Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:47, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение использования фольклора как средства в воспитании детей раннего возраста.
Объект исследования – процесс воспитания детей 2-3 лет.
Предмет исследования – особенности использовании фольклора в воспитании детей раннего возраста.
Гипотеза исследования – если в процессе воспитания детей раннего возраста использовать фольклор, то эффективность воспитания будет выше, так как фольклор позитивно влияет на личностное развитие детей.
Задачи исследования:
- рассмотреть фольклор как средство воспитания;
- изучить возрастные особенности развития личности детей в возрасте 2-3 лет;
- выявить приемы ознакомления детей раннего возраста с фольклором;
- экспериментальным путем выявить роль фольклора в воспитании детей раннего возраста.
Введение………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………………4
1.1. Понятие «фольклор» и культурные корни…………………..4
1.2. Фольклор как дидактическое и воспитательное средство..5
1.3. Особенности воспитательной деятельности в раннем детстве ……………………………………………………………………11
Глава 2. Педагогические условия использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………..14
2.1. Условия реализации воспитательного процесса детей раннего возраста с включением фольклора в МБДОУ ……………14
2.2. Примеры практического использования фольклора в воспитательном процессе детей раннего возраста………………….17
Заключение…………………………………………………….…….27
Список литературы………………………………………….……..29
Приложение………………………………………………………....30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………………4
1.1. Понятие «фольклор» и культурные корни…………………..4
1.2. Фольклор как дидактическое и воспитательное средство..5
1.3. Особенности
воспитательной деятельности в
раннем детстве ………………………………………
Глава 2. Педагогические условия использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………..14
2.1. Условия реализации воспитательного процесса детей раннего возраста с включением фольклора в МБДОУ ……………14
2.2. Примеры практического
использования фольклора в
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………….…….
Приложение……………………………………………………
Введение
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной.
Современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Основной целью взрослых является помощь ребенку в освоении навыков взаимодействия и развитии базовых знаний об окружающем мире и себе самом.
При восприятии фольклорного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей раннего и младшего возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.
Круг интересов в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.
В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.
С помощью фольклора
не только передаются
Целью нашей работы является изучение использования фольклора как средства в воспитании детей раннего возраста.
Объект исследования – процесс воспитания детей 2-3 лет.
Предмет исследования – особенности использовании фольклора в воспитании детей раннего возраста.
Гипотеза исследования – если в процессе воспитания детей раннего возраста использовать фольклор, то эффективность воспитания будет выше, так как фольклор позитивно влияет на личностное развитие детей.
Задачи исследования:
- рассмотреть фольклор как средство воспитания;
- изучить возрастные
- выявить приемы ознакомления детей раннего возраста с фольклором;
- экспериментальным путем
выявить роль фольклора в
Глава 1. Теоретические основы использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста.
1.1. Понятие «фольклор» и культурные корни.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре».
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифиологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось отсутствие «резких развитий в умственной жизни народа». В таких исторических условиях появились произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народной-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т.д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.
Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.
На хронологическом отрезке от древнейших времен, до наших времен, фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные.
Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу. И каждая из природных стихий, каждое из природных явлений запечатлелось в них как чудесная сила, к которой обращались с просьбами об урожае, хорошей погоде, о дожде, который шел бы «не там, где жнут, а там где ждут!».
1.2 Фольклор как дидактическое и воспитательное средство.
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
По мнению ученых,
ранний возраст обладает
особой благодатной восприимчивостью.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Гениальный творец языка и величайшей педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Для самых маленьких это произведение устного народного творчества.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Интересно исследование
Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны
роль и место фольклора в современно
Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны детям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонически развитой личности. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этими не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Информация о работе Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста