Дифференцированное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении особенности организации дифференцированного обучения в практике современной школы.
Задачи, которые определили содержание и структуру нашего исследования:
изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме организации дифференцированного обучения в школе;
выявить особенности дифференциального обучения в педагогической практике;
разработать практические рекомендации для педагогов по организации дифференциального обучения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации дифференцированного обучения детей в современной школе 5
1.1 Развитие идей дифференцированного обучения в истории отечественной педагогики 5
1.2 Концептуальные основы дифференцированного обучения 9
1.3 Особенности технологии дифференцированного обучения детей на уроке 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Практическая реализация системы дифференцированного обучения в современной школе 22
2.1 Особенности реализации дифференцированного обучения в начальной школе 22
2.2 Практические рекомендации по организации дифференцированного обучения в современной школе 28
Выводы по второй главе 31
Заключение 33
Библиографический список и источники 35
Приложение 1. 39
Приложение 2. 40

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Наличие сильных учеников как группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможности их развития.

Если учитель серьёзно подготовится к уроку и будет на нём умелым дирижером, то равнодушные лица исчезнут, комплекс неполноценности не будет  развиваться, учащиеся получат возможность  расти, осознанно поднимаясь с первой ступеньки на вторую, со второй на третью. А это уже воплощение идеи гуманизации школы: каждый ребёнок будет нужен учителю, каждый уважаем за труд, да и себя дети станут больше уважать и реально, объективно оценивать свои достижения.

Сделайте в тексте описание и анализ информации, представленной на схеме. Вы не раскрыли принципы дифференцированного обучения.

Сделайте общий вывод по параграфу.

Названия параграфов можно выделить жирным шрифтом.  
1.3. Особенности технологии дифференцированного обучения детей на уроке

Дифференциация обучения является одним из ключевых направлений модернизации школы. Это определяется той ролью, которой играет дифференциация в  реализации многообразия образовательных  систем, развития индивидуализации обучения, нормализации их учебной нагрузки, осуществлении преемственности в обучении и т.д. Дифференциация содержания образования и образовательного процесса становится "… определяющим фактором ее демократизации и гуманизации, средством установления оптимальных соотношений между потребностями общества в образовательном потенциале его членов и личностной ориентацией каждого отдельного человека".10

В настоящее время у нас в  России идет становление новой системы  образования, ориентированного на вхождение  в мировое образовательное пространство. Все чаще говорится о европейском стандарте образования, готовятся документы, обсуждаются проблемы единого мирового образовательного пространства.

Государственный образовательный стандарт создает  условия для осуществления прав всех граждан на вариативное образование, для поддержания качества общего образования в Российской Федерации не ниже международного уровня путем постоянного соотнесения с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в международных рейтингах.

Возникают новые технологии школьного образования, среди этих технологий - дифференциация обучения, которая предполагает формирование положительной мотивации у школьников.

Выделяют внутреннюю и внешнюю  виды дифференциации.

И. Э. Унт, говоря о внешней дифференциации, отмечает, что последняя затрагивает саму структуру обучения и предполагает учет особенностей учащихся посредством их объединения в отдельные группы. Внешняя дифференциация, по ее мнению, может быть реализована в различных формах:11

  • перераспределение обычных классов в соответствии с уровнем успеваемости учащихся и характером требований к обучению;
  • организация специальных классов и школ для обучения детей, имеющих глубокий интерес и способности к определенной области знаний;
  • организация групп, для которых учебный план приспособлен к интересам и потребностям учащихся;
  • обучение по выбору (обязательному или добровольному), при котором возможно углубленное изучение обязательных предметов, изучение дополнительных предметов, факультативное изучение предметов.

И.Э. Унт и Р. Винклер выделяют две ее основные формы - по интересам  и по способностям. Н.М. Шахмаев, И.М. Осмоловская, И.Э. Унт и др. в рамках дифференциации по способностям различают  дифференциацию по общим и частным (специальным) способностям.

Под внутренней дифференциацией (дифференциацией на микроуровне) многие ученые понимают использование на занятиях с детьми одного класса различных методов и средств, обеспечивающих максимальное развитие способностей, склонностей, удовлетворение познавательных потребностей и интересов каждого ученика. Рассматривая внутреннюю дифференциацию, принято учитывать, что при этом происходит "учет индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах". Если же учебный процесс строится с учетом особенностей каждого учащегося (а не групп), то следует говорить об индивидуализации - предельном варианте дифференциации. Распределение учащихся по учебным группам может происходить на основе различных признаков: по общим способностям, по индивидуальным психофизиологическим особенностям, по интересам или проектируемой профессии.

В психолого-педагогических источниках представлены различные формы внутренней дифференциации: дифференцированные задания, дозирование помощи учителя ученикам, групповая работа с учащимися по модели полного усвоения знаний (И.Д. Бутузов, Г.Д. Глейзер, А.А. Кирсанов, Х.Й. Лийметс, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.).

Таким образом, разделяя дифференциацию на внешнюю и внутреннюю, рассматривают  прежде всего организационный аспект обучения - предполагающий или нет объединение учащихся в отдельные классы, организацию специальных школ.

С психолого-педагогических позиций  цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных  условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого школьника.

Цели индивидуализации:12

  • учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения;
  • воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности. Важнейшим средством для достижения второй цели является предоставление учащимся возможности выбора.

В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения (А.В.Баранников, А.А.Кузнецов, О.Б.Логинова, А.А.Пинский, М.В.Рыжаков и др.), построения "индивидуального образовательного маршрута" (А.Г.Каспаржак, К.Н.Поливанава, Е.Л.Рачевский, А.В.Хуторской, И.Д.Фрумин и др.).

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:13

  • уровневую;
  • профильную.

Уровневая дифференциация - это такая  организация обучения, при которой  школьники имеют возможность  и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности. Частным случаем уровневой дифференциации является углубленное изучение отдельных предметов. Указанный вид дифференциации осуществляется при разделении учебного коллектива на группы на основе разных показателей: имеющегося уровня знаний, умений и навыков (уровень успеваемости); уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей; эмоциональных и волевых качеств (в том числе - отношения к учению).

Таким образом, многие специалисты  фактически отождествляют уровневую дифференциацию с дифференциацией внутренней (внутриклассной), предполагающей учет индивидуальных особенностей учащихся посредством эффективного сочетания различных методов, организационных форм и средств обучения. Однако заметим, что в последнее время уровневую дифференциацию рассматривают в более широком смысле, связывая ее с реализацией учебных программ различного уровня. Появились и разноуровневые требования обязательного минимума содержания обучения - уровень "А" и уровень "В", обсуждаются вопросы выделения трех уровней: уровень "А" - общеобразовательный; уровень "В" - повышенный, "С" - углубленный.

Все сказанное выше позволяет определить соотношение профильного, уровневого и углубленного обучения в средней  общеобразовательной школе.

Профильное обучение может строиться  либо на основе лишь профильной дифференциации или на основе сочетания профильной и уровневой дифференциации; при  этом оно должно реализоваться на старшей ступени школы, а с  точки зрения организации - должно основываться на внешней дифференциации (организация профильных классов и школ).

Углубленное обучение строится на основе уровневой дифференциации, понимаемой в широком смысле, может реализовываться  на различных ступенях общего среднего образования, а сточки зрения организации может реализовываться как на основе внешней, так и внутренней дифференциации.

Профильная дифференциация связана  с целенаправленной специализацией содержания образования на основе интересов, склонностей школьников, их жизненных  планов и намерений.

Важнейшим направлением профильной дифференциации содержания образования являются предметы изучения научных дисциплин, основы которых представлены в школьном образовании, иначе говоря, "предметный" подход к дифференциации.

Профильная дифференциация содержания образования по предметным областям в настоящее время уже получила достаточно широкое распространение в практике школы разных регионов страны.

Вместе с тем, предлагаются и  другие подходы к профильной дифференциации содержания образования, в частности, проектируемая профессия. В этом случае осуществляется объединение обучаемых по интересу, склонности к тому или иному виду деятельности.

Однако дифференциация не получает в современной педагогике однозначной  оценки; в ней имеются наряду с  положительными и некоторые отрицательные аспекты. (таблица 1)14

Таблица 1

Уровневая дифференциация

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключаются неоправданные  и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.

Деление детей по уровню развития негуманно.

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять  внимание сильному.

Высвечивается социально-экономическое  неравенство.

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость  в снижении общего уровня преподавания.

Слабые лишаются возможности  тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Появляется возможность  более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися  к общественным нормам.

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.

Реализуется желание  сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Несовершенство диагностики  приводит порой к тому, что в  разряд слабых переводятся неординарные дети.

Повышается уровень  Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Понижается уровень  Я-концепции: в элитарных группах  возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.

Повышается уровень  мотивации учения в сильных группах.

Понижается уровень  мотивации учения в слабых группах.

В группе, где собраны  одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Перекомплектование разрушает классные коллективы.


Что необходимо для проведения успешной работы:15

  • Разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.
  • Постоянное внимание к систематическому анализу и оценке способов проработки учеником программного материала. Создание условий для самостоятельного выбора способов работы, типов заданий, вида и форм учебного материала.
  • Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, тренинг, личностно значимые для каждого ученика "тематические поля", решение субъектно значимых для него задач).
  • Специальная подготовка учителя, включающая помимо знания своего предмета, и умение гибко (с учетом развития каждого ученика) выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного, программированного обучения.
  • Особые требования к личности педагога. От него требуется доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого.

Все это позволит выявить "познавательный профиль" ученика, и по мере его  стабилизации с возрастом определить и индивидуальный стиль, характеризующий  личность.

Осуществление дифференциации требует особой культуры школы, подготовки учителей, сравнительно малой (20-25 человек, не более) наполняемости классов. Необходима постоянная содержательная связь с родителями, продуманная организация труда и отдыха педагогов и учащихся. Должна быть создана особая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, выработан стиль общения и отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Как осуществлять дифференцированное обучение на уроке? Какие виды дифференцированных заданий могут даваться детям? Как дифференцировать детей по уровню учебных возможностей? (См. работы И.М. Чередова). Сделайте вывод по параграфу.  
Выводы по первой главе

Дифференцированное обучение - это  не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Отсюда следует:

  • дифференцированное обучение и не цель, а средство развития индивидуальности;
  • проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
  • только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.

Информация о работе Дифференцированное обучение