Автор: Артём Новиков, 07 Июня 2010 в 10:36, курсовая работа
Формирование информационной культуры личности школьника
Введение…………………………………………………………….………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы.……………… 5
1.1. Понятие «информационная культура личности».…………………...5
1.2. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации….…...9
1.3. Условия формирования информационной культуры личности в современной школе
Вывод к первой главе……………………………………………….…….20
Глава 2. Экспериментальная часть…………………….……..……...…. 22
2.1. Характеристика метода исследования……………………...………22
2.2. Исследование уровня информационной культуры личности школьников………………….….........24
2.3. Методические рекомендации по формированию информационной культуры личности школьника ...……….. 26
Вывод ко второй главе………………………………….………………..42
Заключение ……………………………………....………………..……...44
Библиографический список.……………………..……….………...…... 47
Приложение……………………………………………………………….52
• формирование навыка самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание документа при беглом его просмотре, выработку разной техники чтения текста, умение извлекать информацию из текста, математизировать и оформлять полученные сведения, организовывать личную информационную базу, в виде личных библиотек, картотек, компьютерных баз данных;
•
умение применять информационные и
библиотечно-библиографические
Реализация
поставленных задач осуществляется
путем организации
В
силу важности этой проблемы в современных
условиях необходим комплексный
подход к ее решению, координация
деятельности всех социальных институтов,
участвующих в ее реализации в виде многоступенчатой
программы, позволяющей направленно формировать
с учетом возрастных, социальных и профессиональных
сторон гармонично развитую в информационном
плане личность.
1.3.
Условия формирования
информационной культуры
личности в современной
школе.
Составной частью федеральной программы "Информатизация России" является региональная информатизация. Проблема информатизации регионов включает целый спектр сложных вопросов. К ним, в частности, относится необходимость создания правовых, экономических, технологических и социальных условий для получения оперативной, достоверной и полной информации об экономике, состоянии экологической, образовательной, культурной и иных сфер регионального развития. Первоочередную задачу представляет формирование инфраструктуры информатизации, создание региональной информационно-вычислительной сети, обеспечивающей единое информационное пространство.
Однако
наряду с формированием материально-
Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам. Распространение новых информационных технологий и их проникновение во все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость поиска нового подхода к подготовке пользователей информации. Сущность его выражается в переходе от необязательного обучения учащихся работе с информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к целенаправленной подготовке пользователей информации, владеющих методами многоаспектной информационной деятельности, включая использование новых информационных технологий.
Анализ современных публикаций по вопросам формирования информационной культуры учащихся свидетельствует, что учебной дисциплиной, призванной обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем информационном обществе, многие авторы видят информатику. В рамках данной дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие понятия, как компьютер, база данных, телекоммуникации, компьютерная сеть, гипертекст, мультимедиа, база знаний, экспертная система. Соответственно, в состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах, включая компьютерную обработку текстовой, табличной, графической информации; реализацию удаленного доступа к автоматизированным информационным ресурсам, организацию поиска информации в Интернете. Именно эту совокупность знаний и умений принято отождествлять в последнее время с понятием "новая информационная культура".
Однако
подход к формированию информационной
культуры преимущественно через
изучение информатики ведет к
неоправданному сужению понятия "информационная
культура". Как бы не совершенствовались
технические и программные
Как правило, выпускники средних общеобразовательных учреждений, оказываются беспомощными при решении типовых информационных задач: не знают состава библиотечных каталогов и картотек, не представляют их специфические особенности при поиске информации, не знакомы с алгоритмами решения поисковых задач, не владеют методикой выполнения информационных запросов, не умеют грамотно оформить результаты поиска. Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной культуры школьников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не представляют, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой и другой. Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры личности, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают проблеме формирования информационной культуры молодежи - той социальной группы, с которой общество связывает перспективы своего развития, свое будущее, -общегосударственное значение. Возникает весьма масштабная задача - подготовить потребителя информации, способного не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессиональной деятельности, развитие науки, техники, культуры, образования.
Эффективность использования разработанных учебных программ в практике работы современных образовательных учреждений зависит от выполнения следующих условий:
1.
В учебные планы
2. Внедрение курса "Основы информационной культуры" требует создания комплекта учебно-программных и учебно-методических материалов, рассчитанных как на учителей, так и на учащихся. Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу разделов, тем; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемым учебного материала.
3.
Формирование знаний и умений
учащихся в области новых
4.
Успешность внедрения курса "
Вывод
к первой главе.
Таким образом, под информационной культурой мы будем понимать формирование у личности социально необходимого уровня информированности, выступающего обязательным условием социализации личности и выполнения ее многообразных функций в обществе.
Наибольшее
значение для эффективности формирования
информационной культуры является комплексность
взаимодействия таких факторов как: развитие
индивидуальных способностей личности,
формирование межпредметных связей, формирование
операционного стиля мышления, высокая
информационная культура педагога. О воспитании
в школе информационной культуры личности
речь может идти лишь тогда, когда учащийся
имеет возможность применить свои знания
и умения из области информатики при изучении
других дисциплин. Очень важно, чтобы учителя
задумывались о формировании у детей информационной
грамотности, а в последствии и информационной
культуры как можно раньше. Информатизация
общества предъявляет новые требования
к его членам, и чтобы этим требованиям
соответствовать, мы обязаны формировать
информационную культуру у современных
школьников.
Глава 2. Экспериментальная часть.
2.1.
Характеристика методов
исследования.
Для изучения уровня информационной культуры личности школьников использовались методы тестирования и анкетирования. Выбор методов исследования детерминировался особенностями решаемых нами задач, спецификой содержания рассматриваемой проблемы. Выполнение заданий по этим методам состоит в ответах учащихся на вопросы, предложенные экспериментаторами. Остановимся подробнее на каждом из этих методов.
Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов, которые дали испытуемые. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные, облегчает математическую обработку результатов. Кроме того, на тестирование затрачивается меньшее количество времени, по сравнению с другими формами опросов
Другой метод – анкетирование, - метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Составление анкеты - сложная задача, тpeбующaя от экспериментатора методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования.
В нашем исследовании участвовало 46 учащихся из 10-11 классов школы № 84 г. Волгограда. Целевая группа (ученики старших классов) выбрана нами не случайно, ведь именно этот возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Анкета содержит 7 вопросов, затрагивающих особенности восприятия и понимания информации школьниками. Тест содержит 11 вопросов и направлен на выявление общего уровня информационной культуры личности школьников.
Цель исследования - изучение уровня информационной культуры личности школьника в современной общеобразовательной школе.
Задачи нашего исследования таковы:
1.
Провести исследование (диагностику)
уровня информационной
2. Обобщить и проанализировать и полученные сведения.
3.
Сделать вывод относительно
Исследование проводилось в 2 этапа.
На первом этапе нами проводилось анкетирование. В анкете предлагалось ответить на ряд вопросов: «Как Вы понимаете термин «информационная культура»?», «Какую роль в Вашей жизни играет информация?», «Какие источники информации Вы знаете?» и др. (см. приложение 1). Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки, и проведения тщательного качественного анализа. Количественная обработка анкет заключалась, прежде всего, в обобщении данных о количестве утвердительных и правильных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты (при большом количестве ответов можно мы переводили эти данные в проценты).
На втором этапе испытуемым было предложено выполнить задания теста: «Выберите правильное определение к слову «библиотека», «Как называется место, где печатают книги и газеты», «Что называют традиционным носителем информации» и др., к которым предлагались различные варианты ответов (см. приложение 2). Обработка результатов проводилась следующим образом: за правильный ответ испытуемому начислялся один балл, а максимально можно было набрать 11 баллов.
Информация о работе Формирование информационной культуры личности школьника