Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:29, дипломная работа
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Введение
Глава 1. Теория игры. Игра как средство воспитания детей
1.1 Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка
Современные исследования по проблеме игры дошкольников
Нравственное воспитание в играх дошкольников
Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника
1.5.Роль дидактических игр в нравственном развитии
1.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения
1.7..Роль строительных игр
Глава 2. Нравственное воспитание дошкольников
2.1.Основной понятийно-категориальный аппарат проблемы
2.2. Механизм нравственного воспитания
2.3.Задачи нравственного воспитания
2.4.Средства нравственного воспитания
2.5. Методы нравственного воспитания
Глава 3. Экспериментальное исследование
Программа и методы исследования
3.2 Обработка и описание полученных результатов
3.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
А.М.Васильева выделила следующие узконаправленные задачи для детей 6-7 лет:
- Воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми, привычку
играть, трудиться, заниматься сообща;
формировать умение
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его. - Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
- Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
- Развивать волевые
качества: умение ограничивать свои
желания, преодолевать
- Обогащать словарь
формулами словесной
- Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков — стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек — скромность, заботу о других).
- Формировать самооценку
своих поступков, учить
- Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
- Формировать умение
спокойно отстаивать свое
- Воспитывать желание
познавать культуру своего
- Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Содержание нравственного воспитания включает в себя следующие блоки: воспитание гуманности как качества личности; трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каждом из смысловых блоков следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей. Таким образом, содержание нравственного воспитания включает определенный объем знаний о нормах морали, умения и привычки нравственного поведения, нравственные чувства
2.4 Средства нравственного воспитания
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и пр. можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлении. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г.Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
2.5 Методы нравственного воспитания
В.Г. Нечаева выделяет
две группы методов нравственного
воспитания дошкольников: организация
практического опыта общественн
Классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
Методы дают эффективный результат лишь при определенных условиях:
- любой метод (группа
методов) должен быть гуманным,
не унижающим ребенка, не наруш
- метод должен быть
реальным, осуществимым, он требует
логического завершения. Иногда
воспитатели и родители
- для использования
метода должны быть заранее
подготовлены условия,
- метод не должен
применяться однотипно,
- методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
- при подборе методов
следует учитывать степень
- проектируя, подбирая
методы, важно предвидеть возможные
результаты воздействия их на
конкретного ребенка. Если
- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальность и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понимаем относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу.
- преобладающими в
нравственном воспитании
- методы применяются
не изолированно, а в комплексе
во взаимосвязи. Основаниями
Глава 3. Экспериментальное исследование
3.1 Программа и методы исследования
Цель работы – исследование связи уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с многообразием игровой деятельности.
Гипотеза исследования: высокий уровень нравственного развития будет достигнут при соблюдении ряда условий:
- правильная организация и руководство игрой;
- многообразие детских игр
- использование специальных игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников.
Данная цель требовала решения следующих задач:
2. Выявление роли различных
видов игр в нравственном
3. Определение условий эффективности влияния игры на личность дошкольника;
4. Изучение взаимосвязи уровня нравственного развития и разнообразия детских игр.
Объектом исследования является нравственное воспитание и развитие дошкольника.
Предметом – роль игры в нравственном становлении ребенка.
База исследования - ДОУ № 75, Октябрьского округа города Мурманска, подготовительная группа.
При решении поставленных задач применялись следующие методы:
1. Обзорно-аналитическое
исследование психолого-
2. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
3. Качественная и количественная обработка результатов.
В исследовании использовались методика определения уровня нравственного развития ребенка «Изучение проявления помощи, сочувствия другому человеку» Г. Урунтаевой, С. Афонькиной; методика проведения игр по нравственному развитию дошкольника Е. Смирновой.
Методика определения уровня нравственного развития ребенка
Изучение проявлений помощи, сочувствия другому человеку. Методика взята из пособия Г.Урунтаевой, С.Афонькиной «Психолого-педагогический практикум по дошкольной педагогике».
Подготовка к эксперименту.
Для каждого испытуемого
Проведение эксперимента. Эксперимент проводится индивидуально. Ребенку предлагается закрасить картинку, сделав выбор.
1-я ситуация – закрасить самостоятельно.
2-я ситуация – помочь докрасить картинку ребенку, у которого не получается.
3-я ситуация – закрасить недокрашенную картинку ребенку, у которого все хорошо получается – закрасить рисунок вместе.
Ребенка, нуждающегося в помощи и того, кто справляется, в комнате нет. Воспитатель объясняет, что они «вышли за карандашами».
Если ребенок выбирает 2ю или 3ю ситуацию, то свою картинку он может закрасить самостоятельно во 2й половине дня или дома.
Поскольку оказание помощи другому ребенку в данной ситуации не ущемляет никаких интересов ребенка, ее можно трактовать как показатель наличия сочувствия.
Дети, выбирающие 3-ю ситуацию предпочитают совместную деятельность индивидуальной.
Результаты оформляются в таблицу.
3.2 Обработка
и описание полученных
При проведении констатирующего эксперимента по методике определения уровня нравственного развития ребенка были получены следующие результаты, занесенные в таблицу№1. Испытуемые – 10 детей из старшей группы. Возраст – 5-6 лет.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента
Информация о работе Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности