Дидактическое обеспечение мастера профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Необходимым компонентом правильно построенного занятия по производственному обучению является дидактическое обеспечение. Они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются мастер и учащиеся дня более эффективной реализации задач образования. Использование дидактических средств, при обучении по специальности, — непременное условие учебно-воспитательного процесса. Ученые-педагоги считают дидактические средства необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения. Они подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательного процесса, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………........1
1.1. Функции дидактичексих средств…………………………......2
1.2. Классификация дидактических средств……………………...3
2.Разработка урока производственного обучения
2.1. Характеристика темы…………………………………………..6
2.2. Учебно-воспитательные задачи темы……………………........7
2.3. Распределение материала на подтемы и уроки….....................8
2.4. Подбор учебно-производственных работ…………………......9
Перечень учебно-производственных работ…………......................9
2.5. Материально-техническая подготовка к изучению темы.......10
Материально-техническая база…………………………………….11
2.6. Разработка планирующей документации…………………….12
Перспективно-тематический план………………………………....12
2.7. Разработка учебно-технической документации……………...14
План учебно-производственной деятельности в мастерской……14
Инструкционная карта……………………………………………...16
Критерии оценки на выполненную работу……………………......20
2.8. Подготовка мастера к занятиям……………………………….21
2.9. Методика проведения занятий………………………………...23
План урока производственного обучения………………………....25
2.10. Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы..27
Список используемой литературы…………………………………28

Работа содержит 1 файл

курсач Дидактическое обеспечение.doc

— 776.00 Кб (Скачать)

- Каждая  тема урока имеет определённость  и законченность содержания учебного  материала

- Цель  урока поставлена с чёткостью  и направленностью

- Учащиеся  на уроках загружены равномерно  на протяжении всего занятия

- Урок  поставлен с логической последовательностью и взаимосвязью с предыдущим и последующим. 

п/п

Тема урока Учебные цели урока. Воспитательные  цели урока.
1 Правка и  гибка металлов. Обучить приёмам  правки и гибки различного вида металла. Воспитывать в  учащихся аккуратность.
2 Разметка. Научить пользоваться обычным разметочным инструментом и выполнять разметку фигур. Добиваться  от учащихся точности  и концентрации.
3 Рубка пластин. Выработать  точность удара и правильность установки  зубила или крейцмейселя. Продолжить  формирование точности и аккуратности.
4 Резка пластин  и труб ножовкой. Выработать  навыки обращения с ножовками  и труборезами. Добиваться  от учащихся повышенной концентрации и усердия.
5 Опиливание. Выработать  правильное рабочее положение при  опиливании и обучить правильным приёмам работы при опиливании металла. Продолжить  формирование в учащихся усердия  и трудолюбия.

2.4. Подбор учебно  – производственных  работ

  

     Учебно-производственные работы – это работы, на которых учащиеся формируют определённые умения и навыки по рабочей профессии. Мастер должен запланировать, на каких изделиях будут формироваться профессиональные знания, навыки и умения, предусмотренные программой производственного обучения, с этой целью и разрабатывается перечень учебно-производственных работ для подготовки рабочих по конкретной профессии. Перечень УПР должен иметь специальные нормы времени и быть точно рассчитан в соответствии с учебной программой. 

Перечень

учебно-производственных работ

на         2009-2010       уч. год

профессия       газоэлетросварщик         курс  1                

Время (месяц) изучения темы № темы (подтемы) программы Наименование  темы (подтемы) программы Время на изучение темы (подтемы) в часах Учебно-производственные работы Сложность работы (разряд) Рабочая норма времени Ученическая норма времени Количество  работ (в шт. на одного учащегося Отметка о выполнении
Всего На инструктаж На упражнения На производственную деятельность Наименование  работы № детали, чертежа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
             3-7 недель Тема № 4 Правка и  гибка металлов. Разметка. Рубка пластин. Резка пластин и труб ножовкой. Опиливание. 30 2 10 18 Подготовка  металла к сварке. Чертеж №1 1 40 140 20 на одного учащегося (1,2,3,4,5)

Tуч = tраб * K = 40 * 3,5 = 140. K – переводной коэффициент 
 

2.5. Материально-техническая  подготовка к изучению  темы. 

     Успех занятия трудового обучения  во многом определяет их материально-техническое  обеспечение. От состояния и  насыщенности материальной базы  обучения, от инициативы и творческого подхода мастера ко всем многогранным аспектам ее содержания во многом будут зависеть успехи учащихся в овладении изучаемой специальностью.

Кроме определенной площади, которая отводится  под используемое оборудование и  другие средства труда (механизмы и приспособления для производства работ и т. п.), на рабочих местах необходимы:

-стеллажи, подставки или тара (ложементы)  для расположения и хранения  материалов (заготовок), полуфабрикатов  и готовой продукции;

-различные  варианты устройств, для расположения инструментов, приспособлений, технической документации и т.п.;

-контейнеры  или специальная тара для отходов;

-подъемно-транспортные  средства (тельферы, тележки и т.п.), необходимые для подъема или  транспортировки тяжелых и габаритных  изделий;

-необходимые на конкретном рабочем месте (предусмотренные требованиями нормальных и безопасных условий труда) устройства вентиляции и охлаждения, защитные ограждения и блокировки, местное освещение и др.;

-предусмотренные  условиями работы тумбочки, подножные  решетки, подставки для ног, стулья (чаще всего — регулируемые высоте, а в необходимых случаях — с регулируемым наклоном спинки) и другие сопутствующие предметы.

Материально-техническое  оснащение включает в себя: непосредственно материал (пластины изогнутые по плоскости, ребру и с винтовым изгибом; бугристые листы; изогнутые уголки; обрезки труб разного диаметра; полосы и обрезки квадратного и круглого металла), необходимые инструменты и приспособления (тиски, плиты и различные оправки для гибки, различные молотки, линейки, чертилки, кернеры, циркули, угольники, шаблоны, зубила, ножовки и труборезы, напильники). 

Материально – техническая  база. 

Наименование

операции

инструмент Количество, шт.
на

одного

уч-ся

на группу фонд мастера
 
1.
 
Правка  и гибка металлов.
Тиски, слесарные  молотки, молотки с вставками  из мягкого металла, киянки, линейки, чертилки.  
 
 
1
 
 
 
30
 
 
 
1
 
2
 
Разметка.
Разметочные чертилки, кернеры, циркули, угольники, миллиметровые линейки, различные шаблоны и разметочные молотки.  
 
 
 
1
 
 
 
 
30
 
 
 
 
1
 
3.
 
Рубка. 
Слесарные молотки, зубила, набор шаблонов для проверки углов заточки зубил.  
 
 
 
1
 
 
 
 
30
 
 
 
 
1
 
4.
 
Резка пластин  и труб.
Ножовки, труборезы, запасные штифты для крепления полотен, циркули, линейки, чертилки. 1 30 1
5. Опиливание Тиски, драчёвые напильники с рукоятками, поверочные линейки, угольники, различные шаблоны  для проверки углов скоса кромок, молотки, зубила, металлические линейки  и чертилки. 1 30 1
 

2.6. Разработка планирующей  документации. 
 

    Мастеру профессионального обучения на каждом занятии приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. Опыт показывает, что молодые педагоги обычно считают таковыми только связанные с освоением конкретных приемов (операций), что в корне неверно. В планах занятий следует указывать комплекс учебно-воспитательных задач. Среди комплекса учебно-воспитательных задач выделяют образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

     Назовём документы, которые использует  мастер профессионального обучения  при планировании урока производственного обучения: Учебный и рабочий план учебного заведения, Государственный стандарт, Базисный учебный план РФ, Региональный учебный план, Федеральный план, Сводно-тематический план. 

      Перспективно-тематический план (примерная форма)

      Профессия      газоэлектросварщик    курс обучения    1     

      Учебная программа производственного обучения утверждена в  2009   году 

№ уроков Темы уроков Учебно-производственные работы Материально-техническое  и

дидактическое

оснащение уроков

Межпредметные связи Прогрессивные методы, инструменты приспособления Домашнее задание
1 Правка и  гибка металлов. Учащиеся осваивают  приемы правки и гибки металла  в тисках Тиски, слесарные  молотки, пластины и листы Материаловедение, сварочное производство Правка на прессах,  листоправильных и углоправильных вальцах. Гибка на листогибочных вальцах. Найти материал о специальных станках и машинах  для гибки и правки.
2 Разметка.  Учащиеся выполняют разметку фигур с помощью различных приспособлений Чертилки, кернеры, циркули, угольники, миллиметровые линейки. Накернивание  с помощью механического кернера, электрического кернера, пространственная разметка рейсмусом. Изучить способы  разметки, применяемые на производстве.

   

3 Рубка пластин Учащиеся осваивают  ручную технику рубки пластин. Слесарные молотки, зубила, размеченные и накерненные  пластины. Рубка с помощью  пневматического ударного молотка. Дополнительно разобрать тему «сверление металла».
4 Резка пластин  и труб. Учащиеся приобретают  навыки обращения с труборезом и ножовкой Ножовки, труборезы, запасные штифты для крепления полотен. Трубы, полосы металла. Резка проволоки  острогубцами, резка листов ручными  электрическими ножницами, резка труб небольшого диаметра болгаркой. Изучить способы  резки металла на производстве.
5 Опиливание Учащиеся учатся предавать детали требуемую форму  и размеры Тиски, драчёвые напильники с рукоятками, детали (металл). Опиливание  на шлифовальных машинках, а также  с помощью механизированных напильников Изучить виды и  область применения напильников  с различными видами насечек.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.7. Разработка учебно-технической  документации. 

    К учебно-технологической документации  относят: чертежи на изготовляемые изделия с, техническими требованиями; средства письменного инструктирования — инструкционные (вариант — операционные) и инструкционно-технологические карты, а также различного рода инструктивные памятки. В чертежах должны присутствовать полные технические требования. Особое значение в учебном процессе отводится письменному инструктированию. Мастер не в состоянии досконально уследить за всем, что делают его ученики. Поэтому так важно наличие перед глазами обучаемой инструкционной карты, четко, однозначно показывающей, какой взять инструмент, какой установить режим, что сделать в первую очередь, что — потом и т.д., как проверить правильность своих действий.  

План (примерная  форма)

учебно-производственной деятельности

в учебной  мастерской.

Группа №      СП – 07   .

Профессия     электросварщик       Год обучения      2009 – 2010     .

Мастер производственного  обучения            Шибанов А.Ю.      .            

                                          (Ф.И.О.)

Количество учащихся в группе   30   .

Общий фонд учебного времени 

на производственную деятельность    30  (час)

№ и наименование тем (подтем) программы Количество  часов на тему (подтему) программы Количество (объем) работ на группу (групповое задание) Ученическая норма  времени (выработки) на единицу работ Всего часов  на группу Примечание
1 2 3 4 5 6
1 . Правка и гибка металлов. 6 600 1,5 часа на  ед. работ  
 
6
Tуч на ед вр. =  30/20 = 1,5

Где 30 – общее  время на тему, 20 – кол-во работ  на 1 ученика;

Кол-во работ  на группу = Кол-во учеников * кол-во работ  на 1 ученика

2. Разметка. 6 600 1,5 6
3. Рубка пластин  
6
600 1,5 6
4. Резка пластин и труб. 6 600 1,5 6
5.Опиливание 6 600 1,5 6

Информация о работе Дидактическое обеспечение мастера профессионального обучения