Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, она способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игрой на учебную деятельность, интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.

Содержание

Введение

Глава 1. Методические основы формирования у старших дошкольников геометрических представлений в процессе дидактической игры………………
Научно-теоретические подходы к понятиям «геометрическая фигура», «форма», «дидактическая игра»………………………………………………
История создания системы дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………

Глава 2. Педагогические условия формирования геометрических представлений у старших дошкольников…………………………………………………………

2.1. Особенности восприятия детьми геометрических фигур…………………

2.2. Использование современных дидактических игр в процессе формирования геометрических представлений у детей школьного возраста…………………..

Выводы по 2 главе………………………………………………………………….

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа…………………………………….

3.1. Организация процедуры исследования………………………………………

3.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………

3.3. Анализ результатов……………………………………………………………

Выводы по 3 главе………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Катин курсовик.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

     Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действием с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовать взаимообщение детей. Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий. В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявление взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила. Учиться своеобразию дидактической игры как превосходной форме к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

     г.) Предметная среда.

     Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов:

     во-первых, использовавшийся в процессе

     специально  организованного обучения;

     во-вторых, иной, но похожий;

     в-третьих  «свободный», т.е. позволяющий ребенку  применять усвоенные средства и  способы познания в других обстоятельствах. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности и т.д.

     Размещение  материала связано с трудностями пространственного характера, ограниченностью помещения детского сада, тем более что детям для проявления свободной активности необходимо не перегруженное предметами пространство. Часть групповой комнаты, получившая условное название «кабинет», - подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, грамоте, а также дидактических материалов – игр типа лото, домино, диафильмов. Для размещения уголка живой природы можно использовать групповую комнату, поместив в ней комнатные растения, растения, характерные для различных времен года и т.п.

     Дидактические материалы, относящиеся к разделу «Природа» (игры «Лото», «Домино», диафильмы и т.п.) находятся в «кабинете».

     Организуя предметную среду в старшей группе, изменений в расположении функциональных помещений не предусматривается. Но материалы в каждом из помещений меняются в соответствии с программой. В «кабинете» находятся материалы по математике и грамоте: доска школьного типа, мел, дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольные игры, в которых предлагается просчитывать количество «шагов» в соответствии с количеством точек на бросаемом по очереди кубике, разнообразные геометрические мозаики; игры типа, геометрические головоломки.  
 
 
 
 
 

     Выводы  по 2 главе. 

     На  основе анализа изученной литературы можно сделать следующие выводы:

    1. Дидактическая игра выполняет ряд функций:  образовательную, воспитательную, развивающую.
    2. Дидактическая игра станет средством формирования геометрических представлений у дошкольников при соответствующих педагогических условиях:
      1. Постепенное обучение дошкольников наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
      2. Обеспечение наглядности обучения, описание разнообразных пособий;
      3. Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и умения, постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности;
      4. Индивидуальный подход;
      5. Организация предметной среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Опытно-экспериментальная работа. 

     3.1. Организация и процедура исследования.

     Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в г. Снежногорске на базе начальная школа д/с. Этот детский сад работает по программе «Воспитание и обучение в детском саду».

     Проводила эксперимент в старшей группе. В нем принимали участие 19 детей. Воспитательница работает с этими детьми с ясельного возраста. В работе с детьми использованы следующие программные задачи:

      - Называть и узнавать геометрические  фигуры и их признаки;

      - Называть структурные элементы геометрических фигур (вершины, углы, стороны), подводить детей к обобщению;

     - Учить классифицировать геометрические  фигуры по признакам;

     - Сравнивать формы предметов с  геометрическими фигурами как  эталонами предметной формы.

     Опытно-экспериментальная  работа осуществлялась в III этапа.

     Констатирующий  эксперимент.

     Цель: Выяснить какие программные задачи по разделу «Геометрические фигуры»  освоены детьми, и в какой степени. Для того, чтобы выявить намеченный уровень представлений у детей о геометрических фигурах, были подготовлены тесты:

      1. Как называется фигура, у которой нет углов? (       )

    2. Чем похожи квадрат и треугольник? (углами)

    3. Перед детьми лежат геометрические фигуры (         ) Назовите их?

    4.Чем отличается круг от квадрата? (углами).

      5.Назовите геометрические фигуры у которых есть углы?   

    6.Чем отличается квадрат от прямоугольника? (сторонами).

    7.Распределите геометрические фигуры на две группы: с углами и без углов. 
     

 

  1. Какой фигуры недостает?
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Благодаря этим тестам получили исходные результаты: 

Фамилия, имя ребенка Программные задачи
Называть  и узнавать геометрические фигуры и  их признаки Называть структурные  элементы геометрических фигур (вершины, углы, стороны) подводить детей к обобщению Учить классифицировать геометрические фигуры по признакам Сравнивать  Фомы предметов с геометрическими  фигурами как эталоном предметной формы
1 2 3 4 5
Даша
Илья
Карина
Владик
Наташа
Леша
Маша
Саша
Маша
Лена
Дима
Илья  
 
   
Рома      
Ваня  
Ира    
Алена
Сережа
Костя
Настя

 

      Условные  обозначения:

      

               - высокий  (50% - 10 детей). Самостоятельно осуществляет  классификацию геометрических фигур  по их признакам. Самостоятельно  составляют алгоритм. Поясняют свои  действия, ребенок самостоятелен,  проявляет инициативу, интерес, оказывает помощь.

      

            -  средний (35% - 5 детей). Самостоятельно осуществляет  классификацию геометрических фигур.  С помощью воспитателя объясняет  свои действия. Выражает в речи  логические связи, иногда допускает  ошибки, но способен их исправить. Инициатива ограниченна. 

         - низкий (15% - 4 ребенка). Классифицируют  геометрические фигуры по 1-му  – 2-м свойствам. Определяют  форму предметов, ориентируясь  на эталон. Не объясняют сущность  действий, допускают ошибки, самостоятельность  не проявляют. Затрудняются в речевых формулировках. Нуждаются в помощи воспитателя. Интерес выражен слабо.

      Исходя из этих показателей мы наметили следующие этапы работы с детьми (среднего и низкого уровня):

    1. Знакомство детей с геометрическими фигурами Дышша.
    2. Дети усвоили признаки геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий эти признаки с помощью рисунков.
    3. Раз дети уже научились свободно пользоваться кодом. То это позволяет ввести знак отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием «крест-накрест» соответствующего кодирующего рисунка.
    4. Совершенствование знаний геометрических фигур с помощью Блоков Дыша (на пересечение 2-х и 3-х обручей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2. Формирующий эксперимент:

      Цель: Создать педагогические  условия, при которых гипотеза подтвердилась  и апробировать методику.

      Суть  заключается в предположении, что  дидактические игры будут способствовать усвоению геометрических представлений, в том случае, если будут созданы условия. Апробировала методику Мария Фидлер. Блоки Дыша.

      Мы  сказали детям, что принесли новые  кубики, каких у них еще не было. Поставили 4 столика и высыпали на середину каждого из них разноцветные геометрические фигурки, предварительно рассортированные по форме: на один стол – круги, на второй – треугольники, на третий – квадраты. На четвертый – прямоугольники. За два столика мы посадили по 3 ребенка, а за другие два по 2 ребенка. Остальные дети остались стоять вокруг столиков – это были «болельщики».

       - Это какая-то новая мозаика, - удивляются дети.

      - пусть болельщики проверяют, какие  на каждом столике лежат геометрические  фигурки, сказали мы.

      Дети, переходя от столика к столику, проверяют, сравнивают, высказывают своё мнение, выражают сомнения:

       - Да, все они разноцветные.

       - Но на одном столе лежат  только круги, а на другом  – только прямоугольники?

       - А здесь только квадраты, а  на том столе только треугольники.

      Дети, сидящие за столиками, тоже посматривают по сторонам, проверяя выводы болельщиков. Затем дети советуются друг с другом, при этом высказывают различные предположения. И дети разложили свои фигурки по цвету. На каждом из столиков появились кучки с желтыми, красными, голубыми геометрическими фигурками определенной формы. А затем дети развились на пары для дальнейшего деления геометрических фигур каждого цвета на большие и маленькие. Большие к большим, а маленькие к маленьким. Но дети сталкиваются с такой проблемой, что некоторые фигуры толстые, а другие тонкие. Мы дали детям время на изучение свойств геометрических фигур и на дальнейшую самостоятельную квалификацию по их признакам величины и толщины.

       Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили признаки геометрических фигур, был введен специальный код, графически изображающий эти признаки с помощью рисунков.

       Знаки:   - круг,   - квадрат,      - треугольник,    - прямоугольник означают четыре формы геометрических фигур. 

       Бесформенные пятна:         - голубое,    - красное,         - желтое, которые передают цвет геометрических фигур.

      Нарисованный  домик ( с двумя окнами и дверью) означает – большой.

        

        

      Нарисованный  домик ( с одним окном ) означает  - маленький.

      

      Нарисованный  человечек    означает – толстый.

      

      Нарисованный  человечек   означает – тонкий. 

      С помощью этих знаков дети должны характеризовать  признаки определенных геометрических фигур. Если, например девочка выбрала  большой голубой толстый треугольник, то берут в соответствии с этим карточку с треугольником. Это означает, что мы выбрали треугольник. А поскольку треугольник голубой, то вследствие берем карточку с таким знаком, которая выражает качество цвета.

Информация о работе Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры