Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:05, курсовая работа
Необходимым компонентом правильно построенного занятия по производственному обучению является дидактическое обеспечение. Они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются мастер и учащиеся дня более эффективной реализации задач образования. Использование дидактических средств, при обучении по специальности, — непременное условие учебно-воспитательного процесса. Ученые-педагоги считают дидактические средства необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения. Они подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательного процесса, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности.
Введение…………………………………………………………………........1
1.1. Функции дидактичексих средств…………………………......2
1.2. Классификация дидактических средств……………………...3
2.Разработка урока производственного обучения
2.1. Характеристика темы…………………………………………..6
2.2. Учебно-воспитательные задачи темы……………………........7
2.3. Распределение материала на подтемы и уроки….....................8
2.4. Подбор учебно-производственных работ…………………......9
Перечень учебно-производственных работ…………......................9
2.5. Материально-техническая подготовка к изучению темы.......10
Материально-техническая база…………………………………….11
2.6. Разработка планирующей документации…………………….12
Перспективно-тематический план………………………………....12
2.7. Разработка учебно-технической документации……………...14
План учебно-производственной деятельности в мастерской……14
Инструкционная карта……………………………………………...16
Критерии оценки на выполненную работу……………………......20
2.8. Подготовка мастера к занятиям……………………………….21
2.9. Методика проведения занятий………………………………...23
План урока производственного обучения………………………....25
2.10. Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы..27
Список используемой литературы…………………………………28
С помощью инструкционных карт учащиеся многое понимают и без объяснений наставника. Инструкционная карта должна иметь дополнительную графу — указания по самоконтролю, — которая позволяет учащемуся самостоятельно проконтролировать правильность своих действий. Работа по инструкционной карте приучает учащихся самостоятельно выполнять работы в определенной последовательности с применением необходимых инструментов, приспособлений, оборудования.
Письменных
инструкций и самостоятельное выполнение
учащимися операций и переходов
между ним не освобождает мастера
полностью от контроля за действиями обучаемых.
Такая методика организации и проведения
занятий позволяет внимательно отслеживать
действия учащихся по выполнению наиболее
сложных приемов, связанных с обработкой,
измерением и контролем качества изделий.
Инструкционно-технологическая карта
помогает соблюдать определенные режимы
работы и другие требования в соответствии
со спецификой профессии.
Инструкционная карта: Пользование разметочным инструментом.
Упражнения | Оснащение |
1.
Нанесение рисок измирительной линейкой
и чертилкой
2. Кернение
3. Пользование рейсмусом
4. Пользование разметочным
циркулем
|
1. Линейки, кернеры,
рейсмусы, циркули, молотки, деревянные
бруски, плита разметочная, шаблон для
проверки угла заточки кернера. Порядок выполнения, инструктивные показания и пояснения 1.1. Приложить линейку к заготовке Линейку прижимать к заготовке плотно тремя пальцами руки так , чтобы между ними и заготовкой не было просвета 1.2. Взять чертилку и провести риску Чертилку взять в правую руку, как карандаш, и, не прерывая движения, провести риску необходимой длины. При проведении риски чертилку плотно прижимать к линейке, отклоняя от нее на небольшой угол. Запрещается проводить риску несколько раз по одному месту, так как это приводит к раздваиванию риски. 2.2. Взять кернер в левую руку тремя пальцами: пользоваться большим, указательным и безымянным. 2.3.Острие кернера установить точно на риске, слегка наклоняя его «от себя». 2.4.Расположить кернер перпендикулярно к размечаемой плоскости и нанести по головке его не сильный удар разметочным молотком. 2.5.В такой же последовательности делать следующие керновые углубления. При
накернивании длинных
рисок (150 мм) и более)
расстояние между
углублениями должно
быть 25-30 мм) Линии малых окружностей (ф до 15мм) накерниватьв в четырех взаимно перпендикулярных точках. Линии больших окружностей(ф более 15мм) накернивать равномерно в 6-8 местах. Дуги в сопряжениях накернивать с меньшими промежутками между углублениями, чем на прямолинейных рисках: Точки сопряжения и пересечения рисок накернить обязательно. 3.1. Установить иглу на требуемый размер. 3.2.Установить рейсмус на разметочную плиту, штангу рейсмуса расположить вертикально, а чертилку горизонтально 3.3.Поднять чертилку по стойке и, пользуясь вертикальной линейкой, установить острие ее предварительно на требуемый размер, после чего закрепить на стойке зажимным винтом. 3.4.Вращая установочный винт на основании рейсмуса, точно установить острие чертилки на требуемый размер. 3.5.Провести на детали риску рейсмасом плавным непрерывным движением. Чертилку рейсмуса наклонять в сторону движения на 60-700 по отношению к размечаемой плоскости, выдерживая при этом постоянный наклон. 4.1. Установить ножки циркуля на размер, взять разметочный циркуль в левую руку и слегка отпустить зажимной винт. 4.2. Установить одну ножку циркуля острием на десятое деление линейки, а вторую на деление, превышающее заданное на 10мм. 4.3.Закрепить зажимной винт, держа циркуль за ту ножку, в которую ввернут зажимной винт . 4.4. Проверить установленный размер по линейке. 4.5. Нанести на заготовке две взаимно-перпендикулярные риски (оси). 4.6. Накернить точку пересечения осей . 4.7. Установить ножки циркуля на размер радиуса дуги . 4.8. Установить острие одной (неподвижной) ножки в сделанное керновое Углубление и слегка прижимая обе ножки к поверхности детали, другой (подвижной) ножкой прочертить на детали дугу заданной длины.
При проведении
дуги циркуль
слегка наклонять
в сторону движения. |
При завершении
работы учащимися мастер производственного
обучения выставляет им оценки за проделанную
работу, при учете скорости и качестве
проделанной работы. Оценки выставляются
по пятибалльной системе.
Критерии
оценки на выполненную
работу.
5 (отлично) | 4 (хорошо) | 3 (удовл.) | 2 (неудовл.) |
Задание выполнено в срок или ранее установленного срока без отклонений от технических условий. Правильно организовано рабочее место, соблюдены правила техники безопасности. Разметка выполнена точно и по инструкции. В работе отсутствуют неровности и неточности. Правильная техника пользования инструментами. | Задание выполнено в срок, без отклонений технических условий. Рабочее место организовано правильно, соблюдены правила техники безопасности. Качество работы имеет небольшие замечания. Небольшие отклонения по разметке или технике её выполнения. | Задание выполнено
в срок с незначительным нарушением
технологической последовательности.
Рабочее место организовано правильно,
соблюдены правила техники безопасности.
Был простой в работе по вине учащегося.
Замечания по качеству работы: заметные отклонения в точности разметки, неправильная техника пользования разметочными инструментами. |
Не выполнения
задания затрачено времени |
2.8.
Подготовка мастера
к занятиям.
В процессе подготовки к урокам мастер производственного обучения ориентируется на достижение поставленных учебно-воспитательных целей с помощью организационных форм, методов и методических приемов обучения на основе современной дидактики. Специфика производственного обучения требует включения в учебный процесс производственной базы, использования строительных объектов и материально-технического оснащения уроков на уровне научно-технического прогресса в строительстве.
Начиная подготовку к каждому уроку, мастер производственного обучения должен ясно представлять, какое место данный урок занимает в системе формирования профессиональных умений и навыков по теме. Эффективность урока во многом определяется качеством методической подготовки мастера. Подготовка к учебному году или теме программы называется перспективной, к данному учебному занятию — текущей. В каждый вид подготовки входят планирование, подготовка материально-технической базы и индивидуальная подготовка мастера производственного обучения.
Во время перспективной подготовки мастер изучает учебную документацию (квалификационную характеристику, учебный план и программы производственного обучения и специальных предметов); уточняет цели и задачи уроков, устанавливает связи между формируемыми умениями и навыками и ранее изученными, а также межпредметные связи; определяет основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении данной темы, а также профессиональные качества, которые следует развивать у учащихся. Изучает перспективы развития и совершенствования технологии отделочных работ, организацию труда, количественные и качественные показатели эффективности труда, показатели снижения себестоимости отделочных работ, знакомится с новыми учебниками, учебными и методическими пособиями.
Подготавливает материально-техническую базу уроков, обеспечивает группу учебной и справочной литературой. Изучает условия базового предприятия (технологию, оборудование, организацию труда), знакомится
инструкционной документацией.
При подготовке
к отдельным темам мастер отбирает
и дидактически обрабатывает актуальный
материал из учебной и научно-технической
литературы, определяет основные практические
знания, умения и навыки, которые следует
сформировать при изучении темы, планирует
роки по теме (цели уроков в соответствии
с требуемым уровнем учебно-познавательной
и производственной деятельности учащихся,
намечает организационные формы, средства
наглядности, материально-техническое
оснащение); составляет графики перемещения
подгрупп по рабочим местам; определяет
виды и объемы самостоятельной работы
учащихся (тренировочные и проблемные
упражнения и т.д.); отбирает показатели,
характеризующие дефективность формирования
профессиональных умений и навыков; составляет
домашние задания.
2.9.
Методика проведения
занятий.
Профессиональная компетентность преподавателя (мастера производственного обучения) заключается не только в совершенном владении своим предметом. Огромную роль в учебном процессе играет умение педагога четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятии, найти оптимальные пути общения с учащимися и организации их деятельности.
Под методом обучения мы будем понимать систематически применяемый способ работы педагога с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.
Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) метод. Традиционно урок по такому методу всегда сводился к объяснению учебного материала мастером и восприятию этого материала учащимися в виде репродуктивной деятельности. Репродуктивный метод тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
Проблемный метод ориентирован в основном на организацию поисковой деятельности учащихся. Такое обучение заключается в проблемном изложении учебного материала, в создании поисковых ситуаций, благодаря чему учащимися приобретаются навыки самостоятельности, логического мышления, анализа, усваиваются приемы решения творческих технических задач.
Частично-поисковый, или эвристический, метод сочетает эвристическую беседу со значительной долей самостоятельной работы учащихся, предоставляет обучаемым возможность принять участие в работе на отдельных этапах исследования. При этом они отрабатывают навыки использования приемов интеллектуальной деятельности для самостоятельного решения проблем на определенных моментах производственно-технического процесса.
Исследовательский метод применяется, как правило, в том случае, когда обучающиеся уже научены приемам интеллектуальной деятельности, знакомы с содержанием теоретического материала и сталкивались с проблемой на производственном обучении. Учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по конкретной проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
В профессиональном обучении методы могут быть конкретизированы по трем технологическим группам: словесные, наглядные и практические.
Словесные
методы широко используются, поэтому
надо отчетливо различать особенности
каждого из них и методики их применения.
Прежде всего, следует отметить богатство
содержания, которое можно передать живой
речью. Преподаватель (мастер), рассказывая
учащимся о достаточно сложных технических
понятиях, может использовать весьма доступные,
яркие образы и аналогии.
План
урока производственного
обучения на 2 декабря
2009 года
Мастер: Шибанов Артём Юрьевич
Профессия: Газоэлектросварщик
Тема программы: Подготовка металла к сварке
Тема урока: Разметка
Цель
урока: Научить учащихся пользоваться
разметочными инструментами
Методы
проведения урока: Объяснения,
беседа, личный показ приёмов упражнения
в выполнении приёмов и операции разметки
Учебно-производственные работы:
1.Лист (50*100) под
урну-20 шт.
Материально-техническая база:
1. материал (лист)
2. Чертилки, кернеры, угольники, линейки, шаблоны
3. Разметочный
молоток
Ход
урока
1. Организационная часть(2-5 мин)
а) приём рапорта дежурного
б) отметка отсутствующих в журнале
в) осмотр внешнего
вида учащихся на соответствие его
эстетике труда и технике безопасности
2. Вводный инструктаж (30-35 мин.)
1) сообщение темы и цели урока
2) воспроизведение знаний учащихся по теме урока
а) назначение разметки и что для этого применяется.
3) изложение нового материала и личный показ приёмов:
а) нанесение параллельных рисок и разметка прямоугольных фигур циркулем
б) показать процесс
г) разметка по шаблону
Информация о работе Дидактическое обеспечение мастера профессионального обучения