Дидактическое обеспечение мастера профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Необходимым компонентом правильно построенного занятия по производственному обучению является дидактическое обеспечение. Они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются мастер и учащиеся дня более эффективной реализации задач образования. Использование дидактических средств, при обучении по специальности, — непременное условие учебно-воспитательного процесса. Ученые-педагоги считают дидактические средства необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения. Они подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательного процесса, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………........1
1.1. Функции дидактичексих средств…………………………......2
1.2. Классификация дидактических средств……………………...3
2.Разработка урока производственного обучения
2.1. Характеристика темы…………………………………………..6
2.2. Учебно-воспитательные задачи темы……………………........7
2.3. Распределение материала на подтемы и уроки….....................8
2.4. Подбор учебно-производственных работ…………………......9
Перечень учебно-производственных работ…………......................9
2.5. Материально-техническая подготовка к изучению темы.......10
Материально-техническая база…………………………………….11
2.6. Разработка планирующей документации…………………….12
Перспективно-тематический план………………………………....12
2.7. Разработка учебно-технической документации……………...14
План учебно-производственной деятельности в мастерской……14
Инструкционная карта……………………………………………...16
Критерии оценки на выполненную работу……………………......20
2.8. Подготовка мастера к занятиям……………………………….21
2.9. Методика проведения занятий………………………………...23
План урока производственного обучения………………………....25
2.10. Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы..27
Список используемой литературы…………………………………28

Работа содержит 1 файл

курсач Дидактическое обеспечение.doc

— 776.00 Кб (Скачать)
 

Содержание.

                                                                                         Стр.

1.Дидактическое  обеспечение

Введение…………………………………………………………………........1

1.1. Функции дидактичексих средств…………………………......2

1.2. Классификация  дидактических средств……………………...3

2.Разработка урока производственного обучения

2.1. Характеристика  темы…………………………………………..6

2.2. Учебно-воспитательные  задачи темы……………………........7

2.3. Распределение  материала на подтемы и уроки….....................8

2.4. Подбор учебно-производственных работ…………………......9

Перечень учебно-производственных работ…………......................9

2.5. Материально-техническая  подготовка к изучению темы.......10

Материально-техническая  база…………………………………….11

2.6. Разработка  планирующей документации…………………….12

Перспективно-тематический план………………………………....12

2.7. Разработка  учебно-технической документации……………...14

План учебно-производственной деятельности в мастерской……14

Инструкционная  карта……………………………………………...16

Критерии оценки на выполненную работу……………………......20

2.8. Подготовка  мастера к занятиям……………………………….21

2.9. Методика  проведения занятий………………………………...23

План урока  производственного обучения………………………....25

2.10. Воспитательная  работа мастера в процессе  изучения темы..27

Список используемой литературы…………………………………28 
 
 
 
 
 
 

Дидактическое обеспечение. 

Введение 

  Необходимым компонентом правильно построенного занятия по производственному обучению является дидактическое обеспечение. Они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются мастер и учащиеся дня более эффективной реализации задач образования. Использование дидактических средств, при обучении по специальности, — непременное условие учебно-воспитательного процесса. Ученые-педагоги считают дидактические средства необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения. Они подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательного процесса, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности. Дидактические средства дают материал в форме впечатлений и представлений, на которые опираются косвенное сознание, мыслительная деятельность, а также разного рода учебно-практическая. Подчеркнем: дидактическими средствами являются как все предметов реальной деятельности человека, так и их модельные, словесные, образные или символические заменители, которыми педагог воздействует на зрение, слух, осязание учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Функции дидактических средств

     

  Польский ученый И.Зборовский предложил классифицировать обучающие средства в соответствии с тем, какие функции они выполняют в процессе обучения:

  -служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности (познавательная функция);

  -являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);

  -представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).

  Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем значительное расширение обучающих средств за счет современных технических новшеств (использование компьютерной техники, цифровых видеосредств и др.) вызвало, по мнению ряда ученых (Р.Фуш, К. Кроль и др.), и расширение их функций.

    Дидактическим средствам нового поколения: соответствуют такие функции:

- мотивационная (значительно повышается интерес к предмету);

- информационная (актуализируется передача информации);

-оптимизационная (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени).

  Понятно, что и эти функции выступают вместе как слагаемые, образуют структуры; вместе с тем информационная функция в любом структурном сочетании почти всегда выполняет доминирующую роль. 
 
 
 
 

1.2. Классификация дидактических средств 

  Существуют различные классификации дидактических средств. В большинстве своем они учитывают характер воздействия этих средств, а именно: визуальный, аудиальный, аудиовизуальный.

  В арсенал дидактических средств педагога профессионального обучения могут входить такие приспособления и устройства.

 Доски: для работы мелом, магнитные, монтажные, специальные (перфорированные), фланелевые, световые (проекторы письма, позволяющие рисовать и писать на обычной бумаге не отходя от стола (учащиеся видят увеличенное изображение на экране), и др.

  Устройства для светопроекциц: проекторы неподвижных изображений (эпидиаскопы), проекторы немого кино (большинство — для пленки 8 мм), оптические скамьи и лампы для теневой проекции, устройства для освещения поля наблюдения "(кодоскопы), специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства, оптические экраны и др.), вспомогательные устройства типа бегущей строки, затемнения и т. п.

  Устройства для записи и воспроизведения звука: системы для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.).

Аудиовизуальная техника: видеофоны, проекторы звукового кино, диафильмо-магнитофоны, видеомагнитофоны, учебное телевидение в замкнутой системе.

