Дифференцированное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении особенности организации дифференцированного обучения в практике современной школы.
Задачи, которые определили содержание и структуру нашего исследования:
изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме организации дифференцированного обучения в школе;
выявить особенности дифференциального обучения в педагогической практике;
разработать практические рекомендации для педагогов по организации дифференциального обучения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации дифференцированного обучения детей в современной школе 5
1.1 Развитие идей дифференцированного обучения в истории отечественной педагогики 5
1.2 Концептуальные основы дифференцированного обучения 9
1.3 Особенности технологии дифференцированного обучения детей на уроке 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Практическая реализация системы дифференцированного обучения в современной школе 22
2.1 Особенности реализации дифференцированного обучения в начальной школе 22
2.2 Практические рекомендации по организации дифференцированного обучения в современной школе 28
Выводы по второй главе 31
Заключение 33
Библиографический список и источники 35
Приложение 1. 39
Приложение 2. 40

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

У- сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву "у".

Второй ученик:

У- улитка на дорожке

Смело выпустила рожки.

Уходите-ка с пути!

Не мешайте дом везти!

Это позволяет повышать учебную  мотивацию всех учащихся: умеющие  читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать ( не секрет, что, стремясь научить нечитающих детей, учителю не всегда удается уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании), а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному материалу.23

Наблюдения показывают, что не сразу  все учащиеся начинают проявлять  интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. Уместно в этом случае предлагать таким детям карточки, содержащие материал, легко интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а остальным - предложить составить вопросы по изучаемой теме.

При изучении нового материала создается  проблемная ситуация, в решении которой  принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Каждая группа получает задание, "работающее" на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив своё задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход даёт каждому ребёнку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для "слабых" учащихся. Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у 2-й, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли. Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у "средних" и "слабых", связанного с ощущением своей "неполноценности", "слабости" по сравнению с другими детьми.24

Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для  организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера. Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, законов и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приемы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления учитель должен ясно представлять:

  • закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание?
  • какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения?
  • какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь?
  • какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера?

Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному.

В соответствии с теорией личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, личностно-ориентированный  урок должен отвечать следующим требованиям: способствовать раскрытию содержания субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений.

Необходимо представить обобщенные рекомендации по организации дифференцированного  обучения на уроках.  
Выводы по второй главе

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Все способы дифференциации можно  условно разделить на содержательные (дифференциация по уровню творчества, трудности, по объему учебного материала), и на организационные (дифференциация по степени самостоятельности, по характеру и уровню помощи учащимся, по характеру учебных действий).

Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:

  • До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?
  • По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов, по всем вопросам темы поработайте с экспертами;
  • Чтобы привлечь к активной работе на зачёте « средних» и « слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность;
  • Попробуйте ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков « троечник», « двоечник», хотя на уроках-зачётах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждают компьютерные программы – эксперты

В соответствии с теорией личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, личностно-ориентированный урок должен отвечать следующим требованиям: способствовать раскрытию содержания субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений. – Содержание выводов не соответствует содержанию главы.

 

Заключение

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности  учащихся возможно тогда, когда учебный  процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:

  • Исследованы идеи развития теории и практики дифференциации процесса обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды ученых, различные планы по внедрению дифференциации в процесс обучения;
  • Изучены сущность, цели и формы дифференциации процесса обучения;
  • Определены психолого-педагогические основы и условия дифференциации процесса обучения учащихся начальной школы.

Рассмотрена работа по дифференциальной технологии на уроках обучения грамоте. Применение дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний. Дифференцированное обучение детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

Дифференцированный подход в обучении на уроках обучения грамоте помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем учащихся задачу развивающего обучения. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. 
Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Положительные стороны дифференцированного обучения:

  • сильным учащимся можно уделить время;
  • слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • повышается уровень – концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого ученика);
  • повышается уровень мотивации у сильных учеников.

Сильные и слабые учащиеся – это не корректные с точки  зрения педагогической науки термины. Есть понятия – «дети с высокими, средними и низкими учебными возможностями».

При работе с дифференцированными  заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.   Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.

В заключении необходимо представить выводы по всей работе.  
Библиографический список и источники

  1. Абасов З. Дифференцированное обучение. // Директор школы. 1999. - N8. – 145 с.
  2. Андриеш В.А.   Профессиональная подготовка на основе дифференцированного педагогического тестирования /В. А. Андриеш // Профессиональное образование . - 2008. - N 10. - С. 33-35.
  3. Апет Ю. В., (ассист.).   К вопросу об организации профильного обучения учащихся средней общеобразовательной школы / Ю. В. Апет // Сибирский педагогический журнал . - 2010. - N 8. - С. 270-276.
  4. Артеменко О. Н. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников / О. Н. Артеменко // Сибирский педагогический журнал . - 2009. - N 7. -С. 126-132.
  5. Батуева, С. В. Урок математики в 3 классе по теме "Решение составных задач" / С. В. Батуева // Учительский журнал . - 2009. - N 6. - С. 24-29.
  6. Бершадский, М. Е.   Консультации: индивидуализация, дифференциация, предпрофильное и профильное обучение / М. Е.Бершадский [и др. ] // Педагогические технологии. - 2009. - N 3. - С. 63-72.
  7. Боровских, Т. А.   Групповая технология на уроках развивающего дифференцированного обучения / Т. А. Боровских // Химия в школе . - 2010. - N 4. - С. 10-15.
  8. Бурова, А. В. (ассистент кафедры физики,   информатики и математики Курского государственного медицинского университета).  Домашняя работа учащихся по физике: какой она должна быть? / А. В. Бурова // Физика в школе . - 2010. - N 2. - С. 12-17.
  9. Возница, В. М. (декан филиала ЧОУ ВПО "Лицей N 2",   заместитель директора Городского информационно-   методического центра работников образования,   Почетный работник общего образования РФ). Работа с одаренными детьми по географии в системе дополнительного образования / В. М.Возница // Одаренный ребенок . - 2010. - N 5 (сентябрь-октябрь). - С. 52-56.
  10. Гонычева, С. Н.   Модели и формы профильного обучения в современной школе / С. Н. Гонычева // Вестник педагогических инноваций . - 2010. - N 2. - С. 168-177.
  11. Гусева Т. В. Дифференцированный подход к ознакомлению младших школьников с природой / Т. В. Гусева // Начальная школа плюс до и после . - 2007. - N 6. -С. 19-21.
  12. Каппушева, Х. Х.   Разноуровневое обучение в современном образовании / Х. Х. Каппушева // Среднеепрофессиональное образование . - 2010. - N 9. - С. 22-24.
  13. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., «Академия», 2002.
  14. Коренчук Т. М.   Дифференцированный подход в обучении: (из опыта работы) / Т. М. Коренчук // Открытая школа.- 2009. - N 1. - С. 50-52.
  15. Косарева, Н. И. (заместитель директора по учебной работе).   На пути формирования педагогической культуры XXI века / Н. И. Косарева // Аккредитация в образовании . - 2007. - N 13. Март. - С. 64-65.
  16. Кутлугильдина, Г. Ф.   Применение дифференцированного обучения на уроках / Г. Ф. Кутлугильдина // Специалист . -2008. - N 6. - С. 30.
  17. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников:  М.: Издательский центр «Академия», 2006.-320 с.
  18. Лубовский В.И.   Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения/ В. И. Лубовский // Специальная психология . - 2008. - N 4 (18). - С. 11-21
  19. Мышинская М. С.   Индивидуализация творческого развития студентов в процессе дизайн-образования / М. С.Мышинская, О. В. Каукина // Сибирский педагогический журнал . - 2009. - N 12. - С. 359-364.
  20. Ожегов С. И. и Шведова П. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: 2000 «ИТИ-Технологии», 2006. -944с.
  21. Онищук, Я. А. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе / Онищук Я. А., Зайкина В. Л. // Дополнительное образование и воспитание.- 2010. - N 7. - С. 9-13. -
  22. Перевозный, А. В. (кандидат педагогических наук).   Дифференциация школьного образования как процесс и результат / А. В. Перевозный // Инновации в образовании . - 2010. - N 8. - С. 82-94.
  23. Перевозный, А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный // Профильная школа . - 2007. - N 6. -С. 3-11. -
  24. Перевозный, А. В.   Дифференциация школьного образования за рубежом / А. В. Перевозный // Социология образования . - 2008. - N 8. - С. 96-97
  25. Петрова Л. Н. Дифференцированное обучение по особенностям восприятия / Л. Н. Петрова // Начальная школа плюс до и после . - 2007. - N 6. - С. 35-37.
  26. Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. — Мн., «Беларуская наука», 2002.
  27. Студенова, Т. Ю. Психолого-педагогические проблемы обучения детей решению задач в процессе текстового моделирования / Т. Ю. Студенова // Начальное образование . - 2010. - N 5. - С. 19-25
  28. Шелыгина, О. Б. (канд.пед.наук,  преподаватель).   Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии / О. Б. Шелыгина, М. В. Гора // Начальная школа . - 2010. - N 7. - С. 42-45. 
  29. Щипулина, Л. Природосообразная дифференциация обучения: условия реального выбора / Лидия Щипулина // Народное образование . - 2007. - N 4. - С. 168-174.
  30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. 1998.

Оформите источники  по ГОСТ-2003.

 

Приложение 1.

« Безударные гласные».

  • Первая группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.    
  • В…лна, в..сна, д..мишко,          
  •      л..сной. с..оновый, в..дичка.                                                                     Волнистый, волноваться, сосны, вода, сосенки, волны, вёсла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, водный.
  • Вторая группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

 

б-гун -                   Алгоритм.

х-дить-             1. Прочитай слово.

сл-ды-              2. Поставь ударение.

в-да -                3. Выдели корень.

б-да  -               4. Измени слово или подбери однокоренные, найди

в-лна  -                 проверочные слова.                       

  5. Напиши слово, вставь букву.                        

  6. Обозначь орфограмму.

  • Третья группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.      
  • прол-тать-
  •        д-ждливый-
  •        в-сенний-
  •        гр-зовой-
  •        тр-винка-

 

Приложение 2.

Диагностика знаний и умений учащихся в период обучения грамоте.

Формирование начальных представлений о слове

 

* Задания для первоклассников  составлены в соответствии с  основными разделами букваря  (авт. В.В. Репкин и др.) – Какое отношение материалы Приложений имеют к теме Вашей работы?

1 Коренчук Т. М.   Дифференцированный подход в обучении: (из опыта работы) / Т. М. Коренчук // Открытая школа.- 2009. - N 1. - С. 50-52. – Ссылки делаются в [1]. В скобках указывается номер источника в Вашем списке литературы.

2 Гонычева, С. Н.   Модели и формы профильного обучения в современной школе / С. Н. Гонычева // Вестник педагогических инноваций . - 2010. - N 2. - С. 168-177.

3 Андриеш В.А.   Профессиональная подготовка на основе дифференцированного педагогического тестирования /В. А. Андриеш // Профессиональное образование . - 2008. - N 10. - С. 33-35.

4 Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. — Мн., «Беларуская наука», 2002.

5 Абасов З. Дифференцированное обучение. // Директор школы. 1999. - N8. – 145 с.

6 Гонычева, С. Н.   Модели и формы профильного обучения в современной школе / С. Н. Гонычева // Вестник педагогических инноваций . - 2010. - N 2. - С. 168-177.

Информация о работе Дифференцированное обучение