Динамика формирования процесса чтения у детей с трудностями в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ совершенствования навыка чтения младших школьников, имеющих трудности в обучении. Объектом исследования является процесс обучения чтению младших школьников. Предмет исследования – особенности обучения чтению младших школьников, имеющих трудности в обучении.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы конкретные задачи:
Раскрыть роль чтения в процессе обучения;
Описать теоретические основы обучения чтению детей младшего школьного возраста;
Проанализировать способы и приемы обучения чтению детей, имеющих трудности в обучении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Чтение как ведущий общеучебный навык 5
1.2 Виды чтения 6
1.3 Психологические основы методики обучения чтению 8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
2.1. Обзор методов и принципов обучения чтению 10
2.2 Трудности, возникающие в обучении чтению и пути их преодоления 14
ГЛАВА 3.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ 18
3.1 Организация исследования 18
3.2 Коррекционная работа по совершенствованию навыков чтения 21
3.3 Динамика сформированности навыка чтения у младших школьников 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28

Работа содержит 1 файл

Динамика формирования процесса чтения у младших школьников с трудностями в обучении..doc

— 196.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

2.1 Обзор методов и принципов обучения чтению

На сегодняшний день существует множество методов обучения чтению. Но какой же способ выбрать из такого богатства, который будет доступен для понимания ребенка, способный быстро и «безболезненно» помочь ему освоить навыки чтения, да и еще чтобы он не отбил желания малыша читать и был выстроен так, чтобы ребенок в дальнейшем читал и писал без ошибок? [2, c. 6-8]

Лидирующее положение  среди всех методик обучения детей  чтению, несомненно, занимает звуковой метод, существующий уже более 150 лет и не теряющий своей популярности и в наше время. И это не случайно, поскольку, по мнению многих исследователей, именно этот способ наиболее гармонично сочетается с организацией психики человека и структурой русского языка. Принципы обучения чтению по этому методу очень просты: сначала ребенок знакомится со звуками и буквами, складывает звуки в слоги, из слогов составляет слова, а затем уже читает слова и предложения.

На этом методе и основывается «Букварь» Н.С. Жуковой, рассчитанный на обучение детей чтению с 4 лет. В качестве единицы чтения в книге используется слог. Кроме того, букварь снабжен советами, методическими примечаниями и указаниями, что очень облегчает работу родителей и педагогов. [21, 12 – 14]

Достоинства:

  • Метод учит правильно читать.
  • Метод учит правильно писать.
  • Метод развивает фонематический слух и борется с дефектами произношения.
  • Метод не требует большой подготовительной работы для родителей.

Недостатки:

  • На протяжении долгого времени у ребенка будет сохраняться послоговое чтение.
  • Ребенок, соединяя слоги в слова, на первых порах не будет понимать смысла слова. С этим нужно будет работать отдельно.

Не менее популярная методика, нашедшая своих поклонников  среди современных родителей, –  это методика, разработанная известным педагогом Н.А. Зайцевым. Девиз его метода: научить ребенка читать играя. Для этого автор создает «звенящие» кубики, различные по цвету, размеру и звуку, которые они издают, что позволяет наглядно показать ребенку разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими звуками.

Достоинства:

  • Методика не прикреплена к определенному возрасту.
  • Ребенок в игровой форме запоминает склад.
  • На кубиках есть те сочетания букв, которые возможны в русском языке.
  • Кубики становятся частью жизни ребенка, занятия – незаметные и максимально эффективные, даже если они занимают всего несколько минут в день.
  • Кубики воздействуют на многие органы чувств ребенка.

Недостатки:

  • Логопеды и дефектологи приходят к выводу, что ребенок, выучившись читать по данной методике, часто «проглатывает» окончания, не может разобраться в составе слова, так как он привык делить слова на склады.
  • Детей приходится переучивать в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова, поскольку в кубиках гласные, звонкие и глухие согласные обозначены «нетрадиционными», привычными цветами (если вы помните школьную программу: красным, синим, зеленым!).
  • Пособия Н.А. Зайцева дорогостоящие и трудоемкие, их может позволить иметь не каждая семья. [11, c. 20-30]

Известный итальянский  педагог М. Монтессори разработала универсальную методику развития полноценной и гармоничной личности, основываясь на наблюдении за ребенком. В центре внимания – ребенок, девиз ее методики можно сформулировать так: «Помоги мне сделать это самому». М. Монтессори предлагает целую систему развития у детей общей эрудиции, логики, мелкой моторики, навыков чтения, способности к аналитическому мышлению. Надо отметить, что освоить навыки чтения автор предлагает без азбук, букварей и прописей. Принцип методики прост: родителям необходимо внимательно наблюдать за своим ребенком, чтобы выявить момент, когда малыш сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом. Обучать чтению ребенка автор методики предлагает с 4 лет.

Достоинства:

    • Ребенок быстро научается читать целыми словами, не разделяя слова на слоги, запоминает образ слова.
    • Ребенок приобретает навыки чтения про себя.
    • Ребенок становится более самостоятельным, развивает мелкую моторику, аналитическое мышление, логику, приучается к порядку.

Недостатки:

    • Громоздкость материалов и пособий.
    • Методика не предусматривает творческое развитие личности, поскольку ребенка в процессе обучения окружают подобранные материалы, с которыми малыш обращается так, как показали взрослые.
    • Родительский авторитет подвергается сомнению, так как родители участвуют в процессе обучения только как сторонние наблюдатели.

Еще одним популярным методом обучения чтению является методика Гленна Домана. Метод Домана дает возможность обучить чтению в домашних условиях, без привлечения посторонней помощи. Автор методики предлагает обучать детей чтению с рождения и до 5 лет и настаивает на регулярности занятий, объясняя это особенностями психики ребенка: малыш очень быстро усваивает материал, но и очень быстро его забывает. На занятиях следует показывать малышу карточки с написанными словами. Причем карточки должны быть поделены на несколько групп: простые слова (например, мама, папа, клички животных и т.д.), части тела, предметы домашнего обихода, название цветов, глаголы и т.д. Доман также в своих работах дает рекомендации родителям, как именно нужно учить детей читать по карточкам, в какое время лучше проводить обучение, сколько раз в день.

Достоинства:

  • Это самый верный способ научить читать очень маленького ребенка.
  • У ребенка будет развиваться феноменальная память.
  • Ребенок научится считать.
  • Благодаря этой методике у ребенка приобретаются энциклопедические знания.

Недостатки:

    • Трудоемкость процесса создания карточек.
    • Отсутствие методической базы в полном объеме. У родителей, выбравших систему обучения чтению по Доману, нередко возникает ряд вопросов, на которые автор не дает ответов в своих книгах.
    • Ребенок читает только карточки.
    • На практике отмечается, что у ребенка, научившегося читать по методике Гленна Домана, обнаруживаются проблемы с грамотностью.

У каждой методики обучения чтению есть свои достоинства и недостатки, есть какие-то нюансы, которые надо обязательно учитывать. [21, c.6-7]

 

2.2 Трудности, возникающие в обучении чтению и пути их преодоления

Н.П. Локалова считает, что  трудности в обучении — субъективное переживание несоответствия между  требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося. По ее мнению   от 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения.  Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития. 

Ряд исследователей выделили несколько  групп трудностей при усвоении учебного материала:                                                     

Первая группа трудностей связана  с недостатками формирования сложных  по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков  письма и чтения (нестабильность графических  форм, низким уровнем понимания читаемого, очень медленный темп и т.п.). Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:  несформированность зрительно-двигательных координаций, недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки, недостатки в развитии микромоторики, смешивание близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, затруднение  осуществления синтеза смысловых единиц текста.

Вторая группа трудностей обусловлена  особенностями формирования когнитивного компонента навыка чтения и вычислительных умений. Основные проявления трудностей, вызванной данной причиной, состоят в следующем: замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв, недописывание слов и предложений, трудности понимания слов, незнание отношений между смежными числами, трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план, неумение решать задачи.

Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие: несформированность пространственных представлений, недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза, недостатки фонетико-фонематического восприятия, недостатки в развитии познавательных процессов.

Третья группа трудностей связана  с недостатками в формировании регуляторного  компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть: неумение обнаруживать свои ошибки,   выполнение требований учителя не в полном объеме.

         Четвертую группу составляют  трудности в учении, вызванные  особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной  организации их нервной системы.  Излишняя медлительность или наоборот торопливость.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.

- Первый этап - создание  положительного настроя ребенка  на занятия, повышение его уверенности  в собственных силах и способностях.

- Второй этап - тренировка  навыка чтения, анализ затруднений  ребенка для последующего их  устранения.

 На первом этапе в работу с детьми 6-7-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения.

Необходимо чаще хвалить ребенка и подбадривать его, отмечать все его достижения, даже самые незначительные.

 Ко второму этапу  следует переходить, когда ребенок  привык к занятиям и относится к ним положительно. Учителю необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Можно предложить ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке. [20, c.90-160]

 Российский психолог  Е.Е. Данилова предлагает специальные  упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-8-летнего возраста.

 Тренировка удержания  порядка следования букв:

1. Ребенку предлагается  выкладывать узор из мозаики  по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек.  На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно  слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

 Тренировка повышения  скорости распознавания букв:

1. Ребенка просят называть  звуки и буквы с помощью  картинной азбуки, где каждой  букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.

2. Ребенка просят на  время прочитать последовательности  букв, расположенных на карточках  не в алфавитном порядке (используется  несколько карточек с 4-6 строчками  букв на каждой).

Тренировка запоминания  прочитанного:

1. Словесное лото.

 Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

 Начинают с простых  инструкций и постепенно переходят  к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные  шарики, фишки, геометрические фигуры  и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры.

3. Реконструкция связного  текста.

 Печатается текст  в двух экземплярах. Один из  них разрезается на отдельные  предложения. Ребенок сначала  читает текст целиком, затем  собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.

Информация о работе Динамика формирования процесса чтения у детей с трудностями в обучении