Формирование информационной культуры личности школьника

Автор: Артём Новиков, 07 Июня 2010 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Формирование информационной культуры личности школьника

Содержание

Введение…………………………………………………………….………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы.……………… 5
1.1. Понятие «информационная культура личности».…………………...5
1.2. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации….…...9
1.3. Условия формирования информационной культуры личности в современной школе
Вывод к первой главе……………………………………………….…….20
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….……..……...…. 22
2.1. Характеристика метода исследования……………………...………22
2.2. Исследование уровня информационной культуры личности школьников………………….….........24
2.3. Методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника ...……….. 26
Вывод ко второй главе………………………………….………………..42
Заключение ……………………………………....………………..……...44
Библиографический список.……………………..……….………...…... 47
Приложение……………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     А вот если бы вам волшебник предложил  в подарок такое конопляное зернышко, что бы вы сделали? Отказались бы?

     Конечно, каждому хотелось бы больше знать. Хотелось бы стать умнее, мудрее. Знания придают  силу и уверенность. Но кому-то все  дается легко. Стоит раз прочитать  текст учебника - и урок готов. А  другой учит, учит, пять раз прочитал одно и то же, а все никак не запоминается, а ведь друзья уже и погулять успели, и в кружок сходили.

     Как помочь такому ученику, как сделать  так, чтобы учение "было не в тягость, а в радость?"

     Большую роль тут играет память, и сегодня мы с вами выясним, что это такое и для чего она нужна.

     Ученые  люди говорят, что память - это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать их в своей жизни.

     Все события нашей жизни не проходят бесследно. Представим себе человека, который не мог бы ничего запомнить. Он не знал бы даже, как его зовут, когда родился, где он живет, кто его родители. У него не было бы друзей, так как через секунду он бы забывал о них. Этот человек не умел бы читать, писать, считать, то есть не мог бы ничему научиться. Он не помнил бы, что делал на прошлой неделе, вчера и даже минуту назад. Этот человек был бы таким же беспомощным в окружающем мире, как новорожденный младенец.

     Но  такого не бывает. Все события нашей  жизни не исчезают, а остаются с нами. И это возможно потому, что у нас есть память.

     Конечно, не все, что с нами происходит, полностью  запоминается. Предположим, что в  памяти сохранялось бы все, что человек  видит, слышит, делает. Тогда мозг человека был бы очень перегружен и не мог  бы работать быстро и точно. Поэтому наряду с процессами запоминания существует и процесс забывания. Это важно для нормальной жизни человека.

     А теперь я попрошу вас вспомнить, что вы видели сегодня по дороге в школу.

     Получилось? (Ребята рассказывают)

     И все, что сейчас вы рассказали, вы не пытались специально запомнить. Запомнилось все само собой, просто так, безо всяких усилий, то есть непроизвольно. Память такая называется непроизвольной.

     Но  человек может и разумно управлять  своей памятью. Вам нужно выучить  стихотворение. Такое запоминание будет называться произвольным.

     Произвольное  запоминание - это такое запоминание, когда человек специально ставит перед собой цель что-то выучить, запомнить.

     Когда человек рождается, он еще не умеет  управлять своей памятью. Постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание.

     Ваша  произвольная память стала особенно быстро развиваться, когда вы пошли  в школу, потому, что при обучении в школе нельзя полностью полагаться на случайное непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что ты изучаешь. Тогда запоминание превращается в особую деятельность - заучивание. При этом можно использовать специальные приемы и средства заучивания. Об этом мы еще будем говорить.

     А сейчас подумайте:

     1) Зачем человеку нужна память?

     2) Чем память помогает человеку  и чем мешает?

     3) Чем отличается произвольное запоминание от непроизвольного?

     А хотите проверить свою произвольную память? Тогда поиграем.

     Перед вами игра - запоминалка. Напечатана она в журнале "Миша" [см. 20]. (Проводится игра)

     А вот игра - воображалка. Напечатана она в журнале "Миша" [см. 19]. (Проводится игра)

     Теперь, читая журналы, обращайте внимание на такие игры. Играть в них и  интересно, и полезно.

     В журнале "А почему" под рубрикой "Совершенствуй себя" помещена статья "Узелки на память". И здесь предлагаются еще две игры. Одна из них с необычным названием "Бабушка укладывала чемодан". (Проводится игра)

     А сейчас, пожалуйста, будьте все серьезными и очень внимательными. Я вас хочу познакомить с удобными способами запоминания.

     Прием рифмы.

     Известно, что любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Чтобы лучше  запомнить, можно придумать рифму  или простую фразу.

     Например, в русском языке есть такое  правило: после буквы Ц всегда пишется И, а не буква Ы. Кроме слов - исключений "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц".

     Легко запоминается, верно?

     Еще один пример. Часто людям бывает сложно запомнить все цвета радуги. Поэтому была придумана такая  считалка: "Каждый охотник желает знать где сидит фазан".

     Каждый - красный

     охотник - оранжевый

     желает - желтый

     знать - зеленый

     где - голубой

     сидит - синий

     фазан - фиолетовый.

     Прием парных ассоциаций.

     Важную  информацию человек как бы связывает  с тем, что всегда хорошо помнит.

     Например, очень часто в качестве шифра  для замка сейфа или камеры хранения человек выбирает год своего рождения.

     Например, 1989. Это он никогда не забудет.

     Прием "мест".

     Этот  прием позволяет запомнить список вещей, поместив каждую из них на свое место. Для того, чтобы не забыть купить нужные продукты в магазине, можно мысленно разместить их на кухне.

     Мясо  кладут в холодильник,

     крупу - в шкаф,

     чай - на полку,

     фрукты - на стол.

     Потом останется только представить себе кухню, чтобы вспомнить список нужных продуктов.

     Прием группировки.

     Можно легко запомнить, какие предметы надо положить в портфель. Для этого  нужно мысленно объединить их в несколько  групп:

     1) учебники

     2) пенал

     3) тетради

     4) все для рисования.

     Может быть, кто-то из вас пользуется и  другими приемами, чтобы легко и прочно запоминалась важная информация.

     Какие приемы, чтобы что-то запомнить, знаете вы?

     В 1996 г. в Петербургской газете для  детей и подростков "Пять углов" были напечатаны совсем не лишние советы, как укрепить свою память [см. 23]. (Зачитать).

     Если  вы меня сегодня внимательно слушали, то память свою вы будете тренировать, и с учебой у вас все будет  отлично.

     Внимательно, внимание. Вы часто слышите это слово.

     А зачем человеку внимание?

     Любой человек не сможет ничего сделать, если не будет выбирать самое важное из всего, что он видит, слышит, чувствует, о чем думает. Внимание и помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.

     Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм. Здесь о внимании и думать - то не надо. Но очень трудно быть внимательным, когда учишь скучный и трудный урок. Почему так происходит?

     Потому, что в этих двух случаях мы встречаемся  с разным вниманием: непроизвольным и произвольным.

     Непроизвольное  внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны. Например, удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас.

     Но, чтобы решать математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.

     Это уже произвольное внимание.

     Однако  иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что он может даже не услышать удара грома. Тогда можно говорить о том, что его внимание в процессе решения задачи из произвольного превратилось вновь в произвольное.

     Представьте себе ситуацию: мальчик сидит у  себя дома за столом и читает школьный учебник. Как вы думаете, что может ему помочь удерживать внимание на этом учебнике, а что помешать?

     (Поможет  умение сосредоточиться, он должен  выбрать самое важное из всего,  что видит, слышит, чувствует и  отсеять ненужное в данный момент. Помешать может музыка, звук телевизора, голоса ребят, гуляющих на улице, играющий котенок и т.д.)

     При каком условии произвольное внимание может превращаться в непроизвольное?

     Внимание  имеет много интересных свойств. Ваше умение сосредоточиться называют концентрацией внимания.

     Чтобы проверить ваше умение сосредоточиться  мы проведем игру "Тайнопись" [см. 47].

     Вот теперь, тренируя память и внимание, вы будете учиться легко и хорошо. У нашей памяти и внимания еще  много секретов, о которых в  течение одного урока не расскажешь. 

     Вывод ко второй главе 

     В результате проведенного исследования мы выяснили, что в современной школе процесс формирования информационной культуры личности школьника протекает недостаточно эффективно, в связи с чем для современных исследователей, в том числе и для нас, существует прекрасная возможность разрабатывать новые практические рекомендации, которые будут способствовать решению этой проблемы, т.к. совершенно очевидно, что в современный период, когда происходит становление информационного общества главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование. 

 

      Заключение 

     Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.

     Первой задачей нашего исследования было раскрыть сущность понятия «информационная культура личности». Изучив работы Н.Б. Зиновьевой, А.А. Парахина, А.Л. Суханова и др., мы пришли к выводу, что информационная культура заключается в формировании у личности социально необходимого уровня информированности, выступающего обязательным условием социализации личности и выполнения ее многообразных функций в обществе.

     Второй задачей являлось определение задач информационной культуры личности и методы их реализации. Анализируя труды таких ученых как С.Г. Антонова, М.Г. Вохрышева, Т.С. Федорова и др., мы выделили следующие задачи информационной культуры личности: внесение в сознание субъекта знаний о сущности и специфике функционирования социальной информации в обществе; формирование понимания субъектом механизма информационного обмена и необходимости учета его специфических особенностей во всех процессах жизнедеятельности; помощь о приобретении субъектом умений и навыков использования информационных ресурсов общества. Среди разнообразных методов их реализации особо выделяются такие как знакомство с основными процессами информационной деятельности; знакомство со структурой информационных ресурсов общества; умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые средства; формирование навыка самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание документа при беглом его просмотре, умение применять информационные и библиотечно-библиографические средства в профессиональной и самообразовательной деятельности.

Информация о работе Формирование информационной культуры личности школьника