Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение использования фольклора как средства в воспитании детей раннего возраста.
Объект исследования – процесс воспитания детей 2-3 лет.
Предмет исследования – особенности использовании фольклора в воспитании детей раннего возраста.
Гипотеза исследования – если в процессе воспитания детей раннего возраста использовать фольклор, то эффективность воспитания будет выше, так как фольклор позитивно влияет на личностное развитие детей.
Задачи исследования:
- рассмотреть фольклор как средство воспитания;
- изучить возрастные особенности развития личности детей в возрасте 2-3 лет;
- выявить приемы ознакомления детей раннего возраста с фольклором;
- экспериментальным путем выявить роль фольклора в воспитании детей раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………………4
1.1. Понятие «фольклор» и культурные корни…………………..4
1.2. Фольклор как дидактическое и воспитательное средство..5
1.3. Особенности воспитательной деятельности в раннем детстве ……………………………………………………………………11
Глава 2. Педагогические условия использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………..14
2.1. Условия реализации воспитательного процесса детей раннего возраста с включением фольклора в МБДОУ ……………14
2.2. Примеры практического использования фольклора в воспитательном процессе детей раннего возраста………………….17
Заключение…………………………………………………….…….27
Список литературы………………………………………….……..29
Приложение………………………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:

- складывается  предметная деятельность, развивается  общение со взрослыми, зарождается  общение со сверстниками, возникают  предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется  предметное восприятие как центральная  познавательная функция, осваиваются  наглядные формы мышления (наглядно-действенное  и наглядно-образное), возникает  воображение и знаково-символическая  функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

- возникает  личное действие и личное желание,  складывается предметное отношение  к действительности, главным новообразованием  выступает гордость за собственные  достижения, сознание «Я сам».

Таким образом, знание возрастных и индивидуальных особенностей необходимо для своевременного и всестороннего развития детей, для комплексного воспитания начиная с раннего возраста.

 

Глава 2. Педагогические условия использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста.

2.1. Условия  реализации воспитательного процесса  детей раннего возраста с включением  фольклора в ДОУ.

 

Программа развития и воспитания детей в детском  саду «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение уже не первый год, нацеливает педагогов на широкое использование народного творчества для развития речевой активности малышей, эмоциональной выразительности речи, обогащения словарного запаса, расширения знаний об окружающем.

Наблюдения  за детьми показали, что большинство  малышей довольствовалась лишь рассматриванием картинок в книгах. Узнавая потешку, сказку, только называли её персонажей. Навыки речевой деятельности детей были развиты слабо. При рассказывании даже коротких произведений им требовалось значительная помощь воспитателя. Основная часть детей не владела способами речевых навыков в элементарной художественно – речевой деятельности.

Мы поставили  перед собой задачу систематизировать  работу по использованию произведений устного народного творчества, интереса и любви к фольклору.

В основу работы были положены научные достижения А. П. Усовой («Русское народное творчество в детском саду»), Е. А. Флериной («Эстетическое воспитание дошкольников»). Выбрать наиболее удачные приёмы воздействие на детей помогли исследования Н. А. Ветлугиной («Самостоятельная художественная деятельность дошкольников»). Статьи кандидата психологических наук Л. Н. Павловой.

Были рассмотрены  материалы на темы: «Художественное  эстетическое воспитания детей раннего  и младшего дошкольного возраста», «Волшебный мир народной игрушки», «Фольклор в музыкальном воспитании детей раннего возраста», «Использование народной игрушки в повседневной работе с детьми», «Организация самостоятельной художественно – речевой деятельности», «Использование русского фольклора в развитие речи детей».

Занятия с использованием фольклорных произведений несут  на себе отпечаток исторической давности. В ходе таких занятий главная  задача – донести до детей смысловое  содержание. В народных произведениях  часто звучат слова неупотребляемые  в современной разговорной речи, например: (люлечка, торжок) и другие. Необходим разнообразный наглядный материал, с помощью которого можно глубже раскрыть читаемый текст. Многозначительность и многогранность фольклорной тематики требуют от воспитателя не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости полноты чувства и личной сопричастности. Очень важно, чтобы воспитатель мог внести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятие проходит не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют на музыкальных инструментах. Внести настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства – вот в чем особенность фольклорных занятий.

В основе работы лежат общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего  возраста.

Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотрудничество воспитателя и ребенка. Воспитатель прикладывает все усилия, чтобы помочь детям понять содержание всего произведения. В ходе занятий расширяется пассивный словарь ребенка, формируется активный словарь. Поэтому на занятиях формируются все условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия с взрослым. Воспитатель предлагает малышу включаться в игровое взаимодействие, например: попоить – цыпляток из ведерочка, убаюкать куколку. При этом воспитатель постепенно побуждает детей проявлять самостоятельность, выражать словами сваё отношение к происходящему, например: ответить, кто больше всех понравился, чей домик самый красивый.

Один из важнейших  принципов ознакомления детей с  фольклором – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональной выразительностью. Именно с помощью эмоционального изложения текста, поддерживается вниманием детей. Ведь, как известно, малыши отличаются не произвольностью действий неспособностью к самоорганизации. Их внимание носит летучий характер. Именно поэтому эмоциональное воздействие поддерживает активность восприятия. Ситуация внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот приём, очень сильный по своему воздействию, и мы стараемся не слишком часто использовать в процессе занятий с детьми, так как они привыкают взаимодействовать с воспитателем только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И, тем не менее, ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому стараемся использовать их частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик сидел, ушел, затем пришел и лакает молоко, спит, и т.д. То есть проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде, а вот он уже появился иначе: ( «Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился»). Важно использовать разнообразные подкрепления на основе слуховых ориентировочных реакций: его голос звучит то громко, то тихо, то медленно, то быстро. Иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом. Эмоциональное рассказывание взрослого является не только способом поддержания ориентировочной активности детей, но и дает возможность удовлетворить их познавательные потребности, возникающие в процессе ознакомления с новым произведениям.

Не менее  важен в ходе фольклорных занятий  с детьми раннего возраста принцип наглядности, то есть используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.), с помощью которых создается развернутая картина действий. Пояснение подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ может быть фрагментным (основные этапы произведения) или полный с использованием различных наглядных средств.

Изучив и  систематизировать имеющийся у  нас материал, стало понятно, что  начинать работу надо с создания необходимых  условий, способствующих возникновению  у детей интереса к устному  народному творчеству.

В ходе занятий по фольклору  с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий.

В своей работе мы используем как плоскостные, так и обычные  пособия. Плоскостные пособия:

- иллюстрации, картины;

- картонные ширмы с плоскостным изображением;

- картонные ширмы с  элементами панорамы;

- тесненные картонные  картинки или ширмы (выпуклое  изображение);

- плоскостные фигурки  людей и животных (со статистическими  и подвижными частями);

- плоскостной  настольный театр.

Объёмные пособия:

- игрушки специально  подобранные;

- игрушки стилизованные  (например, свинка в фартучке, лисичка  в сарафане.);

- игрушки –  самоделки из бумаги и ткани;

- игрушки, имитирующие  предметы народного быта (ведра,  коромысла, деревянные ложки и т.д.);

- разные виды  театров (кукольные, пальчиковые  театр на шарах и т.д.);

-предметы народного  костюма и украшения к ним;

- некоторые  народные музыкальные инструменты.

В группе оборудовали  книжный уголок, где имеются книжки, игрушки, книжки - раскладушки, также есть персонажи знакомых потешек, прибауток, сказок, настольные игры по мотивам этих же произведений. Своеобразие оформления, яркость, красочность сразу привлекали внимание детей. Они с радостью и большим желанием берут, просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений. В группе оформлен альбом потешек, с красочными иллюстрациями.

 

 

2.2. Примеры  практического использования фольклора  в воспитательном процессе детей раннего возраста

 

В своей работе с детьми раннего возраста большое  внимание уделяю ознакомлению детей с потешкам,  пестушкам, закличкам,  приговоркам, колыбельным-песенкам.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни  жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой  обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие  потешки как, например:

Кто у нас  хороший?

Кто у нас  пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий.

В группе игрушки  подбирались так, чтобы среди  них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я заметила, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую  наиболее понравившуюся.

Потешки помогали наладить эмоциональный контакт с Сашей Д, Мишей К, Полиной Ф.

Находясь в  группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется  поплакать. А другие расшалились  и никак не могут успокоиться. В этих случаях я старалась  ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к  тебе белка

Принесет орешки,

Для Машиной  потешке.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние  на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей  спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка  почивай.

Глаз своих  не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери  спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят, всему миру спать велят.


Используя этот прием укладывания, я заметила, что  дети стали намного спокойнее  быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также были подобраны  потешки для подъема детей, после  сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку  порастушечки.

Проведя руками по ручкам, ножкам стараюсь разбудить  их. Какой радостной улыбкой встречает  малыш.

Если с точки  зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на вес детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым.

В фольклоре  весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Всеми эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна   (картотека с упражнениями для массажа и бодрящей гимнастики прилагаются).

Малые формы  фольклора я также использую  и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.

Приучая детей  мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими  потешками как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогло малышам  запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Удачно подобранная  потешка  помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды (Саша П., Миша К., Полина П), когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Использование потешек во время кормления помогло  научить самостоятельно есть разнообразную  пищу Кирилла З. Катю Н. Васю Б.

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз  все кажется трудным, а вот  с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Настенька маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

Информация о работе Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста