Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение использования фольклора как средства в воспитании детей раннего возраста.
Объект исследования – процесс воспитания детей 2-3 лет.
Предмет исследования – особенности использовании фольклора в воспитании детей раннего возраста.
Гипотеза исследования – если в процессе воспитания детей раннего возраста использовать фольклор, то эффективность воспитания будет выше, так как фольклор позитивно влияет на личностное развитие детей.
Задачи исследования:
- рассмотреть фольклор как средство воспитания;
- изучить возрастные особенности развития личности детей в возрасте 2-3 лет;
- выявить приемы ознакомления детей раннего возраста с фольклором;
- экспериментальным путем выявить роль фольклора в воспитании детей раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………………4
1.1. Понятие «фольклор» и культурные корни…………………..4
1.2. Фольклор как дидактическое и воспитательное средство..5
1.3. Особенности воспитательной деятельности в раннем детстве ……………………………………………………………………11
Глава 2. Педагогические условия использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………..14
2.1. Условия реализации воспитательного процесса детей раннего возраста с включением фольклора в МБДОУ ……………14
2.2. Примеры практического использования фольклора в воспитательном процессе детей раннего возраста………………….17
Заключение…………………………………………………….…….27
Список литературы………………………………………….……..29
Приложение………………………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Звучит  музыка. Вбегает собачка.

Собачка: Ав, ав, ав

Кошка: Ты кто?

Собачка: Собака!

Кошка: А как тебя зовут?

Собачка: Барбос!

Кошка: А что это ты нам принес?

Собачка: Перчатки!

Кошка: А кто их потерял?

Собачка: Котята!

Кошка: Котята! Вот плохие ребята. Я им нынче не дам пирога. Мяу-мяу, не дам пирога. Я им нынче не дам пирога!

Ну, спасибо  тебе, Барбос, за перчатки. Сбегай на лужайку, может,  там наших котиков увидишь (обращается к девочкам – котятам): Вы слышали? Ваши котики потеряли перчатки. Что же делать? А  давайте мы им свяжем перчатки.

Котята  берут корзинки с нитками, садятся – вяжут.

Кошка: А я вам, пока будем вязать, расскажу о мышках:

                    Лапки мягкие у мышки, чтоб  ее не услыхали,

                    Шубка серая у мышки, что  ее не увидали.

                    Только ночью, только ночью,  когда дома тихо очень,

                     Когда окна спят, когда звери  спят

                    Мышка хитрая выходит и мышат  своих выводит.

                    А в это время из-под печки  вылезают мышки и воруют пирожки,                 

                    которые стряпала Кошка. Исполняется музыкальная            

                    импровизация.

Кошка: Ну, вот и готово (показывает перчатки). Мы уже и перчатки     

                    связали, а братиков – котиков  все нет.

Звучит  музыка. Выходит папа Кот с котятами. Котята несут пойманную

щуку. Исполняется танец под песню  «Жил да был черный кот»

Кошка: Ну вот, мы вас и дождались. Где же вы были?

Кот: Рыбу ловили. Видите, какую щуку поймали?

Кошка:     А где же ваши перчатки?

Кот:        Вот горе, потеряли перчатки.

Кошка: Не плачьте, мы вам новые связали (отдают котятам перчатки).                 

                     Проходите к столу, будем с  вами пирожки есть! Да где же  они? 

                     Нету.

Кот: Да это же мышки проказницы пирожки утащили.

Кошка:   А мы сейчас молока попьем (зовет Барбоса). Барбос! Неси нам          

                 молочка от нашей Буренки!

Барбос  приносит молоко. Исполняется песня  «33 коровы». Все под нее пляшут. Все благодарят Буренку, садятся  за стол и пьют молоко. Звучит заключительная музыка.

 

Сценарий сказки «Сорока-белобока»

Сорока: Я веселая сорока,

          Мое имя – Белобока.

          Я люблю пострекотать,

          Обо всем все рассказать.

          Не одна живу я здесь,

          У меня дочурка есть.

          А еще сынишка –

          Пестрые штанишки.

          На блины и пироги

          И, конечно, кашу,

          С нетерпеньем ждем гостей

          В домике мы нашем.

Сорока: Пойдем, доченька, поможешь мне по хозяйству.

(Звучит  музыка)

          Иди-ка, принеси водички, да дровишек.

          (Девочка – сорока приносит дрова, воду)

Сорока: Ты давай, кашу вари, а я буду пирожки печь.

(Варят  кашу, пекут пирожки)

Сорока: Ну, вот и готова. Пирожки

          Ой, горячи – горячи!

          Взять в руки нельзя – обжигают,

          Поставлю на окошко, пусть стынут, потом гостей угощу.

         А у тебя, доченька, кашка сварилась? Вкусная?

Сорока-девочка: Вкусная.

Сорока: Иди, покорми своего братишку кашкой.

          Напекли мы пирогов

          И сварили кашу,

          А теперь мы посидим

          На скамейке нашей!

(Звучит  музыка, появляются «гости» - девочки  и мальчики в русских костюмах, танцуют)

Матрешка: Здесь живет Сорока-белобока?!

Сорока: Входите, гости дорогие!

          Вот мой дом!

          Всем покажу, как я живу!

          Вот чугунок, в котором я кашу варю.

          Вот печка, здесь я пироги пеку, бараночки, прянечки!

1. К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря  кашу варили,

Пироги пекли.

2. С малинкой пирог,

И с капустой пирог,

А который без  начинки –

Самый вкусный  пирог.

Матрешка: Давай, Сорока-белобока, угощай гостей.

Сорока: Не могу, гостей-то я дождалась, а вот мои сорочата еще не          

                     прилетели, подождем немножко.

(Гости  садятся на скамейки, ждут)

Сорока: Да вот и они летят.

(Звучит  музыка, вползает гусеница).

Гусеница  танцует.

Сорока: Кто это к нам ползет сюда?

Матрешка: Да это же гусеница!

          Она такая обжора, все ест, что ей попадается!

Сорока: Ой, как залезет на ветку, да прогрызет ее, то упадет мой сыночек

                    и разобьется.

Матрешка: Давайте дадим ей яблоко, она их очень любит.

         Мы как раз их с собой принесли.

(Отдают  гусенице, она уползает).

(Звучит  музыка, летят сорочата)

Сорока: А вот и мои сорочата прилетели!

          Что в поле найдут

          Все домой несут!

(Сорока  рассматривает, что лежит в  корзинке: мыльце, очки, иголки, звоночек)

Матрешка: Сорока-белобока, да это наши вещи, мы их на полянке забыли.

Матрешка: Сорока, сорока,

         Отдай наше мыльце!

Сорока: Не дам, не отдам!

          Возьму ваше мыльце,

          Отдам своему сорочонку умыться.

Матрешка: Сорока, сорока,

          Отдай нам иголку.

Сорока: Не дам, не отдам!

          Возьму я иголку

          Сорочку сошью своему сорочонку.

Матрешка: Сорока, сорока,

         Отдай нам очки!

Сорока: Не дам, не отдам!

          Я сама без очков

          Прочесть не могу

          Сорочонку стихов.

Матрешка: Сорока, сорока,

          Отдай нам звоночек!

Сорока: Не дам, не отдам!

          Возьму я звоночек,

          Отдам сорочонку:

         Звони, мой сыночек!

Матрешка: Ну, хорошо, сорока, детки подарят тебе эти вещи.

          Но и ты нам что-нибудь подари.

Сорока: Возьмите гостинцы – мои бараночки, пирожки с пылу с жару из

                     печей. Будете чай пить с моими гостинцами. Приходите еще,

                    ждать вас буду.

Матрешка: Спасибо, дорогая Сорока.

          Мы еще придем к тебе.

 

 

Приложение 5.

Консультация  для родителей

 

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ,

КОТОРЫЕ НАШИ ПРЕДКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ

В ВОСПИТАНИИ МАЛЫШЕЙ И УХОДЕ ЗА НИМИ

 

Если сказать, что воспитываешь детей по-старинному, знакомые еще испугаются: домострой  возрождать? Нет, домостроевские нормы  отношений в будущее мы брать  не станем. Но в старинной народной традиции воспитания детей есть и то, что было бы жалко утратить навсегда. Например, всевозможные "пестушечки" и "потягушечки", наполнявшие жизнь крохи нежностью.

Даем  установку 

День нашего давнего предка, когда он был младенцем, начинался с ... массажа. Конечно, так  его никто не воспринимал. В старинном массаже куда важнее было другое - проглаживая тельце малыша с плечиков до ножек, мама каждый день нежным шепотом давала ему некий наказ на всю будущую жизнь:

Потягушечки, потягушечки,

От  носочков и до макушечки,

Мы  потянемся, мы потянемся,

Маленькими  не останемся.

В ножки - ходунки,

В ручки - хватунки,

В головку - разумок, а в роток - говорок.

Произнося это "заклинание", мама не просто гладила  малыша, а как бы вытягивала, одновременно нежно и с усилием в буквальном смысле выпрямляя маленькое тельце. Были и другие варианты "потягушечек", например такие:

Расти, Маша, выше, до хором, до крыши.

Расти, не балуй, маму с папой жалуй.

Расти с брус толщины да с дом вышины.

В заключение утреннего  ритуала можно было несколько  раз нежно протискать все крошечное  тельце ладонями или кулачками, шепча: "Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!" Это упражнение заставляло ребеночка, хихикающего от удовольствия, по-настоящему проснуться и взбодриться. Все то же самое вы можете делать со своим крошкой и сейчас. Правда, надо учесть, что не каждому малышу подходит такая "зарядка" с утра пораньше. Нервных, легко возбудимых детей стоит, наоборот, успокоить и с самого начала дня дать понять, что все хорошо, мама рядом и очень любит своего малыша. Такого ребенка не тискают, а мягко, но с определенной успокаивающей силой проглаживают с головы до ножек, медленно и внушительно приговаривая:

Хорошеньким - хорошок.

Пригоженьким - пригожок.

Стройненьким - стройнячок,

А родненьким - родняшок.

Впрочем, особенно нервным малышам и этот щадящий  вариант не подойдет. Они будут  хорошо себя чувствовать, подставляя маминым рукам только свою спинку. И для таких в народе была сочинена своя "потягушечка":

Папа-еж, папа-еж,

ты  нам спинку не потрешь?

Произнося это, одной рукой вы держите малыша, а другой сверху вниз проглаживаете  его спинку. Самое главное - разговаривать с крохой напевно и ласково и очень нежно его поглаживать.

Абсолютное  доверие 

Развлечения можно  продолжить и во время пеленания. Кстати, у наших предков не существовало для этой цели никаких специальных  пеленальных столиков, и Алена  Лебедева, методист семейного клуба "Рождество", считает, что это очень хорошо. Ведь пеленальный стол, возможно, и удобен для родителей, но кроха часто чувствует себя на нем неуютно. Его пугают открытое пространство, высота столика и то, что у него оказывается абсолютно открытым и незащищенным животик, который он привык "прятать", когда жил в материнской утробе. Лучше всего, утверждает Алена, пеленать и вообще заниматься с малышом, положив его к себе на колени. Тогда он сможет обогнуть ножки вокруг вашего тела, а вы - легко дотянуться до его головки, чтобы погладить и как бы взять ребеночка в кольцо своих любящих, защищающих рук. В этом положении малыш чувствует себя в безопасности и с удовольствием откликнется на ваше предложение поиграть. А поскольку говорить малыш пока не умеет, он покажет вам свою готовность не только выражением лица, но и позой. Если ручки и ножки у него раскинуты, значит, он принял позу "абсолютного доверия". В этом положении с малышом удобно заниматься гимнастикой, развивающей его ручки, ножки, пальчики, стопы и мышцы животика. Большинство этих игр подходит для детей 3-4 месяцев от роду, но их можно попробовать и раньше. Просто к искомому возрасту, малыш начнет получать от этих занятий настоящее удовольствие, охотно реагируя на ваши действия улыбкой и смехом. Подавляющее большинство детишек младенческого возраста, к примеру, просто обожают игру со своими ручками:

Чушки, вьюшки, перевьюшки (взяв ручки малыша в свои, крутите, их друг вокруг друга), Тимбирлим сидит в кадушке (Постучите  кулачками ребенка друг о друга так, чтобы ручки соприкасались не костяшками пальцев, а ребрами ладошек); А мы его по макушке (пунктирными движениями осторожно приближайте ручки малыша к его голове); Бац-бац-бац (в этот момент очень нежно "потюкайте" кроху по головке его же кулачками. На этом месте удовольствие ребеночка обычно достигает пика).

Можно поиграть и в известную всем "козу рогатую", стишок о которой обязательно  заканчивается щекотанием. Кстати, эту нехитрую игру можно назвать  почти развивающей. Смысл заключается  в том, что уже после нескольких сеансов игры малыш запоминает, чем кончится дело, и, зная, что сейчас его будут щекотать, заранее хихикает. Это состояние предвкушения очень важно для развития интеллекта малыша, который таким образом тренирует свою память и учится предугадывать развитие событий. Впрочем, нужно учитывать, что не все дети любят, когда их щекочут. А некоторые в определенный момент вообще отказываются от любой игры. Ну что поделаешь, такое уж настроение! Несмотря на то,  что все "потягушечки" демонстрируют крохе мамину любовь и нежность, Алена Лебедева не советует играть с малышом, который находится не в духе, разве что в его любимую игру. Новая игра может вызвать раздражение ребенка.

Как успокоить ревушку 

Для плачущих деток, которых нужно успокоить, в народной традиции существуют свои "пестушечки". Можно, конечно, просто прижать малыша к себе, покачать на руках, но если этот классический метод не помогает, возможно, подойдет другой, не менее старинный. Положите малыша к себе на колени и погладьте по головке, тихонько приговаривая:

Ах  ты, кокля-мокля, глазонъки промокли.

Кто будет Машу обижать, того рога будут  бодать.

А можно погладить  малыша по головке и спинке, чуть приподняв его, и сказать:

Придет  киска, не спеша и погладит малыша.

Мяу-мяу, скажет киска, наша крошка хороша.

Старинная гимнастика

А вот во что  поиграть с малышом, который все  же готов немного развлечься.

Тушки-татушки, испекли ватрушки (мама водит ручками  ребенка вверх-вниз, "встречаясь" ладошками, - это напоминает движения музыканта, играющего на тарелках), на окно поставили (руки с определенным усилием опускаются на животик), остывать оставили (машем ручками). А пшеничный пирожок - он на опарышке взмешен (тут ребеночка надо нежно прощипать-промять от животика до плеч), так высо-о-оконько-высок! (Ручки ребенка поднимаются к макушке.) Это "высо-о-оконько" нужно выделить голосом, который "взлетает" вверх• так же, как и ручки смеющегося от удовольствия малыша.

Информация о работе Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста