Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 23:14, курсовая работа
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, она способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игрой на учебную деятельность, интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.
Введение
Глава 1. Методические основы формирования у старших дошкольников геометрических представлений в процессе дидактической игры………………
Научно-теоретические подходы к понятиям «геометрическая фигура», «форма», «дидактическая игра»………………………………………………
История создания системы дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Педагогические условия формирования геометрических представлений у старших дошкольников…………………………………………………………
2.1. Особенности восприятия детьми геометрических фигур…………………
2.2. Использование современных дидактических игр в процессе формирования геометрических представлений у детей школьного возраста…………………..
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа…………………………………….
3.1. Организация процедуры исследования………………………………………
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………
3.3. Анализ результатов……………………………………………………………
Выводы по 3 главе………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………
Третий дар – куб, разделенный на восемь частей. Дети с помощью этого дара познают, что такое целое и что такое часть, с его помощью они имеют возможность развивать свое творчество, строить из кубиков различно их комбинирующие.
Четвертый дар – куб, деленный на восемь частей. Дети представляют себе эти части в виде кирпичиков.
Пятый дар – куб, разделенный на двадцать пять частей.
Шестой дар – куб, разделенный на части по диагонали, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучиками и т.п.), расположенными строго по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Фридрихом Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр. В помощь детским садовницам (воспитателям) издавались пособия с подробным описанием дидактических игр Ф.Фребеля, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения.
Сам Ф.Фребель, его ученики и последователи, сначала в Германии, а затем и в других странах высоко ценили предложенную им систему дидактических игр.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М.Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические игры для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, кубы-вкладыши и д.р.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания, и, самое главное, упражняя свою активность.
Автор
одной из первых отечественных педагогических
систем дошкольного воспитания Е.И.
Тихеева заявила о новом
Выводы
по 1 главе.
В
результате анализа педагогической литературы
мы пришли к выводу, что одного понятия
«дидактической игры» нет, поэтому мы
сформулировали свое определение дидактической
игры, на которое и будем опираться в своей
работе. Дидактическая игра – это форма
усвоения отдельных знаний и умений, способствующих
общему развитию ребенка, формированию
его способностей.
Глава
2. Формирование геометрических представлений
у старших дошкольников в процессе дидактических
игр.
2.1. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предмета. Форма, как и размер, ограничивает один предмет от другого в пространстве. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использование их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. геометрического материала.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать в соответствие с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов. Экспериментальные данные Л.А. Венгера показали, что такой возможностью обладают дети 3-4 месяцев. Свидетельствование этому – сосредоточенное взгляда на новой фигуре. Уже на втором году жизни дети свободно выбирают по образцу из таких пар: прямоугольник и треугольник, квадрат и полукруг. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы, доступен примерно детям 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляется детьми 5 и 6 года жизни. В начале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр – стаканом, столбиком, овал – яичком, треугольник – парусом или крышей, прямоугольник – окошком и т.п. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже их не отождествляют с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п. И наконец геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко – это шар и т.д.) Познание структуры предмета, ее формы и размера осуществляется только в процессе восприятия той или иной формы зрения, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть, причем рассматривание и ощупывание различный в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. По этому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательными анализаторами. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов, чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и по этому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные прямоугольники) сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Сенсорное восприятие формы предметов геометрических фигур, их распознание и обозначение слов в условиях систематического обучения детей значительно возрастает. Поэтому задача первого этапа обучения детей 3-4 лет – это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.
Второй этап обучениия детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системные знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов геометрического мышления.
В развитии геометрических знаний у детей прослеживается несколько различных уровне.
Первый уровень характеризуется тем, что фигура детьми воспринимается как целое, ребенок еще не умеет выделять определенные элементы в фигуре, не замечает между фигурами сходства и различия.
Второй уровень – ребенок выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.
На
третьем уровне ребенок в состоянии
устанавливать связи между
Дети отчетливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами, видят в них не только различия, но и находят в них общность в их построении.
Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названиями фигур (треугольник называется так, потому что у него три угла и др.). Усвоение принципа обозначения фигур словом формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Большое
значение в развитии геометрического
мышления и пространственных представлений
имеют действия по преобразованию фигур.
Таким образом, в дошкольном возрасте
происходит овладение формами геометрических
фигур.
2.2. а) Виды дидактических игр.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических игр материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода и др.). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь, (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста – определять предмет на ощупь, старшие дошкольники – составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.
Настольно-печатные
игры разнообразны по содержанию, обучающим
задачам, оформлению. Они помогают уточнять
и расширять представление
Например, в домино принципы парности реализуются через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Геометрические фигуры» и др.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.
Б) Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:
Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая.
Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в “чудесный мешочек», предметы быта, украшенные геометрическими (растительными) узорами и др.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов.
В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д. Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.
Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность регулируют отношения между играющими.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
В) Руководство дидактическими играми.
В педагогическом процессе дошкольного воспитания дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В равных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеют свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать. Рассмотрим их:
Необходимо
создать условия для игр