Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, она способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игрой на учебную деятельность, интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.

Содержание

Введение

Глава 1. Методические основы формирования у старших дошкольников геометрических представлений в процессе дидактической игры………………
Научно-теоретические подходы к понятиям «геометрическая фигура», «форма», «дидактическая игра»………………………………………………
История создания системы дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………

Глава 2. Педагогические условия формирования геометрических представлений у старших дошкольников…………………………………………………………

2.1. Особенности восприятия детьми геометрических фигур…………………

2.2. Использование современных дидактических игр в процессе формирования геометрических представлений у детей школьного возраста…………………..

Выводы по 2 главе………………………………………………………………….

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа…………………………………….

3.1. Организация процедуры исследования………………………………………

3.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………

3.3. Анализ результатов……………………………………………………………

Выводы по 3 главе………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Катин курсовик.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

     Третий  дар – куб, разделенный на восемь частей. Дети с помощью этого дара познают, что такое целое и  что такое часть, с его помощью они имеют возможность развивать свое творчество, строить из кубиков различно их комбинирующие.

     Четвертый дар – куб, деленный на восемь частей. Дети представляют себе эти части  в виде кирпичиков.

     Пятый дар – куб, разделенный на двадцать пять частей.

     Шестой  дар – куб, разделенный на части по диагонали, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучиками и т.п.), расположенными строго по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Фридрихом Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр. В помощь детским садовницам (воспитателям) издавались пособия с подробным описанием дидактических игр Ф.Фребеля, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения.

     Сам Ф.Фребель, его ученики и последователи, сначала в Германии, а затем  и в других странах высоко ценили предложенную им систему дидактических  игр.

     Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М.Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические игры для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, кубы-вкладыши и д.р.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания, и, самое главное, упражняя свою активность.

     Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе  к дидактическим играм. По ее мнению они являются лишь одним из компонентов  воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и образовании детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют развивать свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамку упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация общения), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало содержание игр, материалов. Содержание дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель, и д.р.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики. 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по 1 главе. 

     В результате анализа педагогической литературы мы пришли к выводу, что одного понятия «дидактической игры» нет, поэтому мы сформулировали свое определение дидактической игры, на которое и будем опираться в своей работе. Дидактическая игра – это форма усвоения отдельных знаний и умений, способствующих общему развитию ребенка, формированию его способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Формирование геометрических представлений у старших дошкольников в процессе дидактических игр. 

     2.1. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предмета. Форма, как и размер, ограничивает один предмет от другого в пространстве. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использование их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е.  геометрического материала.

     Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими  его признаками, но уметь, абстрагируя  форму от вещи, видеть ее в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать в соответствие с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов. Экспериментальные данные Л.А. Венгера показали, что такой возможностью обладают дети 3-4 месяцев. Свидетельствование этому – сосредоточенное взгляда на новой фигуре. Уже на втором году жизни дети свободно выбирают по образцу из таких пар: прямоугольник и треугольник, квадрат и полукруг. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы, доступен примерно детям 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляется детьми 5 и 6 года жизни. В начале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:  цилиндр – стаканом, столбиком, овал – яичком, треугольник – парусом или крышей, прямоугольник – окошком и т.п. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже их не отождествляют с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п. И наконец геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко – это шар и т.д.) Познание структуры предмета, ее формы и размера осуществляется только в процессе восприятия той или иной формы зрения, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть, причем рассматривание и ощупывание различный в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. По этому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательными анализаторами. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов, чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и по этому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные прямоугольники) сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

     Сенсорное восприятие формы предметов геометрических фигур, их распознание и обозначение  слов в условиях систематического обучения детей значительно возрастает. Поэтому  задача первого этапа обучения детей 3-4 лет – это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.

     Второй  этап обучениия детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системные  знаний о геометрических фигурах  и развитию у них начальных  приемов и способов геометрического  мышления.

     В развитии геометрических знаний у детей прослеживается несколько различных уровне.

     Первый  уровень  характеризуется тем, что фигура детьми воспринимается как целое, ребенок еще не умеет выделять определенные элементы в фигуре, не замечает между фигурами сходства и различия.

     Второй  уровень – ребенок выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения  как между ними, так и между  отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

     На  третьем уровне ребенок в состоянии  устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое воздействует на ускорение перехода к более высокому уровню, отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовать ток, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление. Аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства, создают условия для дальнейшего, более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры, так и между рядом фигур.

     Дети  отчетливее усваивают связи между  «простыми» и «сложными» геометрическими  фигурами, видят в них не только различия, но и находят в них  общность в их построении.

     Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названиями фигур (треугольник называется так, потому что у него три угла и др.). Усвоение принципа обозначения фигур словом формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.

     Познание  геометрических фигур, их свойств и  отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

     Большое значение в развитии геометрического  мышления и пространственных представлений  имеют действия по преобразованию фигур. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение формами геометрических фигур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. а) Виды дидактических игр.

     Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических игр материалов используются игрушки,  реальные предметы (предметы обихода и др.). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь, (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста – определять предмет на ощупь, старшие дошкольники – составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

     Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим  задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей  об окружающем мире, систематизировать  знания, развивать мыслительные процессы. К ним относится: лото, домино, шашки.

     Например, в домино принципы парности реализуются  через подбор карточек при очередности  хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Геометрические  фигуры» и др.

     Словесные игры отличаются тем, что процесс  решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.

     Б) Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:

     Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая.

     Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых  целях: опустить руку в “чудесный мешочек», предметы быта, украшенные геометрическими (растительными) узорами и др.

     Для детей среднего и старшего дошкольного  возраста предусматриваются более  сложные игровые действия, как  правило, состоящие из нескольких игровых  элементов.

     В играх старших дошкольников преобладают  игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д. Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.

     Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются  все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила  различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность регулируют отношения между играющими.

     Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

     В) Руководство дидактическими играми.

     В педагогическом процессе дошкольного  воспитания дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В равных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеют свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать. Рассмотрим их:

     Необходимо  создать условия для игр подбирать  соответствующий материал дидактический  и игрушки, игры. Продумывать, как  разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности.

Информация о работе Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры