Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:05, курсовая работа
Необходимым компонентом правильно построенного занятия по производственному обучению является дидактическое обеспечение. Они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются мастер и учащиеся дня более эффективной реализации задач образования. Использование дидактических средств, при обучении по специальности, — непременное условие учебно-воспитательного процесса. Ученые-педагоги считают дидактические средства необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения. Они подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательного процесса, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности.
Введение…………………………………………………………………........1
1.1. Функции дидактичексих средств…………………………......2
1.2. Классификация дидактических средств……………………...3
2.Разработка урока производственного обучения
2.1. Характеристика темы…………………………………………..6
2.2. Учебно-воспитательные задачи темы……………………........7
2.3. Распределение материала на подтемы и уроки….....................8
2.4. Подбор учебно-производственных работ…………………......9
Перечень учебно-производственных работ…………......................9
2.5. Материально-техническая подготовка к изучению темы.......10
Материально-техническая база…………………………………….11
2.6. Разработка планирующей документации…………………….12
Перспективно-тематический план………………………………....12
2.7. Разработка учебно-технической документации……………...14
План учебно-производственной деятельности в мастерской……14
Инструкционная карта……………………………………………...16
Критерии оценки на выполненную работу……………………......20
2.8. Подготовка мастера к занятиям……………………………….21
2.9. Методика проведения занятий………………………………...23
План урока производственного обучения………………………....25
2.10. Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы..27
Список используемой литературы…………………………………28
Содержание.
1.Дидактическое обеспечение
Введение…………………………………………………………
1.1. Функции дидактичексих средств…………………………......2
1.2. Классификация дидактических средств……………………...3
2.Разработка урока производственного обучения
2.1. Характеристика темы…………………………………………..6
2.2. Учебно-воспитательные задачи темы……………………........7
2.3. Распределение
материала на подтемы и уроки….
2.4. Подбор учебно-производственных работ…………………......9
Перечень учебно-
2.5. Материально-техническая
подготовка к изучению темы....
Материально-техническая база…………………………………….11
2.6. Разработка
планирующей документации………………
Перспективно-тематический план………………………………....12
2.7. Разработка
учебно-технической
План учебно-производственной деятельности в мастерской……14
Инструкционная карта……………………………………………...16
Критерии оценки на выполненную работу……………………......20
2.8. Подготовка
мастера к занятиям………………………………
2.9. Методика
проведения занятий………………………………
План урока
производственного обучения…………
2.10. Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы..27
Список используемой
литературы…………………………………28
Дидактическое
обеспечение.
Введение
Необходимым
компонентом правильно построенного занятия
по производственному обучению является
дидактическое обеспечение. Они включают
все предметы и орудия деятельности, которыми
пользуются мастер и учащиеся дня более
эффективной реализации задач образования.
Использование дидактических средств,
при обучении по специальности, — непременное
условие учебно-воспитательного процесса.
Ученые-педагоги считают дидактические
средства необходимым компонентом правильно
построенного процесса обучения. Они подчеркивают,
что, не оказывая решающего влияния на
конечные результаты учебно-воспитательного
процесса, эти средства, обогащая используемые
методы обучения, содействуют росту их
эффективности. Дидактические средства
дают материал в форме впечатлений и представлений,
на которые опираются косвенное сознание,
мыслительная деятельность, а также разного
рода учебно-практическая. Подчеркнем:
дидактическими средствами являются как
все предметов реальной деятельности
человека, так и их модельные, словесные,
образные или символические заменители,
которыми педагог воздействует на зрение,
слух, осязание учащихся.
Польский ученый И.Зборовский предложил классифицировать обучающие средства в соответствии с тем, какие функции они выполняют в процессе обучения:
-служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности (познавательная функция);
-являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);
-представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).
Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем значительное расширение обучающих средств за счет современных технических новшеств (использование компьютерной техники, цифровых видеосредств и др.) вызвало, по мнению ряда ученых (Р.Фуш, К. Кроль и др.), и расширение их функций.
Дидактическим средствам нового поколения: соответствуют такие функции:
- мотивационная (значительно повышается интерес к предмету);
- информационная (актуализируется передача информации);
-оптимизационная (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени).
Понятно,
что и эти функции выступают вместе как
слагаемые, образуют структуры; вместе
с тем информационная функция в любом
структурном сочетании почти всегда выполняет
доминирующую роль.
1.2. Классификация
дидактических средств
Существуют различные классификации дидактических средств. В большинстве своем они учитывают характер воздействия этих средств, а именно: визуальный, аудиальный, аудиовизуальный.
В арсенал дидактических средств педагога профессионального обучения могут входить такие приспособления и устройства.
Доски: для работы мелом, магнитные, монтажные, специальные (перфорированные), фланелевые, световые (проекторы письма, позволяющие рисовать и писать на обычной бумаге не отходя от стола (учащиеся видят увеличенное изображение на экране), и др.
Устройства для светопроекциц: проекторы неподвижных изображений (эпидиаскопы), проекторы немого кино (большинство — для пленки 8 мм), оптические скамьи и лампы для теневой проекции, устройства для освещения поля наблюдения "(кодоскопы), специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства, оптические экраны и др.), вспомогательные устройства типа бегущей строки, затемнения и т. п.
Устройства для записи и воспроизведения звука: системы для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.).
