Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория игры. Игра как средство воспитания детей
1.1 Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка
Современные исследования по проблеме игры дошкольников
Нравственное воспитание в играх дошкольников
Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника
1.5.Роль дидактических игр в нравственном развитии
1.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения
1.7..Роль строительных игр
Глава 2. Нравственное воспитание дошкольников
2.1.Основной понятийно-категориальный аппарат проблемы
2.2. Механизм нравственного воспитания
2.3.Задачи нравственного воспитания
2.4.Средства нравственного воспитания
2.5. Методы нравственного воспитания
Глава 3. Экспериментальное исследование
Программа и методы исследования
3.2 Обработка и описание полученных результатов
3.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Министерство образования Московской области

Государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный областной  социально-гуманитарный институт»

Кафедра НДиСО

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

на тему:

«Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

 

 

 

                                                       Выполнила:

                                                                студентка педагогического факультета,

                                                                очной формы обучения

                                                                группы ДОШ-51

                                                                Мулюкина Юлия

                                                       Научный руководитель:

                                                              К.п.н. Иванова Галина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломна 2013

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теория игры. Игра как средство воспитания детей

1.1 Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка

  1. Современные исследования по проблеме игры дошкольников
  2. Нравственное воспитание в играх дошкольников
  3. Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника

1.5.Роль дидактических игр в нравственном развитии

1.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения

1.7..Роль строительных  игр

Глава 2. Нравственное воспитание дошкольников

2.1.Основной понятийно-категориальный  аппарат проблемы

2.2. Механизм нравственного  воспитания

2.3.Задачи нравственного воспитания

2.4.Средства нравственного  воспитания

2.5. Методы нравственного  воспитания

Глава 3. Экспериментальное  исследование

    1. Программа и методы исследования

3.2 Обработка  и описание полученных результатов

3.3 Выводы  и рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

 

Актуальной задачей  в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых  качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой  сферы — важное условие всестороннего  воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в  нравственно-волевом отношении, зависит  не только его успешное обучение в  школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с  ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Раздел «Социально-эмоциональное (или нравственное) воспитание» включен  во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного  возраста. Какие задачи ставят авторы? Формировать у детей положительное отношение ко всем людям, развивать социальные чувства, просоциальные действия, взаимопомощь и пр. Актуальность проблемы очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим

Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного  воспитания дошкольника в семье.

Игра ребенка имеет  свои особенности. Эмоциональная сторона  игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Педагоги в ДОУ и родители, в семье пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка. Непонимание нравственного смысла детской игры, незнание методов руководства ею для формирования тех или иных нравственных качеств часто делает этот процесс стихийным. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Роль игры в нравственном развитии ребенка не осознается в должной мере.

Не всегда соблюдаются  и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Игровая деятельность ребенка бедна по содержанию и тематике, так как незначительное число педагогов и родителей играют с двух-трех-летними детьми, а со старшими — еще меньше. В ДОУ педагог сталкивается с проблемой нехватки времени, определенного на игры.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается еще  и в том, что не всякая игра будет являться эффективным средством нравственного воспитания ребенка, а лишь специально организованная, с соблюдением ряда условий.

В последние годы вопросы  теории и практики развития речи разрабатывались  и разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь игры и уровня нравственности дошкольника, определились факторы, влияющие на влияние игры, обозначилась специфическая роль различных видов игр.

Решение данной проблемы определяет цель и задачи работы, а  также предмет и направление исследования.

Цель  работы – исследование связи уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с многообразием игровой деятельности.

Гипотеза исследования: высокий уровень нравственного развития будет достигнут при соблюдении ряда условий:

- правильная организация и руководство игрой;

- многообразие детских игр

- использование специальных игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников.

Данная цель требовала  решения следующих задач:

  1. Изучение психолого-педагогическлй литературы по данной проблеме;

2. Выявление роли различных  видов игр в нравственном воспитании  дошкольников;

3. Определение условий  эффективности влияния игры на  личность дошкольника;

4. Изучение взаимосвязи  уровня нравственного развития  и разнообразия детских игр.

Объектом исследования является нравственное воспитание и развитие дошкольника.

Предметом – роль игры в нравственном становлении ребенка.

При решении поставленных задач применялись следующие  методы:

1. Обзорно-аналитическое  исследование психолого-педагогической литературы по поставленной проблеме.

2. Констатирующий, формирующий,  контрольный эксперименты.

3. Качественная и количественная  обработка результатов.

В исследовании использовались методика определения уровня нравственного  развития ребенка «Изучение проявления помощи, сочувствия другому человеку» Г. Урунтаевой, С. Афонькиной; методика проведения игр по нравственному развитию дошкольника Е. Смирновой.

База исследования - ДОУ  № 23, Московской области, Луховицкого района, посёлка Астапово, подготовительная группа.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, рекомендаций, выводов, заключения, списка литературы, приложения.

В первой части работы рассматриваются теоретические  основы нравственного развития дошкольников и роль игры. Вторая часть - эмпирическая.

 

Глава 1. Теория игры. Игра как средство воспитания детей

 

1.1 Прогрессивные педагоги  прошлого о роли игры в воспитании  ребенка

 

Значение игры в воспитании ребенка  рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской  педагогической науки сложилось  два направления использования  игры в воспитании детей:

1) для всестороннего гармонического развития

2)в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления  был великий чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский (1592—1670). Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра — серьёзная умственная деятельность ребенка, в которой развиваются все виды способностей ребенка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие "радостного детства и как" средство всестороннего, гармонического развития ребенка, Я. А. Коменский советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими.

Дидактическое направление  использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, X.Г. Зальцман и др.). Стремясь сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры.

С наибольшей полнотой дидактическое  направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель,— это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя, Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение: игра является наиболее типичной деятельностью для дошкольников. Поэтому основой воспитания Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства я многообразия мира.

В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим  играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается значения.

В ряде стран (в том  числе в США) игра рассматривалась  как средство самовыявления и  самовоспитания ребенка. От взрослого  требуется лишь создание условий  для игр.

Но возникли в США  и новые взгляды на роль игры в воспитании ребенка. Американские педагоги все больше осознают значение самостоятельных творческих игр детей и необходимость руководства ими. Интерес к ролевым играм детей связан с развитием социальной психологии, ее учения о ролях, в которых выступает каждый человек, живя в обществе. По мнению некоторых американских социологов, в игре ребенок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему «вхождение в жизнь». Разрабатывается большое количество разнообразных строительных материалов для развития у детей самостоятельности, конструктивного мышления, делового планирования своей деятельности. Теория игры использует прогрессивные положения зарубежных педагогов и устанавливает преемственную связь с идеями, выдвинутыми русскими педагогами.

В трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и др. содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.

К.Д. Ушинский указал на зависимость  содержания детских игр от социального  окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Значительный вклад  в разработку педагогики игры внес П.Ф. Лесгафт (1837—1909). Он рассматривал игру как упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. В своей педагогической системе П.Ф. Лесгафт уделял основное внимание, физическому воспитанию детей. Он разработал систему подвижных игр, в которых развиваются физические и духовные силы ребенка. Вместе с тем П.Ф. Лесгафт подчеркивал и большое значение «подражательных» игр, содержание которых связано с социальным окружением ребенка. В этих играх ребенок воспроизводит все, что чаще видит и узнает от окружающих, усваивая привычки и обычаи среды. Он рекомендовал родителям и воспитателям использовать стремление детей к игре, побуждать детей к творчеству и самостоятельности в ней, шире использовать в воспитании детей народные игры.

Информация о работе Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности