Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении особенности организации дифференцированного обучения в практике современной школы.
Задачи, которые определили содержание и структуру нашего исследования:
изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме организации дифференцированного обучения в школе;
выявить особенности дифференциального обучения в педагогической практике;
разработать практические рекомендации для педагогов по организации дифференциального обучения.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации дифференцированного обучения детей в современной школе 5
1.1 Развитие идей дифференцированного обучения в истории отечественной педагогики 5
1.2 Концептуальные основы дифференцированного обучения 9
1.3 Особенности технологии дифференцированного обучения детей на уроке 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Практическая реализация системы дифференцированного обучения в современной школе 22
2.1 Особенности реализации дифференцированного обучения в начальной школе 22
2.2 Практические рекомендации по организации дифференцированного обучения в современной школе 28
Выводы по второй главе 31
Заключение 33
Библиографический список и источники 35
Приложение 1. 39
Приложение 2. 40
У- сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву "у".
Второй ученик:
У- улитка на дорожке
Смело выпустила рожки.
Уходите-ка с пути!
Не мешайте дом везти!
Это позволяет повышать учебную мотивацию всех учащихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать ( не секрет, что, стремясь научить нечитающих детей, учителю не всегда удается уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании), а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному материалу.23
Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. Уместно в этом случае предлагать таким детям карточки, содержащие материал, легко интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а остальным - предложить составить вопросы по изучаемой теме.
При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Каждая группа получает задание, "работающее" на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив своё задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход даёт каждому ребёнку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для "слабых" учащихся. Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у 2-й, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли. Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у "средних" и "слабых", связанного с ощущением своей "неполноценности", "слабости" по сравнению с другими детьми.24
Этап закрепления изученного дает
самые широкие возможности для
организации дифференцированной работы.
Процесс закрепления
Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному.
В соответствии с теорией личностно-
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Все способы дифференциации можно условно разделить на содержательные (дифференциация по уровню творчества, трудности, по объему учебного материала), и на организационные (дифференциация по степени самостоятельности, по характеру и уровню помощи учащимся, по характеру учебных действий).
Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:
В соответствии с теорией личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, личностно-ориентированный урок должен отвечать следующим требованиям: способствовать раскрытию содержания субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений. – Содержание выводов не соответствует содержанию главы.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:
Рассмотрена работа по дифференциальной технологии на уроках обучения грамоте. Применение дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний. Дифференцированное обучение детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.
Дифференцированный подход в обучении
на уроках обучения грамоте помогает
формировать учебную деятельность детей.
Овладев этой деятельностью, учащиеся
сами начинают её совершенствовать, что
приводит к развитию их интеллектуальных
способностей. Дифференцированный подход
в обучении, таким образом, ставит перед
учителем учащихся задачу развивающего
обучения. Необходимо создать такие условия,
чтобы каждый ученик мог полностью реализовать
себя, свои индивидуальные особенности,
стал подлинным субъектом учения, желающим
и умеющим учиться.
Для этого учебный процесс необходимо
строить на основе принципа индивидуального
подхода. Положительные стороны дифференцированного
обучения:
Сильные и слабые учащиеся – это не корректные с точки зрения педагогической науки термины. Есть понятия – «дети с высокими, средними и низкими учебными возможностями».
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Оформите источники по ГОСТ-2003.
« Безударные гласные».
б-гун - Алгоритм.
х-дить- 1. Прочитай слово.
сл-ды- 2. Поставь ударение.
в-да - 3. Выдели корень.
б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
в-лна - проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
Диагностика знаний и умений учащихся в период обучения грамоте.
Формирование начальных представлений о слове
* Задания для первоклассников составлены в соответствии с основными разделами букваря (авт. В.В. Репкин и др.) – Какое отношение материалы Приложений имеют к теме Вашей работы?
1 Коренчук Т. М. Дифференцированный подход в обучении: (из опыта работы) / Т. М. Коренчук // Открытая школа.- 2009. - N 1. - С. 50-52. – Ссылки делаются в [1]. В скобках указывается номер источника в Вашем списке литературы.
2 Гонычева, С. Н. Модели и формы профильного обучения в современной школе / С. Н. Гонычева // Вестник педагогических инноваций . - 2010. - N 2. - С. 168-177.
3 Андриеш В.А. Профессиональная подготовка на основе дифференцированного педагогического тестирования /В. А. Андриеш // Профессиональное образование . - 2008. - N 10. - С. 33-35.
4 Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. — Мн., «Беларуская наука», 2002.
5 Абасов З. Дифференцированное обучение. // Директор школы. 1999. - N8. – 145 с.
6 Гонычева, С. Н. Модели и формы профильного обучения в современной школе / С. Н. Гонычева // Вестник педагогических инноваций . - 2010. - N 2. - С. 168-177.