Цель
контрольного эксперимента – выявить
динамику проведенной работы по формированию
нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста посредством
сюжетно-ролевой игры.
В
контрольной части эксперимента
принимали участие дети экспериментальной
и контрольной групп.
Динамику
проведенной работы мы проделали
в ходе наблюдения за поведением детей
в повседневной игровой деятельности
в естественных условиях, придерживаясь
критериев, аналогичных констатирующему
эксперименту, а именно:
- Сформированность
у детей таких нравственных качеств как
скромность, трудолюбие, заботливость,
терпение, честность, доброта, ответственность
за свои действия, готовность прийти на
помощь.
- Сформированность
чувства собственного достоинства, уверенности
в своих возможностях.
Результаты
диагностики сформированности нравственных
качеств у детей старшего дошкольного
возраста в ходе наблюдения за испытуемыми
в ходе повседневной и игровой
деятельности после проведенной
работы приведены в таблице 5 (См.
Приложение 3).
Аналогично
констатирующему эксперименту мы разделили
детей на группы по уровням сформированности
навыков организации игрового сообщества.
Результаты
контрольного эксперимента зафиксированы
в таблице 5.
Таблица
5.
Изучение
уровня сформированности нравственных
качеств у детей старшего дошкольного
возраста после проведения формирующего
эксперимента
Уровень
сформированности нравственных качеств |
Контрольная
группа |
Экспериментальная
группа |
Низкий |
6 детей
(60 %) |
2 ребенка
(16 %) |
Средний
|
2 ребенка
(20 %) |
3 ребенка
(30 %) |
Высокий |
2 ребенка
(20 %) |
5 детей
(54 %) |
Итак,
как мы видим, в экспериментальной
группе произошло изменение показателей:
низкий уровень снизился с 50 % до 16 %,
высокий вырос с 20 % до 54 %, на среднем
уровне динамика не отмечена.
Таким
образом, мы можем сделать вывод
о том, что проведенная нами работа
по использованию определенных сюжетно-ролевых
игр стимулирует у детей старшего
дошкольного возраста формирование
нравственных качеств. Из этого следует,
что выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итоги проделанной нами работы, мы
пришли к следующим выводам:
1.
Актуальность проблем, связанных
с нравственным воспитанием подрастающего
поколения, бесспорна сегодня
и в педагогике, и в воспитании,
и в реальной жизни. Воспитание
нового человека, уровень развития
сознания которого соответствует
современным требованиям – одна
из важнейших задач, стоящих
перед нашим обществом.
2.
Главная задача нравственного
воспитания – сформировать у
ребенка нравственные стремления,
потребности, мотивы поведения.
Без этого знание нравственных
норм остается формальным. Овладение
знаниями и умениями способствует
формированию нравственных качеств.
3.
Нравственное воспитание – целенаправленный
процесс приобщения детей к
моральным ценностям человечества
и конкретного общества, формирование
морального сознания, нравственных
чувств и привычек, нравственного
поведения. Этот процесс протекает
с первых лет жизни ребенка
и отличается целостностью и
единством, предполагая установление
органической связи и преемственности
между задачами, содержанием и
методами нравственного воспитания
дошкольников с учетом их возрастных
особенностей.
4.
Глубочайшее своеобразие процесса
нравственного воспитания состоит
в том, что он органически
вплетен в повседневную детскую
жизнь, его нельзя организовать
как особую деятельность детей,
его нельзя выделить в особый
акт и регламентировать подобно
занятиям. Нравственно воспитать
ребенка в детском саду –
значит соответствующим образом
организовать весь строй его
жизни.
5.
Нравственные качества детей
старшего дошкольного возраста
особенно эффективно формируются
посредством подвижных игр. В
педагогической науке подвижные
игры формируются как важнейшее
средство всестороннего развития
ребенка и одно из условий
развития его культуры. Играя,
ребенок не только познает
окружающий мир, но и преображает
его.
6.
Мы провели экспериментальную
работу и на его констатирующем,
формирующем и контрольном этапе
получили следующие данные:
Результаты
проведенной диагностики сформированности
нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем
этапе исследования свидетельствуют
о том, что о многих нравственных
качествах дети имеют достаточное
представление, но у многих эти самые
качества несформированны. Это говорит
о необходимости проведения работы, направленной
на формирование нравственных качеств
в данной группе детского сада.
Повышение
сформированности нравственных качеств
у детей старшего дошкольного
возраста мы проводили на формирующем
этапе эксперимента с помощью
подвижных игр:
Контрольный
эксперимент показал, что в экспериментальной
группе произошло изменение показателей:
низкий уровень снизился с 50 % до 16 %, высокий
вырос с 20 % до 54 %, на среднем уровне динамика
не отмечена.
Таким
образом, мы пришли к выводу, что
созданные педагогические условия,
правильно подобранные подвижные
игры способствуют формированию нравственных
качеств у детей старшего дошкольного
возраста.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аксенова,
З. Ф. Спортивные праздники в детском саду
: пособие для работников дошк. Учреждений
/ З. Ф.Аксенова. – М. : Сфера, 2003. –
64 с.
- Буре, Р. С.
Воспитатель и дети : пособие для воспитателей
детского сада / Р. С. Буре, Л. Ф.Островская.
– М. : Просвещение, 1985. –
143 с.
- Буцинская,
П. П. Общеразвивающие упражнения в детском
саду / П. П. Буцинская. – М. : Просвещение,
1990. – 175 с.
- Виноградова,
Н. Ф. Нравственное воспитание дошкольников
/ Н.Ф.Виноградова, Т. А. Куликова. – М. :
Просвещение, 1972. – 240 с.
- Воспитание
гуманных чувств у детей / под ред.
Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. – Киев
: Радянска школа, 1987. – 172 с.
- Воспитание
детей в старшей группе детского сада
: пособие для воспитателя детского сада
/ В.В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р.Г. Казакова.
– М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
- Воспитание
и обучение детей шестого года жизни :
кн. для воспитателя детского сада / под
ред.Л. А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. –
М. : Просвещение, 1987. – 198 с.
- Воспитание
нравственных чувств у старших дошкольников
: кн. для воспитателя детского сада / под
ред.А.М. Виноградовой. – М. : Просвещение,
1989. – 95 с.
- Высоцкая,
Л. А. Организация работы по физическому
воспитанию со старшими дошкольниками
/ Л.А. Высоцкая // Начальная школа плюс
До и После. – 2005. - № 10. – С.17-18.
- Глазырина,
Л.Д. Методика физического воспитания
детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина,
О. П. Овсянкин. – М. : Гуманист. изд. центр
Владос, 2001. – 176 с.
- Гликман,
И. З. Теория и методика воспитания : учеб.
пособие / И. З. Гликман.
– М. : изд-во Владос-Пресс, 2003. – 176 с.
- Григорьева,
О.Ф.Коллективные игры малой подвижности
/ О.Ф. Григорьева // Ребенок в детском
саду. – 2003. - №4. – С.63-63.
- Гришин, В.
Г. Серсо в детском саду : пособие для воспитателя
детского сада / В. Г. Гришин. – М. : Просвещение,
1985. – 64 с.
- Гумницкий,
Г. Нравственное воспитание : цель, условия,
закономерности / Г. Гумницкий // Знание.
– 1983. - № 6. – С.15-22.
- Детские
подвижные игры народов СССР /под ред.
Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. –
239 с.
- Дошкольная
педагогика : учеб. пособие для студентов
пед. институтов, часть 2 / под ред.В. И. Логиновой,
П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1998.
– 270 с.
- Жуков, М.
Н. Подвижные игры : учебник для студ. пед.
вузов / М.Н. Жуков.
– М. : ИЦ «Академия», 2004. – 160 с.
- Каралашвили,
Е. Упражнения для оздоровления детей
6-7 лет / Е. Каралашвили
// Дошкольное воспитание. – 2002. - № 6. –
С. 39-41.
- Карпова,
С. Н. Игра и нравственное развитие
дошкольников
/ С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. – М. : Изд-во
МГУ, 1986. – 142 с.
- Козлова,
С.Нравственное воспитание детей в современном
мире / С. Карпова // Дошкольное воспитание.
– 2001. - №9. – С.98-101.
- Кудрявцева,
Е.О. О нравственном воспитании детей разного
пола в группе сверстников / Е. Кудрявцева,
Н. Ледовских // Дошкольное воспитание.
– 2003. - №9. – С. 21-28.
- Литвинова,
М.Ф.Русские народные подвижные игры :
пособие для воспитателя детского сада
/ М.Ф.Литвинова. – М. : Просвещение, 1986.
– 78 с.
- Меренков,
А. Формирование нравственных качеств
как важный аспект подготовки к школе
/ А. Меренков // Дошкольное воспитание.
– 2001. - № 8. – С.27-34.
- Методические
рекомендации по организации и проведению
подвижных игр с детьми дошкольного и
школьного возраста // Библиотечка журнала
«Вестник образования». – 2001. - №3. – С.12-28.
- Михайлов
Ф.Т. Нравственное воспитание личности
/Ф.Т. Михайлов // Психологические проблемы
нравственного воспитания детей. – М.:
Владос, 1997. – 124 с.
- Нравственное
воспитание в детском саду : пособие для
воспитателей / под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А.
Марковой, Р. И. Жуковской. – М.: Просвещение,
1984. – 272 с.
- Петрова,
В. Нравственное воспитание дошкольников
: программа / В. Петрова, Т. Стульник // Детский
сад от А до Я. – 2004. - №5. – С.35-42.
- Программа
воспитания и обучения в детском саду
/ под ред. М.А. Васильевой, В.
В. Гербовой, Т. Е. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез,
2005. – 208 с.
- Российская
педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл.
ред. В.В.Давыдов. – М. : Большая Российская
энциклопедия, 1993. – 608 с.
- Семенова,
Л. М. Подвижные игры и развлечения дошкольников
/ Л. М. Семенова. – Ташкент : Медицина, 1986.
– 69 с.
- Урунтаева,
Г. Практикум по дошкольной психологии
/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.
– М. : Академия, 1998. – 304 с.
- Финогенова,
Н.В. Физическое воспитание дошкольников
на основе использования подвижных игр
/ Н.В. Финогенова // Начальная школа
плюс До и После. – 1995. - № 10. –С. 14-16.
- Холмогорова,
В. Школа добрых волшебников: как сформировать
гуманные отношения в группе детского
сад / В. Холмогорова // Дошкольное образование.
– 2001. - №9. – С.12.