Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение использования фольклора как средства в воспитании детей раннего возраста.
Объект исследования – процесс воспитания детей 2-3 лет.
Предмет исследования – особенности использовании фольклора в воспитании детей раннего возраста.
Гипотеза исследования – если в процессе воспитания детей раннего возраста использовать фольклор, то эффективность воспитания будет выше, так как фольклор позитивно влияет на личностное развитие детей.
Задачи исследования:
- рассмотреть фольклор как средство воспитания;
- изучить возрастные особенности развития личности детей в возрасте 2-3 лет;
- выявить приемы ознакомления детей раннего возраста с фольклором;
- экспериментальным путем выявить роль фольклора в воспитании детей раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………………4
1.1. Понятие «фольклор» и культурные корни…………………..4
1.2. Фольклор как дидактическое и воспитательное средство..5
1.3. Особенности воспитательной деятельности в раннем детстве ……………………………………………………………………11
Глава 2. Педагогические условия использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………..14
2.1. Условия реализации воспитательного процесса детей раннего возраста с включением фольклора в МБДОУ ……………14
2.2. Примеры практического использования фольклора в воспитательном процессе детей раннего возраста………………….17
Заключение…………………………………………………….…….27
Список литературы………………………………………….……..29
Приложение………………………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка  становится более интенсивной и  содержательной.

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование  малых форм фольклора создает  необходимые основы для овладения  разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим  удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

 

 

 

Заключение

 

Раннее детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Знакомство  детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного  народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так  как период раннего – определяющий этап в развитии человеческой личности.

Именно в  этот период дети с поразительной  быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством  общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую.

Младенцем ребёнок  учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением  понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность  и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.

Особенно много  радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество  игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Лучшему пониманию  сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного  театра.

Произведения  народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

В наше время, когда  вопросы нравственного, эстетического  воспитания встают особенно остро, с  детских лет необходимо развивать  эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Самых маленьких  детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного  творчества. Гениальный творец языка  и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Актуальность, направленная на фольклор в современной  педагогике раннего детства, подтвердила  важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации  воспитания с первых лет жизни  ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям  первых лет жизни свойственно  особенное восприятие и особое отношение  к фольклорным текстам, что обусловлено  спецификой возраста и интенсивностью социализации.

В заключении можно  сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с фольклором, дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка раннего возраста. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Богатырёв П. Г. Русское народное творчество. - Москва. Высшая школа. -1966, с.128.
  2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия во 2 младшей группе детского сада» - В.; «Учитель», 2006г.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  4. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для работающих по программе “Детство”/ под редакцией Логиновой В.Н., Бабаевой Т.И, Ноткиной Н.А. и др.– М.: Детство-Пресс, 2010 год.
  5. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
  7. Левдокимова Г.Е., Фирсова Л.М. Когда солнышко взошло. – М.: ЗАО РИМФЭ, 1997.
  8. Лямина Г. М. «Воспитание и развития детей раннего возраста» - М.; «Просвещение», 1985г.
  9. Мельникова Л.И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном-Пресс, 2000.
  10. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. – Ленинград: Наука. 1978.
  11. Народная педагогика: прибаутки Н.Куприна // Домашнее воспитание. – № 6. – 2003. – стр.18.
  12. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2000.
  13. Павлова Л.Н. «Фольклор малышам».
  14. Песенный фольклор В.Мойтохонова // Дошкольное воспитание. – № 11. – 2010. – стр.61.
  15. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова. Методическое пособие. – М.: Мозаика - Синтез, 2000.
  16. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. - Москва. Высшая школа. 1986
  17. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду».
  18. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.

 

Приложение 1.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С МАЛЫМИ ФОРМАМИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА:

(ПЕСТУШКИ, ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ)

СЕНТЯБРЬ

«К то у нас  хороший»

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки»

«Большие ноги шли по дороге ... »

«Приди, котенька-котою»

ОКТЯБРЬ

«Ах, ты моя девочка»

«Скрип, скрип, скрипачок ... »

«Расти коса до пояса»

«Петушок, петушок»

НОЯБРЬ

«Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды»

«Вот и люди спят»

«Пошел котик  на Торжок ... »

«Сорока-сорока»

ДЕКАБРЬ

«Как у Маши маленькой ... »

«Там котик  усатый ... »

«Елка, елка, елочка»

«Вот проснулся  петушок ... »

ЯНВАРЬ

«От водички, от водицы все улыбками искрится»

«Заинька походи ... »

«Умница Катенька, ешь кашку слатеньку»

«Ай, качи, качи, качи ... »

ФЕВРАЛЬ

«Наша Катя маленька»

«Ночь прошла, темноту увела»

«Чему, чему волосоньки ... »

«Я - Мороз - кранный  нос»

МАРТ

«Чистая водичка  умоет Поле личико»

«В печи калачи как огонь горячи ... »

«Солнышко, покажись ... »

АПРЕЛЬ

«Разденьте  меня, разуйте меня ... »

«Травушка - муравушка  со сна поднялась ... »

«Наварили каши»

«Киса, кисонька, коток ... »

МАЙ

«Мыли мылом  ручки ... »

«Вот они  сапожки ... »

«У котика в  чашке было много кашки ... »

«Солнышко-ведрышко ... »

ИЮНЬ

«Кушай, Маша, не спеша»

«Сидит белка  на тележке»

«У забора сиротливо пригорюнилась крапива»

«Радуга-дуга, не давай дождя ... »


 

Приложение 2.

Игры  с использованием фольклора, направленные на развитие двигательной активности с потешками.

 

Заиньки перебегают.

Цель: Развитие быстроты.

Ход игры:

Дети  изображают «зайчиков», а взрослый - «волка». «Зайчики» делают то, о чём поётся в песенке, а на последних словах песенки: «Волк идёт!» - «волк> бежит за «зайчиками», которые убегают.

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок!

Скок да скок!

Здесь полянка мягче шёлка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес  поёт!

Убегайте без  оглядки:

Волк идёт, волк идёт!

 

Котя-кошечка.

Цель: Упражнять в ходьбе, беге, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Дети  сидят на стульях. Воспитательница  ставит игрушечную кошечку на окно и поёт:

Котя-кошечка, котя-кошечка, Не сиди ты на окошечке, Приходи ты, в гости к нам, я тебе сметанки дам.

Воспитательница снимает кошечку. Кормит из блюдца, затем показывает детям пустое блюдце и поёт:

Всё из блюдечка слизала, И от деток убежала.

Воспитательница убегает от детей, держа в руках  кошечку. Затем поставив игрушку  на пол, говорит:

Кто поймает, кто  найдёт? Тебе миску принесёт?

Ребёнок, поднявший киску, приносит её воспитательнице и игра повторяется.

 

Хорошая и плохая погода.

Цель: Учить выполнять движения в соответствии со словами.

Ход игры:

Часть площадки - домик, часть - двор. Воспитательница  и дети сидят в домике. Воспитательница  приговаривает:

Смотрит солнышко в окошко. Светит в нашу комнатку

Мы захлопаем  в ладошки.  Очень рады солнышку.

При словах «хлоп» дети похлопывают в  ладошки. Окончив песню, воспитатель  приглашает детей «погулять». Дети с воспитателем выходят из домика, собирают цветы, ягоды.

Воспитательница, неожиданно для детей поёт:

Дождик, дождик, кап да кап 

Мокрые дорожки,

Побежим скорей домой 

Мы промочим ножки.

Кап, кап, кап, кап.

Мы промочим ножки.

Все бегут в домик и прячутся там. Воспитательница снова поёт песню  про дождик, заменяя третью строчку: «Нам нельзя идти гулять», затем игра повторяется.

 

Дождик

Цель: Обучение выполнению движений в соответствии со словами песенки.

Ход игры:

Дети  сидят на коврике, воспитатель говорит:

Дождик, дождик, ты не лей,

Наших деток пожалей:

Сидят дома деточки,

Словно птицы  в клеточке.

Дети  сидят, сложив ладошки под щёчку.

Солнышко, солнышко,

Посвяти немножко!

Выйдут детки  погулять,

Станут бегать и играть!

Дети  встают на ножки, хлопают в ладошки, играют, бегают, прыгают.

 

Гуси

Цель: Обучение выполнению действий после окончания слов потешки.

Ход игры:

Взрослый (птичница) стоит на одном конце  площадки, а дети (гуси) на противоположном.

Птичница  говорит: Гуси, гуси !

Гуси: Га-га-га.

Птичница: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Птичница: Идите ко мне!

«Гуси»  бегут к «птичнице», раскинув руки-«крылья» в стороны, «клюют» воображаемые зёрнышки. Затем «птичница» говорит:

Кыш! Ну, бегите в поле!

Дети  бегут, помахивая ручками -«крыльями» на прежнее место. Игра повторяется  снова.

 

На  горку

Цель: Развитие координации движений, равновесия, укрепления мышц стопы.

Ход игры:

Взрослый  сидит или стоит, а ребёнка  ставит перед собой, поддерживая  за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся  на горку», стимулирует перемещение  стоп ребёнка по ноге взрослого. Когда ребёнок поднимается высоко, взрослый читает русскую потешку:

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит  гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок!

 

Кот Васька

Цель: Развитие быстроты, расширение словарного запаса.

Ход игры:

Дети (мышки) сидят на стульчиках или на ковре. Один ребёнок изображает кота, он прогуливается перед «мышками» (идёт на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает). Взрослый и дети поют:

Ходит Васька беленький,

 Хвост у  Васьки серенький, 

А бежит стрелой,

А бежит стрелой!

Кот бежит к стульчику стоящему в  конце комнаты, и садится на него «засыпает». Взрослый поёт:

Глазки закрываются.

Спит иль  притворяется?

Зубы у кота - острая игла!

«Мышки» подбегают к коту, смотрят, спит иль  нет. Ходят около кота, скребут по стулу, где «спит котик». Взрослый говорит:

Только мышки  заскребут,

Серый Васька тут  как тут.

Тише, мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснётся  Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

Вот проснулся  Васька-кот

Разогнал весь хоровод!

«Кот» догоняет «мышек», а они убегают от него.

Информация о работе Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста