учебно-воспитательных учреждениях и Вооруженных Силах Республики Беларусь. Общественные начала патриотического воспитания молодежи строятся на основе добровольности, инициативы, творчества. Принципиально важно, чтобы как государственные, так и общественные начала в воспитании молодежи обязательно присутствовали и взаимодействовали между собой. .[17,с. 9]

     2. Национальное равноправие и единство. Этот принцип в настоящее время является ключевым. Беларусь – унитарное государство, но оно не мононационально. Национальные амбиции, конфликты или противостояния могут инициировать элементы патриотизма в той или иной национальной группе, но они коррозируют патриотизм граждан государства в целом. Воспитание напротив, способствует подавлению межнациональных конфликтов, оно консолидирует общество. .[17,с. 9]

     3. Историзм и объективность. Почти  по всему комплексу патриотического  воспитания молодежи достижение  конечной воспитательной цели  становится возможным только  через показ исторического примера,  проведение исторической аналогии, изучение и анализ исторического опыта. Это превращает историзм из отличительной черты в принцип патриотического воспитания молодежи. При этом чрезвычайно важна объективность представляемой информации на уровне возможного в данный исторический момент. .[17,с. 10]

     4. Миротворчество через патриотизм. Молодежь в ходе воспитания  приходит к неизбежному выводу, что процветание ее Отечества без мира весьма проблематично. Таким образом, истинный патриот всегда миротворец, а это означает, что патриотическое воспитание молодежи и миротворчество должны существовать не только на паритетной основе, а и во взаимосвязи. .[17,с. 10]

     5. Единство патриотизма и интернационализма.  Истинный патриот, пекущийся о  процветании своего Отечества,  не может не признавать такого  же права за патриотами иных государств. В этих противоположностях их единство. Патриотическому воспитанию молодежи Республики Беларусь неизбежно должно соответствовать и воспитание интернациональное. .[17,с. 10]

     6. Компоненты и направления патриотического и гражданского воспитания молодежи. Данное воспитание молодежи включает в себя следующие компоненты:

     Культурно-исторический;

     Героико-исторический;

     Социально-политический;

     Духовный;

     Военно-технический;

     Физический. .[17,с. 11]

     Все эти компоненты взаимосвязаны и  составляют содержательную основу патриотического воспитания молодежи. Из них формируются различные направления.

     В соответствии с настоящей концепцией наиболее актуальным направлением является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, состоящее из социально-политического компонента как основного, а также из культурно-исторического, героико-исторического и духовного компонентов.

     В процессе гражданско-патриотического  воспитания молодежь углубляет знания сущности и содержания Конституции  Республики Беларусь, на фоне исторического развития экономики Беларуси знакомится с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры, с вопросами государственной и общественной жизни республики.

     Гражданско-патриотическое воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг.[4,c. 17]

     Гражданско-патриотическое воспитание молодежи предполагает привитие уважения к Государственному флагу и Государственному гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание.[4,с. 16]

     Наконец, гражданско-патриотическое воспитание молодежи способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси. .[25,с. 11]

Содержание  воспитательной работы включает: приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной культуры; самоопределение и самореализацию личности; использование воспитательного потенциала календарно-обрядового цикла белорусского народа.

Критерии  сформированности национальной культуры:

- развитие национального самосознания;

Информация о работе Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников