Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 23:14, курсовая работа
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, она способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игрой на учебную деятельность, интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.
Введение
Глава 1. Методические основы формирования у старших дошкольников геометрических представлений в процессе дидактической игры………………
Научно-теоретические подходы к понятиям «геометрическая фигура», «форма», «дидактическая игра»………………………………………………
История создания системы дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Педагогические условия формирования геометрических представлений у старших дошкольников…………………………………………………………
2.1. Особенности восприятия детьми геометрических фигур…………………
2.2. Использование современных дидактических игр в процессе формирования геометрических представлений у детей школьного возраста…………………..
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа…………………………………….
3.1. Организация процедуры исследования………………………………………
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………
3.3. Анализ результатов……………………………………………………………
Выводы по 3 главе………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………
Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действием с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовать взаимообщение детей. Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий. В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявление взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила. Учиться своеобразию дидактической игры как превосходной форме к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
г.) Предметная среда.
Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов:
во-первых, использовавшийся в процессе
специально организованного обучения;
во-вторых, иной, но похожий;
в-третьих «свободный», т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности и т.д.
Размещение
материала связано с
Дидактические материалы, относящиеся к разделу «Природа» (игры «Лото», «Домино», диафильмы и т.п.) находятся в «кабинете».
Организуя
предметную среду в старшей группе,
изменений в расположении функциональных
помещений не предусматривается. Но материалы
в каждом из помещений меняются в соответствии
с программой. В «кабинете» находятся
материалы по математике и грамоте: доска
школьного типа, мел, дидактические игры
с математическим содержанием типа лото,
домино; настольные игры, в которых предлагается
просчитывать количество «шагов» в соответствии
с количеством точек на бросаемом по очереди
кубике, разнообразные геометрические
мозаики; игры типа, геометрические головоломки.
Выводы
по 2 главе.
На
основе анализа изученной литературы
можно сделать следующие
Глава
3. Опытно-экспериментальная
3.1.
Организация и процедура
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в г. Снежногорске на базе начальная школа д/с. Этот детский сад работает по программе «Воспитание и обучение в детском саду».
Проводила эксперимент в старшей группе. В нем принимали участие 19 детей. Воспитательница работает с этими детьми с ясельного возраста. В работе с детьми использованы следующие программные задачи:
- Называть и узнавать
- Называть структурные элементы геометрических фигур (вершины, углы, стороны), подводить детей к обобщению;
-
Учить классифицировать
- Сравнивать формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в III этапа.
Констатирующий эксперимент.
Цель:
Выяснить какие программные задачи
по разделу «Геометрические
1. Как называется фигура, у которой нет углов? ( )
2. Чем похожи квадрат и треугольник? (углами)
3. Перед детьми лежат геометрические фигуры ( ) Назовите их?
4.Чем отличается круг от квадрата? (углами).
5.Назовите геометрические фигуры у которых есть углы?
6.Чем отличается квадрат от прямоугольника? (сторонами).
7.Распределите
геометрические фигуры на две группы:
с углами и без углов.
Благодаря
этим тестам получили исходные результаты:
Фамилия, имя ребенка | Программные задачи | |||
Называть и узнавать геометрические фигуры и их признаки | Называть структурные элементы геометрических фигур (вершины, углы, стороны) подводить детей к обобщению | Учить классифицировать геометрические фигуры по признакам | Сравнивать Фомы предметов с геометрическими фигурами как эталоном предметной формы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Даша | ||||
Илья | ||||
Карина | ||||
Владик | ||||
Наташа | ||||
Леша | ||||
Маша | ||||
Саша | ||||
Маша | ||||
Лена | ||||
Дима | ||||
Илья | |
|||
Рома | ||||
Ваня | ||||
Ира | ||||
Алена | ||||
Сережа | ||||
Костя | ||||
Настя |
Условные обозначения:
- высокий
(50% - 10 детей). Самостоятельно осуществляет
классификацию геометрических
- средний (35% -
5 детей). Самостоятельно осуществляет
классификацию геометрических
- низкий (15% - 4 ребенка). Классифицируют геометрические фигуры по 1-му – 2-м свойствам. Определяют форму предметов, ориентируясь на эталон. Не объясняют сущность действий, допускают ошибки, самостоятельность не проявляют. Затрудняются в речевых формулировках. Нуждаются в помощи воспитателя. Интерес выражен слабо.
Исходя из этих показателей мы наметили следующие этапы работы с детьми (среднего и низкого уровня):
3.2. Формирующий эксперимент:
Цель: Создать педагогические условия, при которых гипотеза подтвердилась и апробировать методику.
Суть заключается в предположении, что дидактические игры будут способствовать усвоению геометрических представлений, в том случае, если будут созданы условия. Апробировала методику Мария Фидлер. Блоки Дыша.
Мы сказали детям, что принесли новые кубики, каких у них еще не было. Поставили 4 столика и высыпали на середину каждого из них разноцветные геометрические фигурки, предварительно рассортированные по форме: на один стол – круги, на второй – треугольники, на третий – квадраты. На четвертый – прямоугольники. За два столика мы посадили по 3 ребенка, а за другие два по 2 ребенка. Остальные дети остались стоять вокруг столиков – это были «болельщики».
- Это какая-то новая мозаика, - удивляются дети.
-
пусть болельщики проверяют,
Дети, переходя от столика к столику, проверяют, сравнивают, высказывают своё мнение, выражают сомнения:
- Да, все они разноцветные.
- Но на одном столе лежат только круги, а на другом – только прямоугольники?
- А здесь только квадраты, а
на том столе только
Дети, сидящие за столиками, тоже посматривают по сторонам, проверяя выводы болельщиков. Затем дети советуются друг с другом, при этом высказывают различные предположения. И дети разложили свои фигурки по цвету. На каждом из столиков появились кучки с желтыми, красными, голубыми геометрическими фигурками определенной формы. А затем дети развились на пары для дальнейшего деления геометрических фигур каждого цвета на большие и маленькие. Большие к большим, а маленькие к маленьким. Но дети сталкиваются с такой проблемой, что некоторые фигуры толстые, а другие тонкие. Мы дали детям время на изучение свойств геометрических фигур и на дальнейшую самостоятельную квалификацию по их признакам величины и толщины.
Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили признаки геометрических фигур, был введен специальный код, графически изображающий эти признаки с помощью рисунков.
Знаки: - круг, - квадрат, - треугольник,
- прямоугольник означают четыре формы
геометрических фигур.
Бесформенные пятна: - голубое, - красное, - желтое, которые передают цвет геометрических фигур.
Нарисованный домик ( с двумя окнами и дверью) означает – большой.
Нарисованный домик ( с одним окном ) означает - маленький.
Нарисованный человечек означает – толстый.
Нарисованный
человечек означает – тонкий.
С
помощью этих знаков дети должны характеризовать
признаки определенных геометрических
фигур. Если, например девочка выбрала
большой голубой толстый