Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры

Автор: d*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обосновать педагогические условия оптимального использования подвижных игр и выявить их влияние на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….

7
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….

7
1.2 Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх………………………………………………….
16
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР…………………………………………………………



22
2.1 Анализ уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...

22
2.2 Формирование нравственных качеств посредством подвижных игр… 26
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 63.71 Кб (Скачать)

     Цель  контрольного эксперимента – выявить  динамику проведенной работы по формированию нравственных качеств у детей  старшего дошкольного возраста посредством  сюжетно-ролевой игры.

     В контрольной части эксперимента принимали участие дети экспериментальной  и контрольной групп.

     Динамику  проведенной работы мы проделали  в ходе наблюдения за поведением детей  в повседневной игровой деятельности в естественных условиях, придерживаясь критериев, аналогичных констатирующему эксперименту, а именно:

  1. Сформированность у детей таких нравственных качеств как скромность, трудолюбие, заботливость, терпение, честность, доброта, ответственность за свои действия, готовность прийти на помощь.
  2. Сформированность чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях.

    За  каждое сформированное качество засчитывается 1 балл.

    Низкий  уровень –1-3 балла;

    Средний уровень –4-7 баллов;

    Высокий уровень – 8-9 баллов.

     Результаты  диагностики сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного  возраста в ходе наблюдения за испытуемыми  в ходе повседневной  и игровой  деятельности после проведенной  работы приведены в таблице 5 (См. Приложение 3).

     Аналогично  констатирующему эксперименту мы разделили  детей на группы по уровням сформированности навыков организации игрового сообщества.

     Результаты  контрольного эксперимента зафиксированы  в таблице 5. 

     Таблица 5.

     Изучение  уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного  возраста после проведения формирующего эксперимента

Уровень сформированности нравственных качеств Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Низкий 6 детей

(60 %)

2 ребенка

(16 %)

Средний 2 ребенка

(20 %)

3 ребенка

(30 %)

Высокий 2 ребенка 

(20 %)

5 детей

(54 %)

     Итак, как мы видим, в экспериментальной  группе произошло изменение показателей: низкий уровень снизился с 50 % до 16 %, высокий вырос с 20 % до 54 %, на среднем  уровне динамика не отмечена.

     Таким образом, мы можем сделать вывод  о том, что проведенная нами работа по использованию определенных сюжетно-ролевых  игр стимулирует у детей старшего дошкольного возраста формирование нравственных качеств. Из этого следует, что выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Подводя итоги проделанной нами работы, мы пришли к следующим выводам:

       1. Актуальность проблем, связанных  с нравственным воспитанием подрастающего  поколения, бесспорна сегодня  и в педагогике, и в воспитании, и в реальной жизни. Воспитание  нового человека, уровень развития  сознания которого соответствует  современным требованиям – одна  из важнейших задач, стоящих  перед нашим обществом.

       2. Главная задача нравственного  воспитания – сформировать у  ребенка нравственные стремления, потребности, мотивы поведения.  Без этого знание нравственных  норм остается формальным. Овладение  знаниями и умениями способствует  формированию нравственных качеств.

       3. Нравственное воспитание – целенаправленный  процесс приобщения детей к  моральным ценностям человечества  и конкретного общества, формирование  морального сознания, нравственных  чувств и привычек, нравственного  поведения. Этот процесс протекает  с первых лет жизни ребенка  и отличается целостностью и  единством, предполагая установление  органической связи и преемственности  между задачами, содержанием и  методами нравственного воспитания  дошкольников с учетом их возрастных  особенностей.

       4. Глубочайшее своеобразие процесса  нравственного воспитания состоит  в том, что он органически  вплетен в повседневную детскую  жизнь, его нельзя организовать  как особую деятельность детей,  его нельзя выделить в особый  акт и регламентировать подобно  занятиям. Нравственно воспитать  ребенка в детском саду –  значит соответствующим образом  организовать весь строй его  жизни.

       5. Нравственные качества детей  старшего дошкольного возраста  особенно эффективно формируются  посредством подвижных игр. В  педагогической науке подвижные  игры формируются как важнейшее  средство всестороннего развития  ребенка и одно из условий  развития его культуры. Играя,  ребенок не только познает  окружающий мир, но и преображает  его.

       6. Мы провели экспериментальную  работу и на его констатирующем, формирующем и контрольном этапе  получили следующие данные:

     Результаты  проведенной диагностики сформированности нравственных качеств у детей  старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования свидетельствуют  о том, что о многих нравственных качествах дети имеют достаточное  представление, но у многих эти самые  качества несформированны.  Это говорит о необходимости проведения работы, направленной на формирование нравственных качеств в данной группе детского сада.

     Повышение сформированности нравственных качеств  у детей старшего дошкольного  возраста мы проводили на формирующем  этапе эксперимента с помощью  подвижных игр:

     Контрольный эксперимент показал, что в экспериментальной группе произошло изменение показателей: низкий уровень снизился с 50 % до 16 %, высокий вырос с 20 % до 54 %, на среднем уровне динамика не отмечена.

       Таким образом, мы пришли к выводу, что  созданные педагогические условия, правильно подобранные подвижные  игры способствуют формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного  возраста. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

       
  1. Аксенова, З. Ф. Спортивные праздники в детском саду : пособие для работников дошк. Учреждений / З. Ф.Аксенова. – М. : Сфера, 2003. –      64 с.
  2. Буре, Р. С. Воспитатель и дети : пособие для воспитателей детского сада / Р. С. Буре, Л. Ф.Островская. – М. : Просвещение, 1985. –     143 с.
  3. Буцинская, П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду   / П. П. Буцинская. – М. : Просвещение, 1990. – 175 с.
  4. Виноградова, Н. Ф. Нравственное воспитание дошкольников          / Н.Ф.Виноградова, Т. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1972. – 240 с.
  5. Воспитание гуманных чувств у детей / под ред.                             Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. – Киев : Радянска школа, 1987. – 172 с.
  6. Воспитание детей в старшей группе детского сада : пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
  7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни : кн. для воспитателя детского сада / под ред.Л. А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 1987. – 198 с.
  8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / под ред.А.М. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989. – 95 с.
  9. Высоцкая, Л. А. Организация работы по физическому воспитанию со старшими дошкольниками / Л.А. Высоцкая // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 10. – С.17-18.
  10. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, О. П. Овсянкин. – М. : Гуманист. изд. центр Владос, 2001. – 176 с.
  11. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания : учеб. пособие       /  И. З. Гликман. – М. : изд-во Владос-Пресс, 2003. – 176 с.
  12. Григорьева, О.Ф.Коллективные игры малой подвижности               / О.Ф. Григорьева  // Ребенок в детском саду. – 2003. - №4. – С.63-63.
  13. Гришин, В. Г. Серсо в детском саду : пособие для воспитателя детского сада / В. Г. Гришин. – М. : Просвещение, 1985. – 64 с.
  14. Гумницкий, Г. Нравственное воспитание : цель, условия, закономерности / Г. Гумницкий // Знание. – 1983. - № 6. – С.15-22.
  15. Детские подвижные игры народов СССР /под  ред.                       Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
  16. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. институтов, часть 2 / под ред.В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1998. – 270 с.
  17. Жуков, М. Н. Подвижные игры : учебник для студ. пед. вузов        / М.Н. Жуков. – М. : ИЦ «Академия», 2004. – 160 с.
  18. Каралашвили, Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет         / Е. Каралашвили // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 6. – С. 39-41.
  19. Карпова, С. Н. Игра и нравственное  развитие дошкольников         / С. Н.  Карпова, Л. Г. Лысюк. – М. : Изд-во МГУ, 1986. – 142 с.
  20. Козлова, С.Нравственное воспитание детей в современном мире   / С. Карпова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №9. – С.98-101.
  21. Кудрявцева, Е.О. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников / Е. Кудрявцева, Н. Ледовских // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9. – С. 21-28.
  22. Литвинова, М.Ф.Русские народные подвижные игры : пособие для воспитателя детского сада / М.Ф.Литвинова. – М. : Просвещение, 1986. – 78 с.
  23. Меренков, А. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8. – С.27-34.
  24. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста // Библиотечка журнала «Вестник образования». – 2001. - №3. – С.12-28.
  25. Михайлов Ф.Т. Нравственное воспитание личности /Ф.Т. Михайлов // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – М.: Владос, 1997. – 124 с.
  26. Нравственное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Р. И. Жуковской. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
  27. Петрова, В. Нравственное воспитание дошкольников : программа / В. Петрова, Т. Стульник // Детский сад от А до Я. – 2004. - №5. – С.35-42.
  28. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред.    М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Е. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  29. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В.Давыдов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
  30. Семенова, Л. М. Подвижные игры и развлечения дошкольников    / Л. М. Семенова. – Ташкент : Медицина, 1986. – 69 с.
  31. Урунтаева, Г. Практикум по дошкольной психологии                        /    Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Академия, 1998. – 304 с.
  32. Финогенова, Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр / Н.В. Финогенова // Начальная школа  плюс До и После. – 1995. - № 10. –С. 14-16.
  33. Холмогорова, В. Школа добрых волшебников: как сформировать гуманные отношения в группе детского сад / В. Холмогорова // Дошкольное образование. – 2001. - №9. – С.12.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры