Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении особенности организации дифференцированного обучения в практике современной школы.
Задачи, которые определили содержание и структуру нашего исследования:
изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме организации дифференцированного обучения в школе;
выявить особенности дифференциального обучения в педагогической практике;
разработать практические рекомендации для педагогов по организации дифференциального обучения.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации дифференцированного обучения детей в современной школе 5
1.1 Развитие идей дифференцированного обучения в истории отечественной педагогики 5
1.2 Концептуальные основы дифференцированного обучения 9
1.3 Особенности технологии дифференцированного обучения детей на уроке 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Практическая реализация системы дифференцированного обучения в современной школе 22
2.1 Особенности реализации дифференцированного обучения в начальной школе 22
2.2 Практические рекомендации по организации дифференцированного обучения в современной школе 28
Выводы по второй главе 31
Заключение 33
Библиографический список и источники 35
Приложение 1. 39
Приложение 2. 40
Основные направления дифференциации обучения - содержание обучения и уровень требований, предъявляемый к подготовке учащихся.
Целевые ориентации: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Выделяют внутреннюю и внешнюю виды дифференциации.
И. Э. Унт, говоря
о внешней дифференциации, отмечает,
что последняя затрагивает саму
структуру обучения и предполагает
учет особенностей учащихся посредством
их объединения в отдельные
Под внутренней дифференциацией (дифференциацией на микроуровне) многие ученые понимают использование на занятиях с детьми одного класса различных методов и средств, обеспечивающих максимальное развитие способностей, склонностей, удовлетворение познавательных потребностей и интересов каждого ученика.
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:
Уровневая дифференциация - это такая организация обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности.
Профильное обучение может строиться либо на основе лишь профильной дифференциации или на основе сочетания профильной и уровневой дифференциации; при этом оно должно реализоваться на старшей ступени школы, а с точки зрения организации - должно основываться на внешней дифференциации (организация профильных классов и школ).
Проведенный анализ психолого-педагогических и дидактических основ профильной дифференциации показывает, что:
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.16
Все способы дифференциации можно условно разделить на содержательные (дифференциация по уровню творчества, трудности, по объему учебного материала), и на организационные(дифференциация по степени самостоятельности, по характеру и уровню помощи учащимся, по характеру учебных действий). Рассмотрим каждый из названных способов.
Дифференциация учебных
Возможны следующие варианты организации дифференцированной работы:
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
Репродуктивное задание |
Задание с элементами творчества |
Творческое задание |
Задания взаимосвязаны между собой, например задание для 3-й группы может содержать репродуктивную часть, предложенную для выполнения в 1-й группе.
1-я и 2-я группы |
3-я группа |
Задание с элементами творчества(или на применение знаний в измененной ситуации) |
Творческое задание (или на применение знаний в новой ситуации) |
Продуктивные задания
Дифференциация по уровню творчества может широко использоваться при работе по развивающим учебникам.
Дифференциация учебных
Дифференциация по объему
учебного материала
Дифференциация по степени самостоятельности учащихся проявляется на организационном уровне, т.е. не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учеников. Все выполняют одинаковые упражнения, но одни под руководством учителя, другие – самостоятельно.
Дифференциация работы по характеру учебных действий может быть построена с учетом используемых средств обучения. Охарактеризуем каждый вид действия:18
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов; 6) помощь в виде «подсказок» I (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.). Могут использоваться различные виды помощи:19
Обычно в работе учителя сочетаются
различные способы
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
Основное задание + помощь |
Основное задание |
Творческое задание или более трудное по сравнению с основным |
Дифференциация учебной работы
позволяет применять личностно-
Рассмотрим типы уроков при дифференцированном обучении.20
«Блиц-турниры» - это уроки, где нужно решить определённое количество заданий за отведённый норматив времени (3-5 заданий за 1-2 минуты). Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задания трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества выполненных заданий, например 3 сложных и 6 простых заданий – выбор за ним.
Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся.
Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь упражнения с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другое задание или воспользоваться помощью консультанта. Из нестандартных жанров уроков часто используют уроки-игры:
Наиболее удобное средство работы – это карточки. (Приложение 1)
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся. Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики. Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, памятками, советами консультантов. Проводить зачёт можно начинать со 2 класса, причём в каждый из уроков-зачётов добавлять элемент новизны. Проводя зачёт впервые, всю подготовку к зачёту берёт на себя учитель:21
Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:
Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками. (Приложение 2)
Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1-м классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35-минутного урока не пропала даром, чтобы "не потерять" ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. На этапе подготовки к восприятию нового материала включали дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний и на формирование мотивации познавательного процесса.22
Например, в 1 классе на уроке обучения грамоте при знакомстве с буквой "у" ученик, владеющий навыком плавного слогового чтения, читает по карточке: