Динамика формирования процесса чтения у детей с трудностями в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ совершенствования навыка чтения младших школьников, имеющих трудности в обучении. Объектом исследования является процесс обучения чтению младших школьников. Предмет исследования – особенности обучения чтению младших школьников, имеющих трудности в обучении.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы конкретные задачи:
Раскрыть роль чтения в процессе обучения;
Описать теоретические основы обучения чтению детей младшего школьного возраста;
Проанализировать способы и приемы обучения чтению детей, имеющих трудности в обучении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Чтение как ведущий общеучебный навык 5
1.2 Виды чтения 6
1.3 Психологические основы методики обучения чтению 8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
2.1. Обзор методов и принципов обучения чтению 10
2.2 Трудности, возникающие в обучении чтению и пути их преодоления 14
ГЛАВА 3.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ 18
3.1 Организация исследования 18
3.2 Коррекционная работа по совершенствованию навыков чтения 21
3.3 Динамика сформированности навыка чтения у младших школьников 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28

Работа содержит 1 файл

Динамика формирования процесса чтения у младших школьников с трудностями в обучении..doc

— 196.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

ГЛАВА 1. РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ                                     5    

1.1 Чтение как ведущий общеучебный  навык                                                      5

1.2 Виды чтения                                                                                                       6

1.3 Психологические основы методики  обучения чтению                                  8

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА                                                         10

2.1. Обзор методов и принципов  обучения чтению                                           10

2.2 Трудности, возникающие в обучении чтению и пути их преодоления     14

ГЛАВА 3.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ             18

3.1 Организация исследования                                                                             18

3.2 Коррекционная работа по совершенствованию навыков чтения               21

3.3 Динамика сформированности навыка чтения у младших школьников     23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                            26

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                    28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

                                          «Чтение — это окошко, через которое

                                                       дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед  ребенком лишь тогда,

                   когда, наряду с чтением,

                                        одновременно с ним и даже раньше,

                           чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая  работа над словами».

В.А. Сухомлинский

       Чтение  – это главное умение человека  в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Научить читать детей трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее.

        Цель данной  курсовой работы – анализ   совершенствования навыка   чтения   младших   школьников, имеющих трудности в обучении. Объектом исследования является процесс обучения чтению младших школьников. Предмет исследования – особенности обучения чтению младших школьников, имеющих трудности в обучении.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы конкретные задачи:

  1. Раскрыть роль чтения в процессе обучения;
  2. Описать теоретические основы обучения чтению детей младшего школьного возраста;
  3. Проанализировать способы и приемы обучения чтению детей, имеющих трудности в обучении.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы работы, а также сформулирована цель и приведены задачи, решение которых запланировано в процессе написания работы.

В первой главе описывается роль чтения в процессе обучения.

Вторая глава посвящена теоретическим аспектам обучения чтению младших школьников.

В третьей главе на практике проанализированы различные  подходы к обучению чтению детей, имеющих трудности в обучении.

В заключении обобщены результаты исследования проведенного в курсовой работе, сделаны выводы и подведены итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Чтение как ведущий  общеучебный навык

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего  мира. Несмотря на появление новых  средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать.

Б.Д. Эльконин характеризовал чтение на первоначальном этапе как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго. [20, C.12-14]

Навык  чтения складывается в целом из   двух сторон:   смысловой –   понимания,   уразумения    содержания    и смысла   читаемого  и технической – подчинённой первой, обслуживающей её – способом,   правильностью   и   выразительностью   чтения.

Главенствующее,   ведущее   место  в  комплексе,   именуемом  «навык чтения»,   принадлежит  сознательности, пониманию того, что  прочитывается. Всё, что   относится  к  технической  стороне  чтения,   конечно,   весьма значимо,   но  оно  подчинено  всё  той   же   смысловой   стороне. [16, c.25-28]

Глубина осознанности зависит  от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и  уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.

Вот почему одно и тоже произведение может быть понято и  осознано по-разному не только ребёнком и взрослым, но и людьми одного и  того же возраста и уровня образованности.

        При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учёт двух планов содержания текста:

    • фактического, предметного плана;
    • смысла предметного плана.

Предметный план –  это описание обстановки, действующих  лиц, диалоги, рассуждения, мысли. Это  высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т.д.

Смысл предметного плана  – это то, о чём всё это  говорит читателю, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

Техническая сторона  чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.

Каждый из компонентов, образующий в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения. [4, c.45-47]

 

1.2 Виды чтения

Чтение – это удивительный процесс, позволяющий узнавать много  новой информации, культурно развиваться, перенимать опыт предыдущих поколений, наслаждаться прекрасным поэтическим слогом, погружаться в неповторимый художественный мир. Но разные книги люди читают по-разному.

Чтение выполняет две  основные функции познавательную и  эстетическую. Исходя из этих функций, можно выделить художественное и обучающее чтение. С методической точки зрения два данных вида чтения имеют ряд специфических черт. Если при обучении перед человеком стоит задача выполнить ряд конкретных действий (например, найти определенные выразительные средства), то в контексте художественного чтения он получает от манеры письма автора, не подвергая ее детальному разбору.

Помимо выделения художественного  и учебного видов чтения, внутри каждого из них существует более  подробная классификация. Если в  качестве критерия рассматривать язык произведения, то можно выделить чтение на родном и на иностранном языке. Основной целью первого будет получение новой информации, а первостепенной задачей второго будет изучение другого языка. [5, c.80-82]

Как правило, в начальной школе выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.

 Если требуется  максимально полное и точное  понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

 Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

 Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Одна разновидность  чтения в чистом виде применяется  очень редко. Чаще происходит синтез двух и более видов чтения. Например, если человеку необходимо за короткий промежуток времени ознакомиться с большим объемом материала, то он может объединить метод беглого и выборочного чтения. Быстро просматривая одну страницу за другой, читатель будет находить части текста, отвечающие запросам поиска. А уже в них он в процессе чтения будет выбирать необходимое.[13,c.120-124]

 

1.3 Психологические основы  методики обучения чтению

Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя.[1, c.87-90]

Минимальной единицей, которая подвергается осмыслению опытным чтецом, является синтагма, выражающая наряду с лексическим значением и смысловые отношения (в словосочетании «золотая голова» каждое слово имеет определенное значение, а подлинный смысл синтагмы — опенка качества ума и т.п.).

Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа: аналитический, синтетический  и автоматизированный. На первом этапе  зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. Поле зрения ученика в этот период еще очень ограниченно. Понимание значения прочитанного слова существенно отстает от его произношения, так как требуется время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести слово и только после этого «узнать» его.

Но уже на данном этапе, освоив послоговое чтение, ребенок предпринимает попытки догадаться о слове в целом, основываясь на первом слоге. Но поскольку смысловая догадка не работает на уровне слога, школьник, как правило, ошибается. Однако наличие желания угадать слово свидетельствует о стремлении ученика к сознательному чтению.

На этапе  синтетического чтения единицей становится слово. Время прочтения предложения заметно сокращается и приближается к моменту произнесения последней речевой единицы в структуре синтагмы или предложения. Продолжает развиваться и процесс прогнозирования. Основываясь на прочитанном слове, этот процесс становится более успешным, хотя возможность ошибок не исключается. Но, как правило, эти ошибки не приводят к нарушению общего смысла читаемого, так как дети получают возможность ориентироваться на ранее прочитанный контекст (после слова зажурчал ребенок произносит ручей, а надо ручеек: после прочитанных слов мальчик упал и громко ученик говорит заплакал вместо заревел).

Единица чтения автоматизированного этапа —  синтагма или предложение. Понимание начинает опережать процесс произнесения читаемого, поскольку определенный отрезок текста зрительно схвачен и осмыслен быстрее, чем произнесен. Вероятностное прогнозирование, которое на данном этапе осуществляется на уровне синтагмы или предложения, оказывается почти безошибочным. Учащиеся полностью овладевают навыком беглого чтения.[1, 154-160]

 

 

 

 

 

Информация о работе Динамика формирования процесса чтения у детей с трудностями в обучении