Аудиовизуальная техника: видеофоны, проекторы звукового кино, диафильмо-магнитофоны, видеомагнитофоны, учебное телевидение в замкнутой системе.
Дидактические машины: устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экзаменаторы типа КИСИ и др.), тренировочные устройства и симу-ляторы, полифункциональные устройства, специальные устройства (например, стенд-машины для изучения работы оборудования с ЧПУ) и т.п.
Копировальная, множительная техника для воспроизведения текстов и образов: ротапринты, ксероксы, фотокопирующие устройства.
Приемные устройства средств массовой информации: радио, телевидение.
Электронные цифровые машины: ЭЦМ общего назначения, электронные цифровые дидактические машины.
Научно-информационная техника: устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные карточки.
Комплексные учебники и программированные тексты: япя обучения традиционными методами; для программированного обучения.
Аппаратура
объемного изображения: стереопроекторы,
стерео-кинопроекторы, голография.
Обобщая систему дидактических средств, которыми может пользоваться педагог, мы возвратимся к уже упомянутому ранее разделению по характеру их чувственного воздействия.
Визуальные средства включают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы и таблицы (черно-белые и цветные), символы и др. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о технике и ее применении.
Аудиальные средства обучения имеют более ограниченное применение при производственном обучении, чем на уроках иностранных языков, литературы, при формировании музыкальной культуры. Однако, например, преподавая автодело, педагог имеет возможность прямо в классе ознакомить учеников с «мелодией» исправного двигателя и характерными сбоями, «фальшью» в звучании разладившегося мотора. Добавим: открытия последних лет показывают, что металлы перед разрушением издают «предсмертные вздохи». Прослушав эти интригующие звуки в сочетании с рассказом о пределах прочности на растяжение или сжатие различных материалов, учащиеся могут получить необычайное по силе впечатление.
Огромную роль в производственном обучении могут сыграть аудиовизуальные средства. Они оказывают значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора — зрительный и слуховой, — они привлекательны в преподавании практически всех разделов и тем.
Отдельную
группу составляют средства, частично
автоматизирующие процесс обучения: программированные
учебники, дидактические машины, ЭВМ, лабораторные
или учебные комплексы на основе микропроцессорной
техники и т. п.
Таким
образом, отличаясь функциональным воздействием,
дидактические средства в своем большинстве
многосторонни, и лишь некоторые из них
предполагают жесткое классифицированное
разделение. Вместе с тем надо четко сознавать:
дидактические средства должны использоваться:
в тесной связи с другими составляющими
процесса обучения. Их подбор зависит
от целей и методов учебной работы, возраста
обучаемых. Скажем, использование на каком-то
занятии лекции как основного Метода обусловливает
и применение дидактических средств, отличное
от того, что соответствует выполнению
лабораторно-практической работы.
2.Разработка
урока производственного
обучения.
2.1. Характеристика темы.
Данная тема изучается по специальности: «Сварочное производство». Выпускающийся по квалификации «Мастер профессионального обучения» и рабочей профессии газоэлектросврщик.
Название темы: «Подготовка металла к сварке», по плану производственного обучения номер 4, изучается на первом курсе, первого полугодия. По тематическому плану на неё отводится 30 часов, с третью по седьмую неделю обучения. Разделена на подтемы: правка и гибка металла, разметка, рубка пластин, резка пластин и труб ножовкой, опиливание. Данная тема изучается в учебных мастерских при выполнении подготовки металла к сварке.
При изучении данной темы понадобятся знания безопасности труда и пожарной безопасности в учебных мастерских; Знания уроков труда и технологии уровня средней школы; Простейшие навыки и умения работы с инструментами, такими как: ножовка, тиски, молотки, напильники и другие.
Знание темы «подготовка металла к сварке» - это необходимые приёмы слесарных работ, которые каждый учащийся обязан уметь выполнять на протяжении всего периода обучения.
При изучении данной темы у учащихся формируются
знания, умения и навыки по выполнению
приёмов по подготовке металла к сварке,
и они должны научиться правильному выполнению
трудовых действий, операций и упражнений
соответствующих квалификационной характеристике
электросварщика.
2.2.
Учебно – воспитательные
задачи темы
При изучении темы «Подготовка металла к сварке» используются следующие трудовые приёмы: планирование и организация рабочего места, правильное использование и обслуживание оборудования, работа с инструментами и приспособлениями для подготовки металла, качественное выполнение поставленной работы. Эти трудовые приёмы являются необходимым звеном в составе изучаемой операции слесарей, сварщиков и многих других рабочих профессий, начиная от самых низких разрядов, и должны способствовать успешному овладению той или иной профессией.
Следует закрепить знания по труду и технологии средней школы, связав их с вновь приобретёнными знаниями по спец-предметам сварочного дела : материаловедение, технологии сварки, газопламенная обработка металла и другие.
Следует соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, обратив внимание прежде всего на колющие и режущие, такие как молоток, ножовка и другие. Поскольку именно они являются наиболее травмоопасными.
Среди воспитательных задач
2.3.
Распределение материала
на подтемы и уроки.
Так как урок производственного обучения длится 6 часов, а тема «Подготовка металла к сварке» по учебному плану рассчитана на 30 часов, то следует разделить время на изучение данной темы на 5 уроков производственного обучения с учётом следующих требований:
Информация о работе Дидактическое обеспечение мастера профессионального обучения