Динамика формирования процесса чтения у детей с трудностями в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ совершенствования навыка чтения младших школьников, имеющих трудности в обучении. Объектом исследования является процесс обучения чтению младших школьников. Предмет исследования – особенности обучения чтению младших школьников, имеющих трудности в обучении.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы конкретные задачи:
Раскрыть роль чтения в процессе обучения;
Описать теоретические основы обучения чтению детей младшего школьного возраста;
Проанализировать способы и приемы обучения чтению детей, имеющих трудности в обучении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Чтение как ведущий общеучебный навык 5
1.2 Виды чтения 6
1.3 Психологические основы методики обучения чтению 8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
2.1. Обзор методов и принципов обучения чтению 10
2.2 Трудности, возникающие в обучении чтению и пути их преодоления 14
ГЛАВА 3.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ 18
3.1 Организация исследования 18
3.2 Коррекционная работа по совершенствованию навыков чтения 21
3.3 Динамика сформированности навыка чтения у младших школьников 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28

Работа содержит 1 файл

Динамика формирования процесса чтения у младших школьников с трудностями в обучении..doc

— 196.50 Кб (Скачать)

 Предложенные упражнения  помогают увеличить скорость  и улучшить качество чтения  учащихся, кроме того, в процессе  занятий у ребенка повышается  концентрация внимания.[7 c.367-386]

ГЛАВА 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

    1. Организация исследования

Для изучения динамики формирования чтения у детей младшего школьного возраста мы провели исследование на базе  ГУО «

 В исследовании принимало участие 5 детей 2 – х классов, имеющие трудности в обучении: 3 мальчика и 2 девочки.

Их общая характеристика состоит в следующем. Они обычно не принимают активного участия  в работе класса, не обнаруживают склонности к самостоятельному умственному труду, характеризуются более низким уровнем работоспособности, чем хорошо успевающие одноклассники. Они медленнее воспринимают материал и требуют длительного времени для его осмысления. Знания усваиваются этими детьми неполно, без достаточного осмысления, часто лишь весьма поверхностно или совсем не усваиваются. Дети не умеют применять имеющиеся знания в новых условиях учебной работы.

Данное исследование состояло из трех этапов:

1 этап – констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня чтения у школьников, имеющих трудности в обучении.

2 этап - формирующий. На этом этапе была проведена коррекционная работа по совершенствованию навыков чтения.

3 этап – контрольный.  На этом этапе была осуществлена  повторная диагностика уровня нарушения чтения у детей младшего школьного возраста, проведен сопоставительный анализ полученных результатов, позволяющий судить о правильности подобранных методов работы и об эффективности созданных условий для решения проблемы исследования.

Задача констатирующего  этапа исследования состояла в изучении уровня нарушения чтения у детей  младшего школьного возраста.

 Для оценки навыка  чтения нами был использован  набор методик, предложенных А.Н.  Корневым. Предлагаемая им стандартизованная методика исследования навыка чтения дает достоверные результаты, легка в обработке и помогает получить данные о таких параметрах навыка чтения, как способ, скорость, правильность и понимание прочитанного.

Задание 1. Техника  чтения вслух и понимание прочитанного.

Назначение задания: изучить  уровень чтения – способ чтения, количество и характер ошибок, темп чтения, определить понимание прочитанного

Организация работы:  ребенок читает легкий по содержанию и составу слов текст (для чтения дается текст «Как я ловил раков», А.Н. Корнев, приложение 1).

Для определения понимания  прочитанного дети отвечают на вопросы  по тексту (заранее подготовлены на доске).

Задание 2. Чтение про  себя и понимание прочитанного.

Назначение задания: изучить  уровень чтения про себя – скорость чтения про себя  и определить понимание прочитанного.

Организация работы: ребенок  читает легкий по содержанию и составу  слов текст (для чтения дается текст  «Барсуки», И. Аксенов, приложение 2). Для определения понимания прочитанного дети письменно отвечают на вопросы по тексту (заранее подготовлены на доске, но пока скрыты), список вопросов в приложении 2. [18, c.140-149]

Оценка автоматизированности навыка чтения является важным компонентом  в диагностике нарушений чтения. В норме навыки чтения, после того как сформируются, начинают автоматизироваться. При этом уже не требуется сознательно контролировать каждую операцию, из которых состоит навык. Это существенно экономит затрату энергии в процессе чтения, делает навык стабильным, т. е. тем, что мы называем беглым чтением.

 

В результате предварительной  диагностики были получены следующие  данные:

Таблица 3.1 Результаты констатирующего  эксперимента

№ п/п

Имя ученика

Навыки чтения

Скорость чтения

Типичные ошибки

Понимание прочитанного

1

Артем И.

Недостаточно сформированы

38 слов в минуту

-Замена окончания;

- Пропуск слога;

-Замена глагола  по категории времени;

-Замена слова  по оптическому сходству:

-Неправильное ударение;

- Ошибки при ответах  на вопросы;

Неполное понимание, ребенок ответил на 3 вопроса

2

Антон С.

Недостаточно сформированы

44 слова в минуту

-Добавление согласного;

- Замена звука;

- Неправильное ударение;

Неполное понимание  прочитанного.

Фрагментар-ность

3

Дима Т.

Недостаточно сформированы

35 слов в минуту

- Контоменации;

- Пропуск слова;

- Добавление слогов;

- Замена наречий;

Незначительное изменение смысла ситуации

4

Ира К.

Недостаточно сформированы

30 слов в минуту

- Ошибки при ответах  на вопросы;

- Неправильное ударение;

Грубое искажение смысла прочитанного

5

Оля Д.

Недостаточно сформированы

41 слово в минуту

-Замена слова  по оптическому сходству:

-Замена окончания;

- Пропуск слога;

Неполное понимание, ребенок ответил на 2 вопроса

6

Сергей Н.

Недостаточно сформированы

20 слов в минуту

- Замены звуков;

-Замена звука по категории времени;

-Замена предлога;

- Пропуск слога;

-Замена глагола  по категории времени;

-Замена слова  по оптическому сходству:

- Неправильное  уда-рение;

Отсутствие понимания прочитанного


 

Таким образом, на этапе  проведения констатирующего эксперимента мы видим, что в начале учебного года техника чтения учеников, имеющих трудности в обучении примерно одинакова.

 

3.2 Коррекционная работа  по совершенствованию навыков  чтения

Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

1. Найди в  каждом столбике слова, которые  отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.

осы                мак

кот                 усы

рот                 кит

рак                  рог

2.Скажи, чем  похожи и чем отличаются.

ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА  и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА

3.Каждый последующий  слог произноси всё громче, затем  всё тише:

Ра-ру-ры-ри-рэ-ре.        за-зу-зы-зи-за-зя

4.Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о  мёд.

Лентяй да шалопай - два родных врата.

5.Прочитай  предложения с интонацией вопроса  и ответа.

Осенью грачи улетают  на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.

6.Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?

Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.

7.Прочитай предложение с интонацией: удивления, осуждения, возмущения.

Ну и жадный же ты, мишка!

8.Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко;   сначала очень громко, а закончи очень тихо.

Смотри, объешься - живот  заболит.

9. Расставь правильно перепутанные слоги:

дыш-когнёз

точ-ки-лис

гол-и-ки

10.Прочитай предложения. Следи за вдохом и выдохом.

 Была гроза (вдох) и гром.  Была гроза и гром, (выдох). Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.

11. Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости.

"Хорошо в лесу  осенью!"

12.Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость.

Наш  Полкан  попал  в  капкан.

13. Прочитай предложения, распределяя правильно дыхание.

(вдох) И дом у него  без печки (вдох) - \просто собачья  будка, (вдох) \а там соломка постелена, (вдох) \а ему не холодно.

14.Читай предложения, выделяя голосом выделенные слова

Расставь паузы «/».

Лиса тащит детям  то мышку, то птицу, то зайца. Сядет в сторону и следит как лисята добычу ловить учатся.

15.Читай как одно слово предлоги со словами.

На рыбалку   от воды   к реке       на берегу   за поплавком

 

3.3 Динамика сформированности  навыка чтения у младших школьников

Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что в итоге проделанной работы в экспериментальном классе возросло количество учеников, у которых произошло развитие навыков чтения, наблюдалась положительная динамика. После проведенного эксперимента было выявлено, что навык чтения учащихся с трудностями в обучении повысился: увеличилась скорость чтения, учащиеся стали допускать меньше ошибок.

Таблица 3.2 Результаты контрольного эксперимента

№ п/п

Имя ученика

Навыки чтения

Скорость чтения

Типичные ошибки

Понимание прочитанного

1

Артем И.

Недостаточно сформированы

42 слова в минуту

-Замена окончания;

- Пропуск слога;

-Ошибки при ответах  на вопросы;

Полное понимание смысла прочитанного, ребенок ответил правильно на 4 вопроса

2

Антон С.

Недостаточно сформированы

47 слова в минуту

-Добавление согласного;

- Добавыление гласного;

Незначительное изменение смысла ситуации

3

Дима Т.

Недостаточно сформированы

36 слов в минуту

- Пропуск слова;

- Замена форм глаголов;

- Замена наречий;

Полное понимание смысла, ребенок ответил правильно на 4 вопроса

4

Ира К.

Недостаточно сформированы

28 слов в минуту

- Ошибки при ответах  на вопросы;

- Неправильное ударение;

Неполное понимание,незначительное изменение смысла ситуации

5

Оля Д.

Недостаточно сформированы

34 слова в минуту

Замена глагола  по категории времени;

-Замена слова по оптическому сходству:

-Замена окончания;

- Пропуск слога;

Неполное понимание, ребенок ответил на 2 вопроса

6

Сергей Н.

Недостаточно сформированы

23 слова в минуту

- Замена предлога;

-Замена слова по оптическому сходству:

- Неправильное  ударение;

-Неправильные  ответы на вопросы;

Грубое искажение смысла


 

На протяжении учебного года навык чтения постепенно совершенствуется. Количество ошибок, которые допускали учащиеся, снизилось, но некоторые ошибки сохраняются.

Мы заметили, что ребятам  очень нравятся игры, состоящие из разнообразных упражнений, когда  они сами подводят итоги и в  завершении получают поощрительный  приз.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы выступал анализ   совершенствования навыка   чтения   младших   школьников, имеющих трудности в обучении.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

1. Скорость и правильность чтения у данных учащихся с трудностями в обучении имеют выраженную динамику развития. Техника чтения в большей степени поддаётся коррекции, чем осмысление прочитанного. Поэтому необходимо контролировать процесс формирования навыка чтения.

2. Положительная динамика развития темпа чтения у школьников данного второго проявляется достаточно ярко. С развитием техники чтения меньше проявляются вариативность и индивидуальные особенности в процессе чтения.

3. Скорость чтения от сентября до мая увеличивается в связи с формированием у школьников целостного воспитания.

4. Значительно сокращается количество ошибок каждой категории. Но на всех этапах основными остаются ошибки повторения и замены слов. Причина этого явления заключается в некоторой инертности нервных процессов свойственной этому возрасту.

5. Характеризуя общие тенденции в развитии понимания читаемого, можно констатировать, что на протяжении обучения чтению у учащихся наблюдаются позитивные сдвиги в понимании логико-информационного изложения и к концу обучения во втором классе большинство учащихся обнаруживают достаточно высокий уровень осознания прочитанного.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Aксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе/ А.К. Аксенова.- . -- М.: ВЛАДОС, 2004. - 316 с
  2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом  / Б. Г. Ананьев // Начальная школа.- 2007.- № 3. С. 6-8.
  3. Ахутина, Т. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции  / Т. В. Ахутина. - М.: Сфера, 2001.- 156 с.
  4. Беккер, Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию / Р. Беккер. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 112 с.
  5. Васильева, М. С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н.  Светловская.- М.: Педагогика, 2007. - 89 с.
  6. Городилова, В. И Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З.  Кудрявцева. - М.: Сфера, 2005. - 116 с.
  7. Данилова, Е.Е. Психология/ Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан.- М.: Академия, 2003. – 460 с.
  8. Дробинская, А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей/ А.О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 144 с.
  9. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - М.:Просвещение, 2003.- 126 с.
  10. Ермолаева, М. В. Психология развивающей и коррекционной работы со школьниками / М. В. Ермолаева. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 176 с.
  11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2001г. - 336 с.
  12. Заика, Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников / Е. В.  Заика // Вопросы психологии.- 2005. - № 5 - С. 44-54.
  13. Зайдман, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников / И. Н. Зайдман // Начальная школа.- 2003.- № 6.  - С. 5-14.
  14. Зайцев, Н.А. Письмо. Чтение. Счет / Н.А. Зайцев. — СПб.: Лань, 1997.- 90
  15. Иваненко, С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С. Ф. Иваненко // Дефектология. - 2004. - № 1. - С. 52-55.
  16. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция                     / Л. Г. Кобзарева, Е. В. Кузьмина. - Воронеж, 2000. - 96 с.
  17. Колесникова, Е.В. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова, Е. П.Телышева.  - М.: Сфера, 2008. - 134 с.
  18. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н.  Корнев. - СПб.: МиМ, 2007. - 286 с.
  19. Милостивейко, Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. / Л. Г.Милостивейко. - СПб.: Союз, 2005. - 194 с.
  20. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. - М.: Гном, 2007. -   152 с.
  21. Фролова, В. Д. Развитие интереса к чтению / В. Д.  Фролова // Начальная школа. – 2008.-   № 7. - С. 24-27.
  22. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова.- М.:Просвещение, 2002. - 140 с.
  23. Чечерина, Н. Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям / Н. Ю.  Чечерина // Я-мама.- 2006. -№ 2. -С. 6-7.
  24. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты / Д. Б. Эльконин  // Вопросы психологии. -2006.- № 5. -С. 12-14.

Информация о работе Динамика формирования процесса чтения у детей с трудностями в обучении