Автор: Артём Новиков, 07 Июня 2010 в 10:36, курсовая работа
Формирование информационной культуры личности школьника
Введение…………………………………………………………….………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы.……………… 5
1.1. Понятие «информационная культура личности».…………………...5
1.2. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации….…...9
1.3. Условия формирования информационной культуры личности в современной школе
Вывод к первой главе……………………………………………….…….20
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….……..……...…. 22
2.1. Характеристика метода исследования……………………...………22
2.2. Исследование уровня информационной культуры личности школьников………………….….........24
2.3. Методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника ...……….. 26
Вывод ко второй главе………………………………….………………..42
Заключение ……………………………………....………………..……...44
Библиографический список.……………………..……….………...…... 47
Приложение……………………………………………………………….52
С другой стороны, библиотечный урок, конечно, отличается от обычного - тем, что проводится библиотекарем, и дает такие знания, которые будут вам полезны именно как читателям детской библиотеки. Библиотечные уроки бывают разные, рассчитаны на ребят разного возраста. Совсем маленьких наших читателей на их первом библиотечном уроке знакомят с библиотекой, показывают, где и что находится, в каком отделе книги выдаются на дом, где можно отыскать самые свежие журналы, и где можно познакомиться с электронной энциклопедией. Ребят постарше, таких, как вы, обучают пользованию алфавитным каталогом. Шестиклассников приглашают в читальный зал для знакомства со справочными изданиями, энциклопедиями, а старшеклассников ждет более сложный, но очень полезный урок - они узнают, что такое систематический каталог, и учатся им пользоваться.
Для чего проводятся все эти уроки, как вы думаете? (Ребята отвечают). Ну, конечно, для того, чтобы любой ребенок - читатель детской библиотеки чувствовал себя здесь уверенно, знал, что и для чего в библиотеке предназначено, и как это можно использовать. Сегодняшний урок посвящен знакомству с алфавитным каталогом. Вы узнаете, что вот эти маленькие ящички стоят здесь специально для вас, для вашей пользы и удобства, что вы имеете право в любое время подойти к ним и поискать то, что вас интересует, а как это сделать, вы сегодня научитесь.
Умение пользоваться каталогом пригодится вам и после школы, особенно тем из вас, кто настроен продолжать учебу в высшем учебном заведении. Вы поедете в большие города и познакомитесь с типом библиотеки, которую не миновал еще ни один студент - с Публичной библиотекой. А в Публичной библиотеке вы обязательно попадете в огромный зал каталогов, весь уставленный ящиками, подобными этому. Размеры этого зала устрашают, и без навыка пользования каталогом вы безнадежно заплутаете, потеряете уйму времени и, возможно, уйдете ни с чем. Читатели Публичных библиотек предоставлены самим себе, предполагается, что они уже всему обучены, и никто не будет искать в каталоге нужный вам материал, потому что поток читателей слишком велик. Библиотекари принимают требование на книгу, заполненное вами, с найденным вами адресом, и если вы указали адрес неверно, книгу просто не найдут. Поэтому, обучаясь теперь, вы работаете на свое будущее.
Но не думайте, что сейчас, когда вы еще не очень большие, умение пользоваться каталогом вам не пригодится. Очень пригодится, потому что уже теперь вам наверняка не хватает свободного времени, уроков становится все больше, домашние задания все сложнее, и, приходя в библиотеку за книгой, вы часто спешите. Так обстоят дела? В каких же случаяхвам поможет алфавитный каталог?
Случай первый. Вам нужно прочесть книгу, но вы не знаете, есть ли она в библиотеке. Вы приходите и, как назло, попадаете в час пик. У кафедр толпятся дети, библиотекари заняты, и помочь вам именно сейчас ну никак не могут. Можно настроиться на ожидание. Но если вам знаком алфавитный каталог, ждать не придется. Вы спокойно подойдете к каталогу и сами убедитесь, есть в библиотеке нужная книга или нет. Для этого достаточно знать фамилию автора и название, поскольку все книги занесены в каталог в алфавитном порядке.
Второй случай. Вы забыли фамилию автора, помните только название, но уж его-то совершенно точно. Как быть? Очень просто. Алфавитный каталог состоит из двух частей, вы видите, они отличаются по цвету оформления. В каталоге, оформленном желтым цветом, вам непременно нужна фамилия автора. А для "зеленого" каталога нужно только название, он так и называется: каталог названий, и названия в нем тоже расположены по алфавиту. "Всадника без головы" вы будете искать на букву "В" в "зеленом" каталоге. На карточке, о которой мы поговорим позже, будет указана и фамилия автора: Майн Рид.
Третий случай таков. Вы очень любите книги Эдуарда Успенского, пять раз перечитали "Чебурашку" и хотите узнать, какие еще книги этого автора есть в библиотеке. Обращаетесь к "желтому" каталогу, поскольку фамилия вам известна, находите ящичек с буквой "У" и извлекаете всю нужную информацию. Но прежде чем начать объяснения, как же именно извлекается эта информация, я хочу сказать вам несколько слов о том, что же такое, собственно, каталог.
Само слово "каталог" пришло к нам из древней Греции и означает "список, перечень" чего-либо. Возможно, одни из самых древних каталогов дошли до нас благодаря раскопкам Ниневии, великой ассирийской державы.
Велика, богата и могущественна была Ниневия, но в 612 году до н.э. пала, разграбленная и разрушенная вавилонянами и мидянами. Место, где была когда-то Ниневия, осталось необитаемым, а развалины великой столицы оказались погребенными под глиняным холмом Куюнджик.
Когда английский ученый Астон Лэйярд в середине 19 века раскопал Куюнджик, он обнаружил обугленные кирпичи и куски обгорелого дерева: все говорило о гигантском пожаре, в котором погиб город. Какова же была радость ученого, когда среди развалин дворца царя Ашшурбанипала была найдена знаменитая царская библиотека! Вы скажете: не может быть, ведь Ниневия сгорела! Как же могли сохраниться книги? Сможет кто-нибудь объяснить, как такое возможно? (Дети отвечают, что царская библиотека состояла из глиняных табличек).
Совершенно верно. Огонь не погубил, а спас библиотеку: от обжига огнем глиняные таблички стали крепче и не боялись сырости; правда, часть их разбилась при падении стен, но зато те, что сохранились, пролежали под пеплом, песком и землей более 2500 лет...
Кто из вас может сказать, что представляла собой книга в библиотеке Ашшурбанипала? Глиняная табличка совсем невелика: 6,5 см в длину и 3,5 см в ширину. С обеих сторон она исписана клинописными знаками, такими мелкими, что их нужно разглядывать через лупу.
Царская библиотека была очень велика. По приказу Ашшурбанипала целые группы опытных писцов отправлялись в другие города, где при храмах были библиотеки, выбирали там самые интересные книги и тщательно их копировали. Некоторые тексты были настолько древними, что писцы с трудом их понимали. Вообразите только: язык табличек, написанных во времена Хаммурапи на древневавилонском языке, на тысячу лет старше языка, на котором говорили при дворе Ашшурбанипала! Вот так, благодаря просвещенному и честолюбивому царю, а также его безвестным писцам, мы не утратили ценнейшие памятники человеческой культуры. Легко представить, как гордился Ашшурбанипал своей библиотекой.
Каково же было его удивление и гнев, когда обнаружилось, что драгоценные таблички пропадают! Придворные Ашшурбанипала тоже считали себя просвещенными людьми и с удовольствием брали таблички почитать. Кто-то забывал их вернуть, кто-то погибал в бою или на охоте, но печальный факт был налицо: библиотека терпела убыток, а царь ничего не мог с этим поделать: он не знал, сколько книг в его библиотеке! Последовал новый царский приказ. И с тех пор каждая табличка, попадавшая в царскую библиотеку, заносилась в особый список, и на ней выдавливался штамп: "Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии". Этот список, прообраз каталога, содержал название произведения и количество строк в каждом листе-табличке и облегчал поиск нужной книги [см. 25].
Шли века. Человечество миновало и папирусы, и клинопись, и берестяные грамоты. Наконец была изобретена бумага, а затем и книгопечатание. Клинописные каталоги тоже уступили место бумажным, а точнее, карточным каталогам, и образец такого каталога вы видите перед собой. Разумеется, это не предел, и каталоги будут видоизменяться и совершенствоваться. Уже сейчас существует электронный каталог, имеющий перед старичком-карточным несомненное преимущество: он занимает совсем маленькую площадь - ровно столько, сколько требуется компьютеру, а информации вмещает просто непостижимое количество. Но роскошь иметь у себя компьютер позволяет себе далеко не каждая библиотека, а карточные есть везде, даже в глухом селе. Карточному каталогу не страшны перебои с электричеством, он самодостаточен. К тому же он очень прост в обращении, любому ребенку по силам его освоить. Поэтому не будем раньше времени списывать его в утиль, а научимся лучше пользоваться им.
Этот каталог называется карточным, потому что в основу его положена карточка, своеобразный книжкин паспорт. Вот перед вами увеличенное изображение каталожной карточки, чтобы всем было хорошо видно (Демонстрируется карточка на книгу П. Клушанцева "О чем рассказал телескоп"). В натуральную величину карточка вот такая. Каждая книга, поступившая в библиотеку, проходит специальную обработку: ей присваивают номер, заносят ее в особую книгу учета и - заводят на нее паспорт, каталожную карточку.
Вы знаете, что из обычного паспорта или из свидетельства о рождении можно извлечь массу полезных сведений о человеке: как его зовут, где он родился, кто его родители и т.д. Так и каталожная карточка позволяет узнать о книге все, что необходимо. Посмотрите на карточку и скажите мне, что мы можем узнать о книге с ее помощью? (Дети отвечают). Как видите, нам не понадобилось даже брать книгу в руки - по одной лишь карточке мы получили полное представление о книге Клушанцева. Из подобных карточек и состоит каталог. Алфавитным он называется потому, что карточки в нем расставлены по алфавиту.
Вы в пятом классе, конечно, знаете алфавит хорошо, не так ли? Давайте проверим, насколько хорошо. Вот три книги, которые вам предстоит расставить по алфавиту. Обратите внимание, что среди них есть сборник "Дружба", у которого автора нет. Такой сборник, а также "Былины", "Сказки" и прочие книги без авторов вы найдете в каталоге по названию. Если Чехова вы будете искать на букву "Ч", то сборник "Дружба" - на "Д". Итак, в какой последовательности вы расставите книги Чехова, Куприна и сборник "Дружба"? (Дети отвечают).
Теперь расставьте по алфавиту книги авторов, фамилии которых начинаются с одной буквы. Как видите, в каталожных ящиках соблюдается именно этот принцип. (Дети сравнивают книги Гайдара, Горького и Грина и обосновывают, почему расставили именно так.) Правильно, вы сравнивали вторые буквы фамилий, поскольку первые буквы совпадают. Если же и вторые буквы совпадут, вы посмотрите на что? На третьи буквы, и так далее. Кого, например, вы поставите первым - Горького или Гоголя? Конечно, Гоголя, потому что по алфавиту буква "Г" стоит раньше, чем "Р".
И, наконец, третий пример. Бывают авторы-однофамильцы. Бесполезно сравнивать их фамилии - они одинаковы. Что будем сравнивать в таком случае? Что различается у однофамильцев? Правильно, имена, а если и имена совпадут, сравним отчества. Вот перед вами три однофамильца: Алексеевы Михаил, Валерий и Сергей. Расставьте их по алфавиту.
Теперь посмотрите внимательно на каталог. Как видите, легко определить, в каком ящичке искать какую букву: все ящики надписаны. Для некоторых букв понадобилось два, а то и три ящика. Для вашего удобства и быстроты поиска на них написаны указательные слова и слоги: первый, с которого начинается этот ящик, и последний, которым он заканчивается. Вам остается только сообразить, куда по алфавиту попадет нужная вам фамилия. Если ошибетесь ящиком, нужную карточку не найдете. (Вместе думаем, в каком ящике искать Лермонтова. При этом демонстрируется внутренность ящика.)
Вы видите, как много карточек вмещает каталожный ящик. Чтобы вам не пришлось перебирать их все в поисках одной нужной, в ящике есть картонные разделители с выступами, а на выступах написаны вспомогательные слова и слоги. Иногда написаны целые фамилии -есть такой выступ у Лермонтова, у Пушкина, у Успенского и других популярных авторов. Чтобы сэкономить время, не перебирайте бездумно все карточки подряд, а взгляните внимательно на выступы и выберите тот, за которым, по вашему мнению, по алфавиту окажется нужная карточка. Всем понятно? Вопросы есть?
Сейчас каждый из вас получит практическое задание. В задании два вопроса, один - на поиск в алфавитном каталоге по фамилии автора, другой - на поиск в каталоге названий. Подумайте, к какому каталогу вы обратитесь. Ящики из каталога вынимать можно. Когда найдете нужную карточку, не выдирайте ее из ящика, а позовите меня и покажите, что справились с заданием.
II. Библиотечный урок "Багаж, который никто не отнимет".
Программа "Основы информационной культуры". Раздел: 6 класс." На пороге новой школьной ступени".
Беседа с элементами тренинга.
Цель: Раскрыть секреты внимания и памяти. Показать роль внимания и памяти в учебной деятельности, интеллектуальном развитии личности.
Задачи:
1.
Рассказать о видах и
2. Познакомить с непроизвольным и произвольным вниманием и простейшими приемами концентрации внимания.
Проведение урока.
Ребята, давайте вспомним сказку А.Погорельского "Черная курица". Мальчику Алеше было подарено конопляное семечко, благодаря которому он без особого труда хорошо знал любой урок. Помните, как гордились им учителя, но возгордился и сам Алеша. Сказка заканчивается грустно, Алеша не смог удержать волшебный дар. Он становится снова обычным мальчиком, но многое понял и пережил.
Информация о работе Формирование информационной культуры личности школьника