Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория игры. Игра как средство воспитания детей
1.1 Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка
Современные исследования по проблеме игры дошкольников
Нравственное воспитание в играх дошкольников
Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника
1.5.Роль дидактических игр в нравственном развитии
1.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения
1.7..Роль строительных игр
Глава 2. Нравственное воспитание дошкольников
2.1.Основной понятийно-категориальный аппарат проблемы
2.2. Механизм нравственного воспитания
2.3.Задачи нравственного воспитания
2.4.Средства нравственного воспитания
2.5. Методы нравственного воспитания
Глава 3. Экспериментальное исследование
Программа и методы исследования
3.2 Обработка и описание полученных результатов
3.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Большинство подвижных  игр рассчитано на участие группы детей. Эти игры формируют способность  действовать сообща, воспитывают  честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

Виды игр. Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

В педагогической литературе используется также классификация игр по типу основного движения — игры с бегом, игры прыжками и т. д. Эта классификация близка к делению игр по степени подвижности на игры с малой, средней и большой подвижностью.

Среди игр любого типа встречаются игры доступные и интересные детям разного возраста, однако исследования и практика устанавливают общую тенденцию к смене игровых интересов детей.

Детей раннего и младшего дошкольного  возраста привлекают главным образом  игры сюжетные, в которых малыши имитируют несложные жизненные движения. Правила в этих играх часто носят скрытый характер, они заключены в самом содержании изображаемого события или в образе. Доступны так же младшим детям игры, движения в которых связаны с использованием предметов («Догони мяч»). В младшем дошкольном возрасте к морально нравственным качествам можно отнести: способность не пугаться трудностей, умение мобилизовывать свои усилия для достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая другим, а также делиться игрушками, делать приятное сверстникам, помогать им.

Подвижные игры с правилами  создают условия, требующие от ребенка  определенных волевых усилий, необходимых  для достижения личного успеха. Кроме  того, эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с  окружающими взрослыми и сверстниками.

Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Создаются такие условия, при которых ребенок может оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Это позволяет воспитателю формировать дружеские взаимоотношения детей в группе. Эти игры способствуют повышению активности сознания ребенка, что, безусловно, сказывается на его поведении. Игры типа «Догонялки», «Лохматый пес» учат детей преодолевать нерешительность, робость, страх перед новым, неизвестным. Помогает им в этом поддержка сверстников. Например, держась за руки, малыши все вместе направляются к «опасной черте». Эмоциональный подъем, который они испытывают при этом, также является опорой для преодоления боязливости.

В последующих играх  воспитанники действуют уже не одновременно, а небольшими группами, по очереди. Чтобы получить активную роль, теперь приходится немного подождать, что приучает детей считаться не только с собой, но и с другими. Действие по сигналу требует от малыша еще больших усилий, ведь нужно уметь сдерживать себя. Опорой для столь сознательного поведения в играх становятся роль и воображаемая ситуация. А средством выполнения игровых ролей — движение.

Игры «Пустое место» и «Кто раньше дойдет до флажка?»  содержат элементы соревнования, что требует от ребенка мобилизации своих усилий.

В подвижных играх  «Аи, гугу», «Салочки-выручалочки», «Я принес тебе подарок» малыши учатся помогать друг другу. Иногда приходится отдавать сверстнику то, что нравится самому. А это очень непросто, особенно малышам. Взрослому нужно создать во время игры такую обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребенком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства.

Выполняя по очереди  разные привлекательные действия и  наблюдая за другими, дети учатся оценивать  их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение оценивать и свои действия.

Детям старшего дошкольного  возраста интересны игры, в которых  они могут проявить смелость, ловкость, находчивость («Пятнашки», «Палочка-выручалочка» и др.). Подвижные игры с предметами для детей старшего дошкольного возраста усложняются по задачам, правилам и организации.

 

1.7 Роль строительных  игр

 

Строительные  игры детей – увлекательная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка.

В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

В игре дети обучаются  руководить и подчиняться общим  требованиям, совместными усилиями развертывать замысел стройки. Участники  советуются друг с другом, намечают известную очередность процессов, направляют свои усилия к общей цели, согласовывают деятельность в темпе, в сроках начала и завершения работы. Происходит развитие находчивости, умения проявлять инициативу в отыскании нужного материала, навыка совместной деятельности.

Организация строительных игр детей с учетом их опыта, полученного на занятиях, позволяет успешно разрешать задачи воспитания инициативы, активности, находчивости и развития их художественного вкуса.

Ценные качества могут  быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала  после игры: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело. Эти воспитательные задачи не должны быть забыты в процессе педагогического руководства строительной игрой.

К строительным играм  также относят игры с водой и песком. Педагоги высоко оценивают воспитательное значение игр с природным материалом. Игры с водой и песком очень любимы детьми всех возрастов. Возможность строить из песка, снега, создает благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования важных психических процессов, таких как восприятие, ощущение. Правильно поставленное сенсорное воспитание имеет большое значение для умственного развития дошкольников.

 

Глава 2. Нравственное воспитание дошкольников

 

2.1 Основной  понятийно-категориальный аппарат проблемы

 

Ключевыми являются понятие  морали и нравственности. Однако трактовка  этих понятий неоднозначна - существует множество определений.

Мораль (по мнению Ф.Ф. Гусейного) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости... В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

Мораль (по Е.А.Иванову) - от лат. moralitas – традиция, народный обычай, нрав-характер; то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое.

Мораль, по Е.В. Максимову, - изначально теоретическое понятие; слово "мораль" используется, как правило, для обозначения некоторого феномена (например, особого рода норм, социального института, формы сознания, типа поведения, учения о добре и долге и пр.)

Нравственное  воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления  личности и ее нравственной сферы  не может быть ограничен возрастными  рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без  которых человек не может функционировать  в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.

 

2.2 Механизм  нравственного воспитания

 

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят  от того, как оно формировалось, какой  механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы  оно проходило осознанно. Поэтому  нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться  желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства  порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и  представления) + (мотивы) +

+ (чувства и  отношения) + (навыки и привычки) +

+ (поступки  и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность  механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

 

 

2.3 Задачи нравственного воспитания

 

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый компонент имеет  свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач  носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В советский период задачи нравственного воспитания дошкольников (по второй группе) были сгруппированы  в 4 смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе  развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых  блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

Информация о работе Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности