Автор: Наталия Ч, 11 Декабря 2010 в 10:17, контрольная работа
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 3
1. Богатство жанров
2. Музыкальный фольклор
3. ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ 5
1. Песни детства
2. Сказка как фольклорный жанр
3. Детский музыкальный фольклор
4. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. ИХ ВИДЫ 7
1. Частушка
2. Песни свадьбы
3. Песни рабочих
5. КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР 9
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Особенно заботливо
было поставлено образование в
В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют….»
Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений «такого типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия музыкой.
В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего меня вопроса в современности.
В реализации задач
музыкально- эстетического воспитания
школьников важное место занимает исполнительская
деятельность в условиях школьного
урока музыки. К такому выводу пришли
участники конференции, состоявшейся
в Университете педагогического
мастерства в 1995 году. Конференция была
посвящена развитию у школьников
эстетического отношения к
А, между тем
известно, что в Царской России
детские хоры были в состоянии
петь трёх- четырёхголосные произведения.
Конечно, такие примеры встречаются
и сейчас, но они крайне редки. На
вопрос: «Почему так происходит?»-
довольно пространный ответ: «В школе
сейчас встречается очень большой
процент детей с больным
Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры. Последнее наиболее актуально, так как самым главным является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше дать детям.
Молодые учителя
далеко не сразу овладевают управлением,
певческой деятельностью
НАРОДНЫЕ
ПЕСНИ, ИХ ВИДЫ
Частушка
- жанр русского словесно-музыкального
народного творчества, короткая (обычно
4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения.
В самостоятельный жанр оформилась в последней
трети 19 века; генетически связана с традиционными
(преимущественно частыми) песнями. Широчайшее
распространение получила в 1-й половине
20 века. Частушка создаются преимущественно
сельской молодёжью, исполняются на одну
мелодию целыми сериями во время гуляний
под гармонь, балалайку или без музыкального
сопровождения. Основной эмоциональный
тон — мажорный. Тематика главным образом
любовно-бытовая; в современное время
их доля в общей массе частушек значительно
возрастает, тематический диапазон расширяется.
Будучи откликом на события дня, частушка
обычно рождается как поэтическая импровизация.
Ей свойственны обращения к определённому
лицу или слушателям, прямота высказывания,
реалистичность, экспрессия. Стих частушки—
хореический, рифмовка — перекрёстная
(обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки),
иногда парная. Музыкальной основой частушки
являются короткие одночастные, реже —
двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком
или напевно. В последние десятилетия
интенсивность фольклора в жанре частушки
несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных
частушек возникла литературная частушка;
многочисленные частушки создаются в
коллективах художественной самодеятельности.
Возникнув впервые в русском фольклоре,
частушка появились затем на Украине,
в Белоруссии и других республиках.
Песни свадьбы
На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» – «в два стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» – «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба.
Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.
Свадебный обряд начинался со сватовства. Присланные от жениха сват или сватья иносказательными приговорами, а затем и прямо объявляли о цели своего прихода. Родители должны были обдумать предложение, и если были согласны, то на сговоре закрепляли уговор о браке «рукобитьем», обсуждали день свадьбы и предстоящие хлопоты по совершению обряда.
На следующей, предсвадебной, неделе родители невесты готовились к свадьбе, а невеста, причитая, прощалась с родительским домом, со своей девической жизнью, с подружками. На девичнике подруги снимали с нее девичий головной убор (красоту, повязку, волю), расплетали ей косу, вели в баню, где невеста «смывала» свое девичество.
На следующее утро в дом невесты приезжал свадебный поезд с женихом. Гостей встречали, усаживали за стол, угощали. Вскоре выводили невесту и торжественно, на виду у всех собравшихся, передавали жениху. Отец с матерью благословляли молодых, после чего свадебный поезд увозил их к венцу.
После венчания свадебный поезд увозил невесту в дом жениха, где происходил продолжительный пир. Через несколько дней молодые должны были посетить родственников.
На этом свадебный обряд завершался.
Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Весь этот комплекс свадебной поэзии создавал особую поэтическую действительность, свой сценарий действа. Этот поэтический сюжет свадьбы, отраженный в песнях и причитаниях, и представлен в данном разделе.
Поэтическая свадебная
действительность отлична от того,
что совершалось на самом деле,
так сказать, от действительности реальной.
Она трансформирует происходящие события;
возникает фантастически-
Из-за гор высоких, из-за лесу темного, из-за моря синего поднималась туча грозная, гряновитая, с громами гремучими, с молниями палючими, с крупным частым дождичком, с бурею, с тяжкой метелицей. Из-под той то тучи грозной вылетало стадо серых гусей да серых утичек. Замешалась среди них лебедь белая. Стали они лебедь клевати, щипати, злато крылышко ломати. Закричала лебедь звонким голосом лебединым: «Не щипите меня, гуси серые, не сама я к вам залетела, занесло меня погодью, да великою невзгодью»…
Свадьба, являясь
одним из самых значительных событий
человеческой жизни, требовала празднично-
Песни рабочих
Рабочий фольклор формировался с развитием пролетариата в России.
В XVIII столетии на первых уральских горнорудных заводах работали в основном каторжане и приписные рабочие из крепостных крестьян. И многие их песни («Ах, у нашего сударя света батюшки…»; «О се горные работы…»; «На разбор нас посылают…» и др.) – это скорее род песен тюремно-каторжных, ибо жизнь первых русских рабочих мало отличалась от жизни колодников. Ужасные условия непосильного труда, бесправие, беззаконие, преследование и обман со стороны начальства – основные темы рабочих песен XVIII – первой половины XIX века.
Рост рабочего самосознания во второй половине XIX столетия отражают песни, в которых ропот на хозяев заводов и фабрик перерастает в протест против самой системы угнетения. В песнях рабочих второй половины XVIII – конца XIX века все более и более распространяются мотивы революционные. В конечном счете, к началу ХХ века песни пролетариата превратились в песни борьбы с самодержавием.
Потому так
быстро в рабочий фольклор вошли
революционные песни
Песни рабочих
чем далее во времени, тем в
большей степени сочинялись в
диапазоне не традиционного не фольклорного,
а – литературного мышления. Влияние
культуры образованных сословий, распространение
грамотности среди
Многие из них
сочинены явно индивидуально, причем без
опоры на традиционные песенные формулы
крестьянского искусства, а с
оглядкой на традиции литературные. Потому
в большинстве песен рабочих
строки рифмуются, лексика и образность
изобилуют заимствованиями из «письменной»
поэзии.
КАЛЕНДАРНЫЙ
ФОЛЬКЛОР
Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.
С течением времени
земледельческий календарь
В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
Информация о работе Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста