Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 23:14, курсовая работа
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, она способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игрой на учебную деятельность, интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.
Введение
Глава 1. Методические основы формирования у старших дошкольников геометрических представлений в процессе дидактической игры………………
Научно-теоретические подходы к понятиям «геометрическая фигура», «форма», «дидактическая игра»………………………………………………
История создания системы дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Педагогические условия формирования геометрических представлений у старших дошкольников…………………………………………………………
2.1. Особенности восприятия детьми геометрических фигур…………………
2.2. Использование современных дидактических игр в процессе формирования геометрических представлений у детей школьного возраста…………………..
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа…………………………………….
3.1. Организация процедуры исследования………………………………………
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………
3.3. Анализ результатов……………………………………………………………
Выводы по 3 главе………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРЗАМАССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМ. А.П. ГАЙДАРА»
Кафедра методики дошкольного и начального образования
Гусева Е.Ю.,
Студентка 5 курса заочного отделения
Факультета
дошкольного и начального образования
КУРСОВАЯ
РАБОТА
«Формирование
геометрических представлений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе
дидактической игры»
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук, доцент
Подгайнев
Г.И.
Арзамас, 2006
Содержание
Введение
Глава 1. Методические основы формирования у старших дошкольников геометрических представлений в процессе дидактической игры………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава
2. Педагогические условия формирования
геометрических представлений у
старших дошкольников…………………………
2.1. Особенности
восприятия детьми
2.2. Использование
современных дидактических игр
в процессе формирования
Выводы
по 2 главе…………………………………………………………………
Глава
3. Опытно-экспериментальная
3.1. Организация
процедуры исследования……………………
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………
3.3. Анализ
результатов…………………………………………………
Выводы
по 3 главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Хорошо известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этап возраста с одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы – неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Возможность обучать посредством активной интересной деятельности – отличительная особенность дидактической игры.
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, она способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игрой на учебную деятельность, интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.
Обучающие дидактические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные, логические структуры мышлении, умственные действия, необходимые для освоения в дальнейшем математических эмоций.
Вот почему интерес к дидактическим играм со временем не иссякает, а наоборот все больше исследователей занимаются вопросами дидактической игры. Вот по этому тема курсовой работы актуальна.
Предмет исследования – Дидактическая игра как метод формирования геометрических представлений.
Объект
исследования – формирование геометрических
представлений у детей
Цель – сформировать основные геометрические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи –
Методы исследования:
Теоретический – анализ психологической литературы.
Эмпирический – наблюдение, тестирование, беседа.
Гипотеза заключается в предположении, что дидактические игры будут способствовать усвоению геометрических представлений, в том случае, если будут созданы условия.
Опытная база
г. Снежногорск, д/с № 7 «Пингвиненок», работает по программе «Воспитание и обучение в детском саду».
Содержание
– работа состоит из введения, трех
глав, заключения и литературы.
Глава
1. Методические основы формирования у
старших дошкольников геометрических
представлений в процессе дидактической
игры.
В изучении геометрических фигур различают несколько уровней мышления. Первый, самый простейший уровень характеризуется тем, что геометрические фигуры рассматриваются как целые и различаются только по своей форме. Если показать дошкольнику круг, квадрат, прямоугольник и сообщить ему соответствующие названия, то после некоторого времени он сможет безошибочно распознать эти фигуры исключительно по их форме, не отличая квадрат от прямоугольника.
На этом уровне квадрат противопоставляется прямоугольнику.
На следующем, втором, уровне проводится анализ воспринимаемых форм, в результате которого выявляются их свойства. Геометрические фигуры выступают уже как носители своих свойств и распознаются по этим свойствам, свойства фигур логически еще не упорядочены, они устанавливаются эмпирическим путем.
Описанные выше два уровня вполне доступны детям 4-6 лет, и это обстоятельство следует учитывать при составлении программ обучения и разработке методик.
Всякая геометрическая фигура подразумевается, состоящей из точек, т.е. всякая геометрическая фигура представляет собой множество точек, в том числе одну точку тоже принято считать геометрической фигурой.
Лизшина
А.М. считала, что геометрические фигуры
являются эталонами, пользуясь которыми
человек определяет форму предмета.
Форма предметов получила обобщенное
отражение в геометрических фигурах.
Организация познавательного
Михайлова З.А. считала, что основное назначение дидактических игр – это обеспечение упражняемости детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания детей со способами действий.
По мнению Богуславской З.М. развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.
Б.П. Никитин считал, что развивающие игры – вовсе не какой-то элексир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке» можно достичь желательных результатов.
В результате анализа педагогической литературы мы пришли к выводу, что одного понятия «дидактической игры» нет, поэтому мы сформулировали свое определение дидактической игры, на которое и будем опираться в своей работе.
Дидактическая
игра – это форма усвоения отдельных
знаний и умений, способствующих общему
развитию ребенка, формированию его
способностей.
Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, т.е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающий определенный эмоциональный отклик у ребенка, обогащающий его социальный опыт.
В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до дошкольного.
Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражения присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер – отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу.
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги – практики. Опираясь на идеи. Заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания, дидактические игры занимали и занимают особое место.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф.Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова. А в организации игры оставаясь игрой, она должна быть признана уроком. Ф.Фребель разработал систему дидактических игр «Шесть даров природы».
Первый дар – мяч. Дети, играя в мяч, познают свойства предметов.
Второй дар – кубик, цилиндр, шар с помощью их дети знакомятся с разными формами предметов. Кубик своей формой и устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же – как символ покоя и символ единства в многообразии. Цилиндр совмещает и свойства шара и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание и подвижен, если положен и т.д.