Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория игры. Игра как средство воспитания детей
1.1 Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка
Современные исследования по проблеме игры дошкольников
Нравственное воспитание в играх дошкольников
Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника
1.5.Роль дидактических игр в нравственном развитии
1.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения
1.7..Роль строительных игр
Глава 2. Нравственное воспитание дошкольников
2.1.Основной понятийно-категориальный аппарат проблемы
2.2. Механизм нравственного воспитания
2.3.Задачи нравственного воспитания
2.4.Средства нравственного воспитания
2.5. Методы нравственного воспитания
Глава 3. Экспериментальное исследование
Программа и методы исследования
3.2 Обработка и описание полученных результатов
3.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, видного  педагога и общественного деятеля  в области дошкольного воспитания. Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического  процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

В детском саду, руководимом  Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные  окружающей средой, в том числе  и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага. Предоставляя детям максимум самостоятельности в свободных играх, педагог, по мнению Е.И. Тихеевой, должен отвлекать их от игр с нежелательным содержанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в состоянии разрешить возникшие затруднения, обогащать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Иногда воспитатель должен принять и непосредственное участие в игре.

Е.И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходимость  руководить играми детей с разнообразными строительными материалами, песком.

Большое значение она  придавала подвижным играм, которые  считала главнейшей формой физических упражнений. По ее мнению, подвижные  игры дисциплинируют, развивают чувство  ответственности и коллективизма, но их нужно тщательно подбирать в соответствии с возрастными возможностями детей.

Особая заслуга принадлежит  Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической  игры. Она справедливо считала, что  дидактическая игра дает возможность  развивать самые разнообразные  способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Н. К. Крупская внесла вклад в развитие теории игры. В ряде работ Н.К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Вместе с тем она рассматривала игру как главное средство воспитания и требовала, чтобы жизнь детского сада была наполнена разнообразными играми-забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств; в играх воспитываются меткость глаза, ловкость и сила движения.

Н.К. Крупская рассматривала игру и как средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

Особое значение придавала Н.К. Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала воспитателей всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».

В игре ребенок готовится  к труду: «Есть масса игр, которые  физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях».

Н.К. Крупская подчеркивала необходимость вдумчивого и серьезного руководства играми детей. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако необходимо отводить опасные игры, возбуждающие у детей нежелательные чувства. Она считала необходимым тщательно анализировать существующие игры с точки зрения их общественно-воспитательного значения: насколько те или иные игры воспитывают умение коллективно реагировать, коллективно действовать, насколько они сплачивают, дисциплинируют, организуют.

Идеи Н.К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А.С. Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребенка: «Каков ребенок в игре, — говорил он в «Лекциях о воспитании детей», — таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

По мнению А.С. Макаренко, руководство детскими играми направлено: 1) на установление правильного соотношения между игрой и трудом в жизни ребенка; 2) на воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

А.С. Макаренко наметил  ряд ступеней в развитии игры, а  на каждом этапе — определенные задачи руководства. По возможности надо предоставлять детям свободу действий в игре, но, если игра протекает неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, поставить вопрос, предложить интересный материал, иногда поиграть вместе.

Н.К. Крупская и А.С. Макаренко  рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребенка, необходимые для будущей жизни.

Неоднозначную оценку получила всемирно известная система дидактических  игр, автором которой является М.Монтессори. По определению места игры в жизни  детского сада она близка к позиции  Фребеля: игра должна быть обучающей, в  противном случае это «пустая» игра, не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить ошибки, развивая при этом волю и терпение.

 

1.2. Современные  исследования по проблеме игры  дошкольников

 

Начало ХХ века отмечено значительным интересом врачей, психологов, педагогов к ребенку. Активный научный  поиск направляется на обоснование  необходимости воспитания гармонично развитой личности, прежде всего нравственной, ориентированной на достижение высоких жизненных идеалов. Интерес исследователей вполне объясним: необходимо было сформировать целостное представление о процессе психогенеза для построения системы воспитания на прочных научных основах с самого раннего возраста, наиболее чувствительного к педагогическому воздействию. Обращение к проблемам нравственного воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся педагогов предшествующего поколения. Педагогика рассматривала игру как важнейшее средство воспитания личности ребенка. Объединяясь в играющие коллективы, дети вступают между собой в разнообразные отношения, активно отражают жизнь и деятельность взрослых. Следовательно, через игру осуществляется социальная обусловленность психического развития ребенка (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.П. Усова и др.).

Педагог-экспериментатор  И.А. Сикорский занимался вопросами  нравственного воспитания в игре. «Нравственное развитие» по Сикорскому – развитие высших чувств и душевных состояний. Действиями человека по большей части управляет не ум, а чувства и воля. Сикорский выделил необходимые педагогические условия для нравственного развития в игре. Прежде всего, это - гигиенические факторы. В целом ученый выделил 3 основных положения, которые имеют наибольшее значение для ребенка: раннее развитие воли, обучение умению анализировать и распознавать свою страсть, педагогически и психологически обоснованное содействие взрослого.

Педагогическая система, предложенная В.М.Бехтеревым актуальна  по сей день. Основываясь на данных физиологии, психологии, экспериментальных  наблюдений, он обосновал: нравственные чувства, и прежде всего, эмоционально-волевые, необходимо развивать в процессе игры с первых дней жизни ребенка. Также с раннего возраста необходимы трудовые поручения, начиная с культурно-гигиенических навыков и заканчивая заботой о ближних. И тогда, как полагает Бехтерев, поразительно быстро «из обидчиков дети превращаются в самых заботливых покровителей». Игра очень важна для становления полноценной личности.

Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в  круг реальных жизненных явлений, обеспечивая  непреднамеренное освоение социального  опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.

Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской показали, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В первые годы жизни у  ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике).

А.А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».

В развернутой форме  ролевой игры, которая наблюдается  у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между  людьми, которые осуществляются через  действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Старший дошкольный возраст  – период расцвета игры. Психолого-педагогическую характеристику игры дали А.Н.Леонтьев, Н.А. Короткова. Они отметили ценность игры как особой творческой деятельности. Игра чаще всего разворачивается вокруг какого-нибудь вымышленного героя – игрушки, персонажа сказки, мультфильма.

Е.М.Гаспарова, Е.Е.Кравцова,С.Л.Новоселова в своих работах рассматривали  сюжетно-ролевые игры как особый вид игры и отмечали важную роль игры в воспитании ребенка.

Много полезных рекомендаций о театрализованных играх детей  разработали Р.И.Жуковская, Н.С. Карпинская,Л.С. Фурминова.

Важная разновидность  игр, такая как игры со строительным материалом обстоятельно изучен в современной педагогике в трудах В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван,А.Н. Давидчук, Л.А.Парамоновой. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, влияют на развитие личности в целом, что убедительно доказано в трудах Н.Н,Поддъякова. Методику строительных игр разработали Е.А.Флерина. З.В.Лиштван.

Проблемой дидактических  игр на современном этапе занимаются З.М.Богуславская, О.М.Дъяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова. Они занимаются созданием  серии игр для полноценного развития ребенка. В таких играх часто нет фиксированных правил, наоборот дети ставятся перед необходимостью выбора способа игры. Авторы называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими.

Нравственное воздействие  театрализованных игр дошкольников отмечали психологи Л.П.Князева, А.М.Виноградова. В Исследованиях М.И.Лисиной и А.Г.Рузской отмечается особая роль общения в игре. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и нравственности. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) отмечают что игра, выполняя функцию средства воспитания необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Информация о работе Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности