Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория игры. Игра как средство воспитания детей
1.1 Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка
Современные исследования по проблеме игры дошкольников
Нравственное воспитание в играх дошкольников
Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника
1.5.Роль дидактических игр в нравственном развитии
1.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения
1.7..Роль строительных игр
Глава 2. Нравственное воспитание дошкольников
2.1.Основной понятийно-категориальный аппарат проблемы
2.2. Механизм нравственного воспитания
2.3.Задачи нравственного воспитания
2.4.Средства нравственного воспитания
2.5. Методы нравственного воспитания
Глава 3. Экспериментальное исследование
Программа и методы исследования
3.2 Обработка и описание полученных результатов
3.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради), по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса у автомобиля, пришить лапу мишке).

Уже в возрасте 2-3 лет  детей привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе или косвенному предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду, чистят мягкие игрушки. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность, инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

- Знакомить детей с  разнообразными играми, использовать  в работе, т.к. все виды игр (подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) оказывают большое влияние на нравственное развитие дошкольника.

- Использовать специальные  игры-занятия, целенаправленно воздействующие  на развитие взаимопомощи, сочувствия, уважения друг к другу и т.д.

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрена  проблема воспитания нравственно-волевых  качеств у старших дошкольников.

Формирование нравственно-волевой  сферы — важное условие всестороннего  воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Теория и практика нравственного развития является одной  из самых актуальных тем современной  педагогики и психологии.

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования можно заключить следующее.

Направление, специально посвященное теории игры и ее роли представлено большим количеством  теоретических и, что особенно важно, опытных, экспериментальных работ, затрагивающих вопросы общей природы игры, ее видов, функций и механизмов, ее роли в общем психическом развитии.

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее  значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и  методической литературы позволил выявить  различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме.

Основываясь на проведенных  исследованиях, мы выявили, что именно в игре можно повысить уровень  нравственного развития дошкольников, сформировать основные нравственные нормы. Как показал эксперимент, для  эффективного воздействия на ребенка  необходимо соблюдать ряд условий, а также использовать специальные игры.

Постоянное использование  в учебно-воспитательном процессе методик  по нравственному развитию в игре позволяет развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать  всесторонне развитую личность.

 

Список литературы.

 

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992
  3. Бакана М. Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. – 2005. - №4
  4. Батоева Н.О подготовке детей к сюжетно-ролевым играм// Дошкольное воспитание. – 1983. - №6
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М., 1991
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991
  7. Борисова Н.О нравственном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1988. - №5
  8. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М., 1989
  9. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993
  10. Волобуева Л., Авилова Е. Вопросы нравственного воспитания в педагогической концепции И.А.Сикорского и В.М.Бехтерева// Дошкольное воспитание. – 2005. - №6
  11. Воспитание в игре: пособие для воспитателя/ сост. Бондаренко А.К. – М., 1983
  12. Воспитателю о работе с семьей/ под ред. Виноградовой Н.Ф. – М., 1989
  13. Гришаева Н.Проблемные ситуации в детском саду// Обруч. – 1997. - №3
  14. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997
  15. Дошкольная педагогика/ под ред. Баранова С.П., Козловой С.А. – М., 2002
  16. Дошкольная педагогика/ под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М., 1988
  17. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963
  18. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999
  19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002
  20. Кудрявцева Е., Ледовских Н.О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9
  21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982
  22. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М., 1966
  23. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. – М., 1978
  24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990
  25. Нравственное воспитание дошкольников/ под ред. Нечаевой Г.В. – М., 1989
  26. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/ под ред. Буре Р.С. – М., 1987
  27. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 1990
  28. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986
  29. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы организации // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1
  30. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам// Дошкольное воспитание. – 2003. - №8
  31. Солнцева О. Играем в сюжетные игры. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1
  32. Титаренко В.Н. Нравственное воспитание в игре. Культура семейных отношений. – М., 1985
  33. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995
  34. Усачева Т. Учим детей вежливости// Дошкольное воспитание. – 2006. – №5
  35. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978

Информация о работе Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности