Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности использования дидактических игр в разных возрастных группах на занятиях.

Задачи – определить значение игры для всестороннего развития ребёнка.

- проанализировать виды дидактических игр и целесообразность их применения на занятиях.

- выявить особенность использования дидактических игр с детьми раннего возраста.

Содержание

Введение
Роль игры в жизни ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Особенности организации дидактических игр

для различных возрастных групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Особенности организации занятий и игр. . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Игры и занятия с детьми первого года жизни. . . . . . . . . . . . . . 20
Игры и занятия с детьми второго и третьего года жизни. . . . 21

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Литература

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 54.58 Кб (Скачать)

     Знание  последовательности возникновения  голосовых реакций дает воспитателю  возможность стимулировать произношение звуков, характерных для того или  иного периода. На каждом этапе формируются  важные механизмы речеобразования. Гуление, например (протяжное, нараспев произнесение гласных), более всего развивает речевое дыхание. В этот же период в благоприятной акустической обстановке малыш начинает прислушиваться к звукам собственного голоса, у него возникает связь между слуховым и речедвигательным анализаторами. Без этой связи невозможно в конце первого полугодия возникновение лепета, т. е. повторного произношения слогов. На этапе лепета ребенок овладевает артикулированием многих звуков речи, в первую очередь губных (б, м, п). Лепет возникает благодаря тому, что ребенок научился прислушиваться к звукам своего голоса. Осуществляется лепет под контролем слуха. Малыш слышит произносимый им слог и многократно повторяет его. Если по каким-либо причинам у ребенка произошла задержка в развитии голосовых реакций, нужно постараться помочь ему овладеть необходимым этапом речи. Например, если в 5 мес. у малыша не наблюдаются певучие звуки гуления, взрослый в играх, занятиях при эмоциональном общении с ребенком употребляет напевные звуки. Если же у семимесячного малыша отсутствует лепет, взрослый должен употреблять слоги и вызывать у ребенка желание отвечать тем же.

     К концу первого года жизни можно  включать игры с сюжетными игрушками. Цель игр: научить ребенка игровым  способам отображения с помощью  игрушек знакомых ему бытовых  действий. Для этих игр воспитатель  готовит заранее связанные по смыслу игрушки (коляска и кукла, собачка и миска, чашка и кукла, кроватка и кукла и т. п.). [8; 19]

     Сопровождая свои действия словесными пояснениями, воспитатель показывает ребенку, как  катают куклу в коляске, как ест  из миски собачка, пьет из чашки молоко кукла, как укладывают куклу в  кроватку. Эти игровые действия он совершает в тесном контакте с  малышом, фактически вместе с ним. Совместное с взрослым участие ребенка в  этой простейшей сюжетно-отобразитель-ной игре служит дидактической основой для перехода к самостоятельной игре.

5 Игры и занятия с детьми второго и третьего года жизни

     На  втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем  раньше, приобретают действенные  представления о свойствах и  назначении этих предметов, о том, как  с ними следует обращаться. Это прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода.

     Очень рано дети начинают наблюдать деятельность людей. Труд окружающих взрослых привлекает внимание ребенка и оказывает  на него воспитательное воздействие. Интересуясь  действиями взрослых, дети в игре стараются  им подражать. Так зарождается, пока еще в чисто эмоциональном  плане, положительное отношение  к труду.

     Очень рано ребенок соприкасается с  миром природы. Дети с удовольствием  играют с песком, водой, камешками, во время, прогулок видят солнце, дождь, снег. Наблюдают дети и домашних животных.

     Многие  сведения об окружающем дети приобретают  практически, в быту, в игре. Но, как. уже говорилось выше, предоставленные самим себе дети могут и не приобрести необходимых для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом познания ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога прежде всего выражается в отборе воспитательно ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.

     Направляющее  влияние педагога сказывается и  в том, что сведения преподносятся  детям планомерно, в известной  последовательности, с постепенным  их расширением, углублением. Так, например, при ознакомлении с какой-либо птицей дети сначала получают о ней самое  общее представление: летает, клюет  зерна, пьет воду. В последующем их внимание обращают на части тела птицы: голову, клюв, крылья, лапки, на окраску  перьев, если есть возможность, дети слушают  пение птиц, наблюдают их полет  на воле.

     В раннем детстве мышление детей еще  конкретно, носит практический характер, поэтому первое знакомство с предметами и явлениями должно по возможности  происходит в естественной обстановке. Конечно, игрушечная собака или курица тоже дает ребенку какое-то общее  представление об этих животных, но наиболее отчетливые, соответствующие  действительности представления сложатся тогда, когда малыш увидит настоящее  животное, его движения, послушает, как оно кричит, посмотрит, как  оно ест, и др.

     Успешно в детских садах проходят наблюдения за певчими птицами, голубями, воробьями, рыбками, домашними животными –  собакой, кошкой, кроликом и др. Детей  очень привлекают животные. Чтобы  малыши не пугались, важно выбрать  более спокойное животное (например, лучше показать взрослую спокойную  собаку, чем щенка, поместить ее за какую-нибудь загородку на участке  и вести наблюдения, расположив детей  на достаточном от нее расстоянии). Некоторых малышей во время занятия  приходится брать на руки, тогда  они чувствуют себя спокойнее  и с интересом наблюдают. [6; 215]

     Но  как ни важны наблюдения в жизненной обстановке, их одних часто бывает недостаточно. Живые объекты дети наблюдают на расстоянии, большей частью лишь зрительно, не имея возможности близко соприкасаться с ними и действовать. Поэтому дети получают о них правильные представления, но общие, нерасчлененные. Картинки, игрушки являются очень важным дополнением к наблюдению натуральных объектов, помогают лучше разобраться в увиденном. Например, у игрушечной собаки можно безбоязненно потрогать и мордочку, и уши, и лапы.

     Самые живые, отчетливые представления складываются у ребенка тогда, когда он может  действовать с теми предметами, которыми его знакомят, и проявить свою активность. Так, наблюдая поливку растений на участке, дети могут принять участие (носить в маленьких ведерках воду, поливать игрушечных леек); во время стирки кукольной  одежды – полоскать и вешать ее на веревку; сыпать корм птицам и т. п. Реальные действия детей не всегда возможны во время наблюдений, поэтому надо дать им возможность в последующей игре реально пережить полученные впечатления: вскоре после наблюдений дать соответствующие игрушки.

     Особенно  после полутора лет, у детей интенсивно развивается понимание речи окружающих и умение говорить. Для формирования правильных представлений большое  значение имеет слово взрослого, которое обозначает и объясняет  ребенку то, что было им воспринято наглядно. Уже на втором жизни дети живо отзываются и на художественное слово, стихи, потешки, рассказы усиливают впечатление от наблюдений, но важно также, чтобы дети сами высказывались – называли то, что видят, отвечали на вопросы.

     Для того, чтобы представления детей были отчетливыми и полученные сведения прочно удерживались в памяти, нужно многократно закреплять. Занятия необходимо повторять в том же виде, как были даны первоначально, или несколько видоизменять их форму. Повторение с элементом новизны поддерживает интерес и к одним и тем же явлениям. Так, например, знакомя малышей с кошкой, воспитатель сначала дает им возможность наблюдать за нею не менее двух раз. Через некоторое время им показать картину «Кошка с котятами», позже читают потешку «Киска-киска». Затем проводится подвижная игра «Кошка и котята», которую повторяют несколько раз. В заключение дети с большим интересом смотрят кукольную инсценировку «Кошка в гости к нам шла».

     Содержание  занятий зависит от местных условий. Воспитатель сам должен творчески  отобрать материал, доступный детям. Если поблизости можно увидеть лошадь, малышам издали показывают ее. Если возможности увидеть живую лошадь нет, воспитатель старается показать другое домашнее животное. [4; 127]

     Или другой пример: Дети садятся на стульчики либо стоят полукругом около табуретки или стола, на котором будут чинить игрушки. Воспитатель показывает им 2–3 сломанные игрушки – тележку, автомобиль и т.п. «Сломалась наша тележка, колесо отлетело, нельзя играть тележкой. Сейчас Петя (ребенок из старшей группы) починит нашу тележку, он уже большой, умеет работать. [5; 67]

     – Что это, а?

     – Колесо.

     – А это?

     – Это молоток, а это гвозди.

     – Петя, пожалуйста, почини нам тележку.

     Ребенок надевает колесо на ось и прибивает  гвоздик.

     – Как Петя стучал молотком?

     – Тук-тук-тук!

     – Все постучим, вот так!

     Дети  делают имитационные движения и приговаривают: «Молоток -тук!»

     – Оля (девочка из старшей группы), что ты починишь?

     – Автомобиль.

     – Что Оля взяла?

     – Молоток, колесо, гвоздик.

     – Kак она стучит молотком?

     Девочка чинит игрушку. «Вот как хорошо поработали старшие дети, починили нам игрушки, можно опять катать. Идите, поиграйте!»  Малыши идут играть вместе старшими. Можно  дать детям в руки молоток, чтобы  они смотрели его, постучали им по доске. После показа, через некоторое  время, проводится занятие. Малышам  дают деревянные молоточки и крупные  втулочки, палочки, которые они заколачивают в доску с отверстиями или в песок, затем дети получают все эти вещи для самостоятельных игр.

     Начинает  обогащаться сенсорный (чувственный) опыт ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются – рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и т.д. Различна и окраска – дети зрительно воспринимают различные цвета. В процессе деятельности с предметами развивается сообразительность у детей: чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части.

     Действия  с такими предметами, как дидактические  игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата – сложить матрешку, собрать башенку и т. п. Так, исподволь  формируется целеустремленность. Некоторые  дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной  последовательности действий и отбора деталей. [7; 9]

     Все это дает возможность постепенно расширять программное содержание дальнейших занятий. У детей во второй половине второго года жизни становится возможным развивать более тонкое различение предметов по величине, форме, цвету; они уже знают их названия, а к двум-двум с половиной годам и сами называют их.

     На  протяжении раннего возраста деятельность ребенка с предметами постепенно усложняется. На первом году жизни малыш  действует с предметами: перекладывает  из рук в руки, ощупывая, рассматривая, поглаживая. Наряду с этими действиями появляются новые: бросание, перемещение. Все эти действия проявляются в деятельности ребенка, которой руководит взрослый. В результате действия ребенка все больше отличаются от простых манипуляций с предметами, приобретая особенности, соответствующие свойствам предметов, с которыми он действует.

     Маленький ребенок под руководством воспитателя  в быту, игре овладевает простейшими  способами использования вспомогательных  предметов. Этим подготавливается основа для воспитания умения выполнять действия с помощью простейших орудий.

 

Заключение

     Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

     Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

     При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Но если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

Информация о работе Дидактические игры