Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 23:14, курсовая работа
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, она способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игрой на учебную деятельность, интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.
Введение
Глава 1. Методические основы формирования у старших дошкольников геометрических представлений в процессе дидактической игры………………
Научно-теоретические подходы к понятиям «геометрическая фигура», «форма», «дидактическая игра»………………………………………………
История создания системы дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Педагогические условия формирования геометрических представлений у старших дошкольников…………………………………………………………
2.1. Особенности восприятия детьми геометрических фигур…………………
2.2. Использование современных дидактических игр в процессе формирования геометрических представлений у детей школьного возраста…………………..
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа…………………………………….
3.1. Организация процедуры исследования………………………………………
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………
3.3. Анализ результатов……………………………………………………………
Выводы по 3 главе………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………
Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Дает задания:
1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.
Вопросы для анализа: 2Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера с большим и маленьким). (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?» (Два больших, 2 маленьких и 1 средний.)
2.
Взять 2 больших треугольника
и составить из них
3.
Из 2 маленьких треугольников
4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний и наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры».
В
итоге воспитатель обобщает: «Из
треугольников можно составлять новые
различные фигуры: квадраты, четырехугольники,
треугольники. Фигуры присоединяются
одни к другой по сторонам.» (Показывает
на фланелеграфе.)
2.Цель:
Упражнять детей в умении
Материал: У детей наборы фигур к игре «Танграм». У воспитателя – фланелеграф и таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами.
Ход работы: Дети, рассмотрев фигуры, делят их по заданию воспитателя на 2 группы: треугольники и четырехугольники.
Воспитатель поясняет, что это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм: так ее назвали по имени ученого, придумавшего игру. Можно составить много интересных изображений.
1. Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.
2.
Составить новую фигуру из
квадрата и 2 маленьких треугольников.
(Сначала квадрат, затем
3.
Составить новую фигуру из
двух больших и среднего
4. Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры.
Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их.
Воспитатель составляет их на фланелеграфе.
Ребятам дается задание составить несколько фигур по собственному замыслу.
Итак, на первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу. Устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание мысленно, а затем практически: «Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте.» Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур-силуэтов по расчлененным образцам. ( Фигурой-силуэтом называют предметное плоское изображение, составленное из частей игры). Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.
Для
успешного воссоздания фигур-
Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам (второй этап работы) должны быть использованы воспитателем с целью упражнения не только в расположении частей составляемой фигуры.
Дети старшего дошкольного возраста составляют по образцам и собственному замыслу интересные фигуры-силуэты из наборов к играм «Колумбово яйцо», «Монгольская игра. Они аналогичны игре «Танграм».
«Монгольская
игра» (описание и изготовление. Квадрат
размером 10х10 см разрезается, как показано
на рисунке.
В результате получается 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких, 1 большой).
Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Изготовить игру можно из одинаково окрашенного с 2 сторон картона, пластика и других материалов. Все части игры – геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.
На рисунке представлены наиболее сложные геометрические фигуры, составленные из частей монгольской игры: квадрат, прямоугольник – из 4 треугольников; прямоугольник – из квадрата, 4 прямоугольника и 4 треугольника.
Усвоение
детьми способов присоединения одной
фигуры к другой с целью получения
новой – необходимый и
На рисунке даны несколько образцов разного характера. Дети могут копировать их, несколько видоизменять, комбинировать. Основное требование – расположить все части так, чтобы составляемая фигура-силуэт имела как можно больше сходства с реальным предметом.
Таким образом с помощью ряда игр З. Михайловой решилась четвертая задача.
- высокий уровень (60%) 12 детей
- средний уровень (30%) 4 ребенка
- низкий уровень
(10%) 3 ребенка.
Выводы по 3 главе.
Систему работы дидактической игры, которую наметили и апробировали можно считать эффективной. Цель исследования достигнута. Решены следующие задачи:
Заключение.
На основе анализа изученной литературы можно сделать вывод:
Дидактическая
игра является формой обучения наиболее
характерной для детей
По
мнению ряда авторов воспитательно-
Таким образом, во время игры ребенок получает, обобщает, развивает свои знания и умения.
Проведенное научно-педагогическое исследование позволило решить задачи и общую цель курсовой работы.
На
основе анализа психолого-
Список
используемой литературы.