 Дидактические машины: устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экзаменаторы типа КИСИ и др.), тренировочные устройства и симу-ляторы, полифункциональные устройства, специальные устройства (например, стенд-машины для изучения работы оборудования с ЧПУ) и т.п.

  Копировальная, множительная техника для воспроизведения текстов и образов: ротапринты, ксероксы, фотокопирующие устройства.

  Приемные устройства средств массовой информации: радио, телевидение.

  Электронные цифровые машины: ЭЦМ общего назначения, электронные цифровые дидактические машины.

  Научно-информационная техника: устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные карточки.

  Комплексные учебники и программированные тексты: япя обучения традиционными методами; для программированного обучения.

  Аппаратура объемного изображения: стереопроекторы, стерео-кинопроекторы, голография. 

  Обобщая систему дидактических средств, которыми может пользоваться педагог, мы возвратимся к уже упомянутому ранее разделению по характеру их чувственного воздействия.

  Визуальные средства включают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы и таблицы (черно-белые и цветные), символы и др. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о технике и ее применении.

  Аудиальные средства обучения имеют более ограниченное применение при производственном обучении, чем на уроках иностранных языков, литературы, при формировании музыкальной культуры. Однако, например, преподавая автодело, педагог имеет возможность прямо в классе ознакомить учеников с «мелодией» исправного двигателя и характерными сбоями, «фальшью» в звучании разладившегося мотора. Добавим: открытия последних лет показывают, что металлы перед разрушением издают «предсмертные вздохи». Прослушав эти интригующие звуки в сочетании с рассказом о пределах прочности на растяжение или сжатие различных материалов, учащиеся могут получить необычайное по силе впечатление.

  Огромную роль в производственном обучении могут сыграть аудиовизуальные средства. Они оказывают значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора — зрительный и слуховой, — они привлекательны в преподавании практически всех разделов и тем.

  Отдельную группу составляют средства, частично автоматизирующие процесс обучения: программированные учебники, дидактические машины, ЭВМ, лабораторные или учебные комплексы на основе микропроцессорной техники и т. п. 

  Таким образом, отличаясь функциональным воздействием, дидактические средства в своем большинстве многосторонни, и лишь некоторые из них предполагают жесткое классифицированное разделение. Вместе с тем надо четко сознавать: дидактические средства должны использоваться: в тесной связи с другими составляющими процесса обучения. Их подбор зависит от целей и методов учебной работы, возраста обучаемых. Скажем, использование на каком-то занятии лекции как основного Метода обусловливает и применение дидактических средств, отличное от того, что соответствует выполнению лабораторно-практической  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Разработка  урока производственного  обучения. 

2.1. Характеристика темы.

   

      Данная тема изучается по специальности: «Сварочное производство». Выпускающийся по квалификации «Мастер профессионального обучения» и рабочей профессии газоэлектросврщик.

Название  темы: «Подготовка металла к сварке», по плану производственного обучения номер 4, изучается на первом курсе, первого полугодия. По тематическому плану на неё отводится 30 часов, с третью по седьмую неделю обучения. Разделена на подтемы: правка и гибка металла, разметка, рубка пластин, резка пластин и труб ножовкой, опиливание. Данная тема изучается в учебных мастерских при выполнении подготовки металла к сварке.

    При изучении данной темы понадобятся знания безопасности труда и пожарной безопасности в учебных мастерских; Знания уроков труда и технологии уровня средней школы; Простейшие навыки и умения работы с инструментами, такими как: ножовка, тиски, молотки, напильники и другие.

    Знание темы «подготовка металла к сварке» - это необходимые приёмы слесарных работ, которые каждый учащийся обязан уметь выполнять на протяжении всего периода обучения.

    При изучении данной темы у учащихся формируются знания, умения и навыки по выполнению приёмов по подготовке металла к сварке, и они должны научиться правильному выполнению трудовых действий, операций и упражнений соответствующих квалификационной характеристике электросварщика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Учебно – воспитательные задачи темы 

     При изучении темы «Подготовка металла к сварке» используются следующие трудовые приёмы: планирование  и организация рабочего места, правильное использование и обслуживание оборудования, работа с инструментами и приспособлениями для подготовки металла, качественное выполнение поставленной работы. Эти трудовые приёмы являются необходимым звеном в составе изучаемой операции  слесарей, сварщиков и многих других рабочих профессий, начиная от самых низких разрядов, и должны способствовать успешному овладению той или иной  профессией.

     Следует закрепить знания по труду и технологии средней школы, связав их с вновь приобретёнными знаниями по спец-предметам  сварочного дела : материаловедение, технологии сварки, газопламенная обработка металла и другие.

     Следует соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, обратив внимание прежде всего на колющие и режущие, такие как молоток, ножовка и другие. Поскольку именно они являются наиболее травмоопасными.

      Среди воспитательных задач для  учащихся нужно выделить: выработка  самостоятельности и собственного  подхода к выполнению поставленной  цели, развитие творческого отношения  к труду, формирование понятия  дисциплины. 
 
 
 
 
 

2.3. Распределение материала на подтемы и уроки. 

Так как  урок производственного обучения длится 6 часов, а тема «Подготовка металла  к сварке» по учебному плану рассчитана на 30 часов, то следует разделить  время на изучение данной темы на 5 уроков производственного обучения с учётом следующих требований:

Информация о работе Дидактическое обеспечение мастера профессионального обучения