Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, она способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игрой на учебную деятельность, интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.

Содержание

Введение

Глава 1. Методические основы формирования у старших дошкольников геометрических представлений в процессе дидактической игры………………
Научно-теоретические подходы к понятиям «геометрическая фигура», «форма», «дидактическая игра»………………………………………………
История создания системы дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………

Глава 2. Педагогические условия формирования геометрических представлений у старших дошкольников…………………………………………………………

2.1. Особенности восприятия детьми геометрических фигур…………………

2.2. Использование современных дидактических игр в процессе формирования геометрических представлений у детей школьного возраста…………………..

Выводы по 2 главе………………………………………………………………….

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа…………………………………….

3.1. Организация процедуры исследования………………………………………

3.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………

3.3. Анализ результатов……………………………………………………………

Выводы по 3 главе………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Катин курсовик.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

      Ход работы. Воспитатель предлагает детям  рассмотреть фигуры, назвать их, сосчитать и определить общее  количество. Дает задания:

      1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.

      Вопросы для анализа: 2Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько  маленьких?  Сравните этот треугольник (среднего размера с большим и  маленьким). (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?» (Два больших, 2 маленьких и 1 средний.)

      2. Взять 2 больших треугольника  и составить из них последовательно:  квадрат, треугольник, четырехугольник.  Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.

      3. Из 2 маленьких треугольников составить  те же фигуры, располагая их  по разному в пространстве.

      4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.

      Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний и наоборот.) Покажите стороны  и углы четырехугольника, каждой отдельной  фигуры».

      В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры: квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одни к другой по сторонам.» (Показывает на фланелеграфе.) 

      2.Цель: Упражнять детей в умении составлять  новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

      Материал: У детей наборы фигур к игре «Танграм». У воспитателя – фланелеграф  и таблицы с изображенными  на них геометрическими фигурами.

      Ход работы: Дети, рассмотрев фигуры, делят  их по заданию воспитателя на 2 группы: треугольники и четырехугольники.

      Воспитатель поясняет, что это набор фигур  к игре, называется она головоломка  или танграм: так ее назвали по имени ученого, придумавшего игру. Можно  составить много интересных изображений.

      1. Составить четырехугольник из  большого и среднего треугольников.

      2. Составить новую фигуру из  квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала квадрат, затем четырехугольник).

      3. Составить новую фигуру из  двух больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник).

      4. Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры.

        
 
 
 
 
 

      Дети  последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их.

      Воспитатель составляет их на фланелеграфе.

      Ребятам дается  задание составить несколько  фигур по собственному замыслу.

      Итак, на первом этапе освоения игры «Танграм»  проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического  воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур  путем присоединения одной из них к другой. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу. Устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание мысленно,  а затем практически: «Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте.» Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур-силуэтов по расчлененным образцам. ( Фигурой-силуэтом называют предметное плоское изображение, составленное из частей игры). Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.

      Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо умение зрительно анализировать  форму плоскостной фигуры и ее частей. Кроме этого, при воссоздании фигуры на плоскости очень важно умение мысленно представлять изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. Наиболее простым видом анализа образца является зрительный, но он невозможен без развитого умения видеть пропорциональное соотношение частей фигуры. Способ составления (расположения составных частей) фигуры-силуэта из геометрических фигур играющий вынужден искать, опираясь на данные анализа, путем апробирования намеченных вариантов составления.

      Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам (второй этап работы) должны быть использованы воспитателем с целью упражнения не только в расположении частей составляемой фигуры.

      Дети  старшего дошкольного возраста составляют по образцам и собственному замыслу интересные фигуры-силуэты из наборов к играм «Колумбово яйцо», «Монгольская игра. Они аналогичны игре «Танграм».

      «Монгольская  игра» (описание и изготовление. Квадрат  размером 10х10 см разрезается, как показано на рисунке. 
 
 

        
 
 
 
 
 
 

      В результате получается 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких, 1 большой).

      Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя  одну к другой, не накладывая одну на другую.

      Изготовить  игру можно из одинаково окрашенного с 2 сторон картона, пластика и других материалов. Все части игры – геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.

      На  рисунке представлены наиболее сложные  геометрические фигуры, составленные из частей монгольской игры: квадрат, прямоугольник – из 4 треугольников; прямоугольник – из квадрата, 4 прямоугольника и 4 треугольника.

      Усвоение  детьми способов присоединения одной  фигуры к другой с целью получения  новой – необходимый и начальный  этап освоения игры. Дети должны уметь практически составлять новые геометрические фигуры из имеющихся, и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации. После этого они составляют фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным), по замыслу.

      На  рисунке даны несколько образцов разного характера. Дети могут копировать их, несколько видоизменять, комбинировать. Основное требование – расположить  все части так, чтобы составляемая фигура-силуэт имела как можно  больше сходства с реальным предметом.

      Таким образом с помощью ряда игр  З. Михайловой решилась четвертая задача.

    1. Анализ результатов.

     

 

 

                                                                                       60% 30%         10%

   - высокий уровень (60%) 12 детей

             - средний уровень  (30%) 4 ребенка

             - низкий уровень  (10%) 3 ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы по 3 главе. 

     Систему работы дидактической игры, которую  наметили и апробировали можно считать  эффективной. Цель исследования достигнута. Решены следующие задачи:

    1. На основе анализа изученной психолого-педагогической литературы выяснили условия, при которых дидактическая игра становится средством формирования геометрических представлений у старших дошкольников.
    2. На основе констатирующего эксперимента наметили систему  работы с детьми старшего возраста по формированию геометрических представлений.
    3. Проверили выдвинутую гипотезу: что дидактическая игра будет способствовать усвоению геометрических представлений,  в том случае, если будут созданы условия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

     На  основе анализа изученной литературы можно сделать вывод:

     Дидактическая игра является формой обучения наиболее характерной для детей дошкольного  возраста.

     По  мнению ряда авторов воспитательно-образовательное  значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. В процессе дидактической игры дети не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Также дети во время дидактической игры развивают важные  качества личности.

     Таким образом, во время игры ребенок получает, обобщает, развивает свои знания и умения.

     Проведенное научно-педагогическое исследование позволило  решить задачи и общую цель курсовой работы.

     На  основе анализа психолого-педагогической литературы и экспериментальных  данных, полученных в ходе исследования, выделен комплекс педагогических условий способствующих формированию геометрических представлений у старших дошкольников. 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 

Список используемой литературы. 

  1. А.К. Бондаренко. Дидактические игры в д/с –  М.: Просвещение, 1985.
  2. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
  3. С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  4. А.М. Леушина. Формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974.
  5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
  6. З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Б.П. Никитин. Развивающие игры – М.: Просвещение, 1989.
  8. Мария Фидлер. Математика уже в д/с. – М.: Просвещение, 1981.
  9. Я.И. Ковальчук. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Просвещение, 1981.
  10. А.А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.

Информация о работе Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры