Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Наталия Ч, 11 Декабря 2010 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 3
1. Богатство жанров
2. Музыкальный фольклор
3. ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ 5
1. Песни детства
2. Сказка как фольклорный жанр
3. Детский музыкальный фольклор
4. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. ИХ ВИДЫ 7
1. Частушка
2. Песни свадьбы
3. Песни рабочих
5. КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР 9
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Фольклёрное.docx

— 68.50 Кб (Скачать)

Особенно заботливо  было поставлено образование в привилегированных  женских учебных заведениях, где  музыка, как правило, рассматривалась  в качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой Екатерины за время обучения в  восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению  и игре на фортепиано. Хоровое пение  распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось  с применением нот, так как  до поступления в училище девочки  должны были домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в  него входили произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким  образом, к окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано музыкальное воспитание в других женских институтах.

В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело обстояло совсем иначе. «Оттого  и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или  музыки, по классам висят копии  с художественных картин, а ученики  почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют….» 

Формальный подход к делу был характерен для большинства  заведений «такого типа». Поэтому  не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия  музыкой.

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего меня вопроса в современности.

В реализации задач  музыкально- эстетического воспитания школьников важное место занимает исполнительская  деятельность в условиях школьного  урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в Университете педагогического  мастерства в 1995 году. Конференция была посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди многих проблем, которые поднимались  на конференции, была проблема, связанная  с тем, что в нашем городе так  мало «поющих» общеобразовательных  школ, тогда, как известно, одна из важнейших  задач, которые решает урок музыки - научить детей петь.

А, между тем  известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии  петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются  и сейчас, но они крайне редки. На вопрос: «Почему так происходит?»- довольно пространный ответ: «В школе  сейчас встречается очень большой  процент детей с больным голосовым  аппаратом…..»

Во многих школах просто не существует хоров, в связи  с тем, что учителя музыки не хотят  брать на себя дополнительную нагрузку. Это нехватка квалифицированных  педагогов, которые занимались бы не посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям  навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры. Последнее наиболее актуально, так как самым главным является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как  можно больше дать детям.

Молодые учителя  далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью учащихся. Скорее всего это связано с  тем, что в педагогических учреждениях  уделяется много времени формированию навыков концертного дирижирования  и гораздо меньше внимания уделяется  навыкам разучивания хоровых  произведений с детским хором. Происходит разрыв между педагогической практикой  студентов и обучением дирижированию.  

НАРОДНЫЕ  ПЕСНИ, ИХ ВИДЫ 

Частушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 века; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 века. Частушка создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая; в современное время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушки— хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность фольклора в жанре частушки несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка; многочисленные частушки создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушка появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках. 

Песни свадьбы

На Руси свадьбы  игрались с давних пор. В каждой местности  существовал свой набор свадебных  ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла  быть «богатой» – «в два стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» – «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего  в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба.

Но при всем бесконечном многообразии свадьбы  игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты  с родительским домом, свадьба в  доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное  действо.

Свадебный обряд  начинался со сватовства. Присланные от жениха сват или сватья иносказательными приговорами, а затем и прямо  объявляли о цели своего прихода. Родители должны были обдумать предложение, и если были согласны, то на сговоре  закрепляли уговор о браке «рукобитьем», обсуждали день свадьбы и предстоящие хлопоты по совершению обряда.

На следующей, предсвадебной, неделе родители невесты  готовились к свадьбе, а невеста, причитая, прощалась с родительским домом, со своей девической жизнью, с подружками. На девичнике подруги  снимали с нее девичий головной убор (красоту, повязку, волю), расплетали ей косу, вели в баню, где невеста  «смывала» свое девичество.

На следующее  утро в дом невесты приезжал свадебный  поезд с женихом. Гостей встречали, усаживали за стол, угощали. Вскоре выводили невесту и торжественно, на виду у всех собравшихся, передавали жениху. Отец с матерью благословляли  молодых, после чего свадебный поезд  увозил их к венцу.

После венчания свадебный поезд увозил невесту  в дом жениха, где происходил продолжительный  пир. Через несколько дней молодые  должны были посетить родственников.

На этом свадебный  обряд завершался.

Многие свадебные  ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в  песнях, причитаниях, приговорах. Весь этот комплекс свадебной поэзии создавал особую поэтическую действительность, свой сценарий действа. Этот поэтический  сюжет свадьбы, отраженный в песнях и причитаниях, и представлен  в данном разделе.

Поэтическая свадебная  действительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. Она трансформирует происходящие события; возникает фантастически-сказочный  мир. В этом волшебном мире невеста - всегда лебедь белая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь  молодой; свекровь – змея лютая; чужая  сторона (дом жениха) – «слезами полита»… Как в сказке все образы однозначны, да и сам обряд поэтически интерпретированный, предстает своеобразной сказкой.

Из-за гор высоких, из-за лесу темного, из-за моря синего поднималась  туча грозная, гряновитая, с громами  гремучими, с молниями палючими, с  крупным частым дождичком, с бурею, с тяжкой метелицей. Из-под той  то тучи грозной вылетало стадо серых  гусей да серых утичек. Замешалась среди них лебедь белая. Стали  они лебедь клевати, щипати, злато  крылышко ломати. Закричала лебедь звонким голосом лебединым: «Не  щипите меня, гуси серые, не сама я к  вам залетела, занесло меня погодью, да великою невзгодью»…

Свадьба, являясь  одним из самых значительных событий  человеческой жизни, требовала празднично-торжественного обрамления. И если прочитать по порядку все причитания и песни, то, углубившись в фантастический свадебный мир, можно почувствовать  щемящую красоту этого ритуала. Останутся «за кадром» красочные  одежды, гремящий колокольцами свадебный  поезд, многоголосый хор «песельниц», заунывные мелодии причитаний, звуки  гармоней и балалаек – но поэтическое  слово воскрешает боль и высокую  радость того праздничного состояния  души, которое уже ушло от нас. 

Песни рабочих

Рабочий фольклор формировался с развитием пролетариата в России.

В XVIII столетии на первых уральских горнорудных заводах  работали в основном каторжане и  приписные рабочие из крепостных крестьян. И многие их песни («Ах, у  нашего сударя света батюшки…»; «О се горные работы…»; «На разбор нас  посылают…» и др.) – это скорее род песен тюремно-каторжных, ибо  жизнь первых русских рабочих  мало отличалась от жизни колодников. Ужасные условия непосильного труда, бесправие, беззаконие, преследование  и обман со стороны начальства – основные темы рабочих песен XVIII – первой половины XIX века.

Рост рабочего самосознания во второй половине XIX столетия отражают песни, в которых ропот  на хозяев заводов и фабрик перерастает  в протест против самой системы  угнетения. В песнях рабочих второй половины XVIII – конца XIX века все  более и более распространяются мотивы революционные. В конечном счете, к началу ХХ века песни пролетариата превратились в песни борьбы с  самодержавием.

Потому так  быстро в рабочий фольклор вошли  революционные песни литературного  происхождения: «Последнее прости»  Г.А. Мачтета, «Новая песня» (переделка  «Марсельезы») П.Л. Лаврова, «Интернационал»  в переводе А.Я. Коца, «Смело, товарищи, в ногу…» Л.П. Радина, «Варшавянка» и «Беснуйтесь, тираны» Г.М. Кржижановского, «Мы кузнецы» Ф.С. Шкулева.

Песни рабочих  чем далее во времени, тем в  большей степени сочинялись в  диапазоне не традиционного не фольклорного, а – литературного мышления. Влияние  культуры образованных сословий, распространение  грамотности среди пролетариата, полный отрыв от деревенской жизни  и природы – все это сказалось  на поэтике рабочих песен.

Многие из них  сочинены явно индивидуально, причем без  опоры на традиционные песенные формулы  крестьянского искусства, а с  оглядкой на традиции литературные. Потому в большинстве песен рабочих  строки рифмуются, лексика и образность изобилуют заимствованиями из «письменной» поэзии.  

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР 

Жизнь земледельца  зависит от природы, и потому еще  в глубокой древности люди старались  на нее воздействовать. Появились  обряды, целью которых было заклинать  плодородие земли, хороший приплод  домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками  работ по выращиванию урожая.

С течением времени  земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. Этот календарь представляет собой в кратком виде следующий  комплекс.

  • Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старому стилю).
  • Рождество – 25 декабря.
  • Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.
  • Васильев день – 1 января.
  • Страшные вечера – с 1 января по 6 января.
  • Крещение – 6 января.
  • Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.
  • Весенне-летние праздники.
  • Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.
  • Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).
  • Егорьев день – 23 апреля.
  • Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи.
  • Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.
  • Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
  • Аграфена Купальница – 23 июня.
  • Иван Купала – 24 июня.
  • Петров день – 29 июня.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые  действия и пелись приуроченные к  этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна –  способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество  смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Информация о работе Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста