Автор: Наталия Ч, 11 Декабря 2010 в 10:17, контрольная работа
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 3
1. Богатство жанров
2. Музыкальный фольклор
3. ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ 5
1. Песни детства
2. Сказка как фольклорный жанр
3. Детский музыкальный фольклор
4. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. ИХ ВИДЫ 7
1. Частушка
2. Песни свадьбы
3. Песни рабочих
5. КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР 9
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
«Фольклорные жанры в работе
с детьми дошкольного
возраста»
П Л А Н :
ВВЕДЕНИЕ
Ф о л ь к л о р - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искуство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.
Характерно для
всех видов фольклора, что создатели
произведения являются одновременно его
исполнителями, а исполнение, в свою очередь,
может быть созданием вариантов, обогащающих
традицию; важен также теснейший контакт
исполнителей с воспринимающими искусство
людьми, которые сами могут выступать
как участники творческого процесса. К
основным чертам фольклора принадлежит
и долго сохраняющаяся нерасчленённость,
высокохудожественное единство его видов:
в народно обрядовых действах сливались
поэзия, музыка, танец, театр, декоративное
искусство; в народном жилище архитектура,
резьба, роспись, керамика, вышивка создавали
неразделимое целое; народная поэзия тесно
связана с музыкой и своей ритмичностью,
музыкальностью, и характером исполнения
большинства произведений, тогда как музыкальные
жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми
движениями, танцами. Произведения и навыки
фольклора непосредственно передаются
из поколения в поколение.
НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО
Народное поэтическое
творчество — массовое словесное
художественное творчество того или
иного народа; совокупность его видов
и форм – есть фольклор. Словесное художественное
творчество возникло в процессе формирования
человеческой речи. В доклассовом обществе
оно тесно связано с другими видами деятельности
человека, отражая начатки его знаний
и религиозно-мифологических представлений.
В процессе социальной дифференциации
общества возникли различные виды и формы
устного словесного творчества,- выражавшего
интересы разных обществ, групп и слоев.
Важнейшую роль в его развитии играло
творчество трудовых народных масс. С
появлением письменности возникла литература,
исторически связанная с устным фольклором.
Богатство жанров
В процессе бытования жанры словесного фольклора переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей — крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в фольклоре неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т. д.).
Несмотря на
яркую национальную окраску произведений
словесного фольклора разных народов,
многие мотивы, образы и даже сюжеты
в них сходны. Например, около
двух третей сюжетов сказок европейских
народов имеют параллели в
сказках других народов, что вызвано
или развитием из одного источника,
или культурным взаимодействием, или возникновением
сходных явлений на почве общих закономерностей
социального развития.
Музыкальный фольклор
Народная м у з ы к а - музыкальный фольклор — вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора— песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкаьлного фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народноцй музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания).
Музыкальный
фольклор существует в одноголосной
(сольной), антифонной, ансамблевой, хоровой
и оркестровой формах. Типы хорового и
инструментального многоголосия разнообразны—от
гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий
басовый фон) до сложных полифонических
и аккордовых образований. Каждая национальная
народная музыкальная культура, включающая
систему музыкально-фольклорных диалектов,
образует при этом музыкально-стилевое
целое и одновременно объединяется с другими
культурами в более крупные фольклорно-этнографические
общности (например, в Европе — скандинавская,
балтская, карпатская, балканская, средиземноморская
и др.).
ПОНЯТИЕ
О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество
основано на подражании, которое служит
важным фактором развития ребенка, в
частности его художественных способностей.
Задача педагога, - опираясь на склонность
детей к подражанию, прививать
им навыки и умения, без которых
невозможна творческая деятельность,
воспитывать у них
Песни детства
Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.
В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…». У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка.
Подрастая, ребенок
постепенно входил в многообразный
мир детских игр. Дети участвовали
и во взрослых праздниках: колядовали,
встречали и провожали Масленицу, закликали
весну.
Сказка как фольклорный жанр
"Генетически
литература связана с
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т.н. «настоящего» русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения.
Произведения
древнерусской словесности, но главным
образом фольклор, стали основным
объектом исследования ученых, составивших
мифологическую школу в русском
литературоведении.
Детский музыкальный фольклор
Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. С двенадцати-четырнадцати лет подростки допускались на посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил взрослой жизни.
Первые попытки
осуществить музыкальное
Все школьные уставы
предлагали местному «начальству» позаботиться
о преподавании музыки и других искусств
«по мере возможности», когда есть
к тому способности. Или, говоря по-
другому, «материальные возможности».
К счастью, в некоторых, в основном
привилегированных учебных
«Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое… в высшей степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания….»
Информация о работе Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста