Дидактические игры и упражнения как средства формирования умственного воспитания старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Организация учебного процесса в образовательной системе требует ее перестройки и в условиях дошкольных учреждений. Переосмысление содержания, форм и методов обучения в логике субъектных отношений должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание педагогических условий, позволяющих обеспечить адаптацию новых, наиболее продуктивных технологий обучения и развития детей в системе дошкольного образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………..………………………………………………………..…..3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………4
1.1 Психологопедагогические исследования по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста …………………………………...4
1.2. Виды дидактических игр и их содержание…………………………………....9
Особенности детей старшего дошкольного возраста…………………...…..15
2. ЭКСПЕРТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………19
Выявление уровней умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...19
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...............................................................62
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..65

Работа содержит 1 файл

курс Татьяна Балезино 3.doc

— 444.00 Кб (Скачать)

Обогащение учебного процесса в дошкольных учреждениях комплексом методов и средств, позволяющих активизировать мыслительную деятельность ребенка на занятии, способствует ускоренному переходу детей на более высокие уровни мышления, полному усвоению и переносу ими во внутренний план действия изучаемых математических понятий.

Возможности развития умственных способностей детей дошкольного возраста, успешность решения ими учебных задач находится в прямой зависимости от уровня усвоения обучаемыми изучаемых понятий, зависимостей, закономерностей и умения их применять в различных практических условиях.

Предметная деятельность детей благоприятно влияет на формирование их первоначальных математических представлений и является основой дальнейшего обучения и развития детей. Однако она не способствует полному обобщению и усвоению рассматриваемых понятий.

Дошкольники затрудняются в прямом переходе от предметных действий в умственный план. Одной из основных причин этого затруднения является слабое овладение обучаемыми способами переработки учебной информации, ее систематизации, общения с целью сохранения в памяти ребенка и использования им по мере необходимости при решении познавательных задач.

Введение наглядно-схематических  средств в систему обучения детей  дошкольного возраста способствует лучшему восприятию, пониманию сущности математических понятий. Наглядно-схематические средства не только выполняют функцию переходного звена от предметных действий к абстрактным, но и оказывает активное воздействие на развитие умственных способностей ребенка. С введением в систему обучения наглядно-схематических средств появляется возможность перехода от индуктивного метода обучения к дедуктивному.

Вместе с тем, сколько  бы сложной не была мыслительная деятельность детей в процессе восприятия наглядно-схематических средств, оперирование ими не будет являться показателями полной сформированности у детей изучаемых математических понятий. Только перенос их во внутренний план действия и умение применять в различных практических условиях может обозначать полное усвоение ребенком знаний.

Наиболее продуктивно обучение детей дошкольного возраста осуществляется в условиях активного участия обучаемых в процессе изучения материала, при создании условий проблемного обучения.

Проведенные теоретические  исследования и результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

1. Обучение дошкольников преимущественно на основе практических действий с предметами нарушает связь между понятийными, образными и практическими действиями ребенка, лежащими в основе их умственного развития, в результате чего обучаемые не усваивают материал в необходимом объеме затрудняются в применении знаний в различных практических условиях.

2. При восприятии наглядно-схематических  средств ребенком понятийные и образные компоненты тесно взаимодействуют и являются равноправными в общем процессе мыслительной деятельности. Наглядно-схематический материал выступает одним из средств, способствующих переработке полученной учебной информации, ее обобщения, структурирования и сохранения в памяти ребенка. В этой связи, введение наглядно-схематических средств в систему обучения детей дошкольного возраста способствует лучшему усвоению математических понятий.

3. Усвоение ребенком  дошкольного возраста учебного  материала в единстве понятийных, образных и практических действий наиболее эффективно достигается посредством поэтапного внедрения предметных и наглядно - схематических моделей обучения.

4. Успешное решение  проблемных математических задач  детьми дошкольного возраста  становится возможным при полном усвоении ими математических понятий, правил и принципов, являющихся основой анализируемой задачи и приобретении прочного навыка использования полученных знаний в решении новых учебных задач.

5. Единство и взаимосвязь  средств, форм, методов, обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет ускорить процесс адаптации ребенка к обучению в школе и обеспечить целостность умственного развития детей.

6. Целенаправленное и систематическое осуществление процесса умственного развития детей посредством комплекса игр и учебных упражнений в разных формах педагогической деятельности является эффективным фактором создания активной развивающей среды в ДОУ.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение  проблемы умственного развития детей дошкольного возраста, на полноту представленных в исследовании педагогических условий, а представляет один из возможных вариантов создания наиболее благоприятных условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

Важно отметить необходимость  дальнейших исследований проблемы умственного  развития детей дошкольного возраста с учетом таких направлений, как  ускорение темпов усвоения учебного материала детьми, увеличение доли самостоятельности при обучении, степени овладения различными видами деятельности, развитие способности видеть проблемы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамсон Я.И. К вопросу о формировании математического мышления у младших школьников // Вестник Московского университета. -2003.-№1.- С.39-46.

2. Актуальные вопросы  формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И.Щукиной. -М.: Просвещение, -2004. С. 17-53.

3. Альтхауз Д., Дум Э.  Цвет. Форма. Количество. М.: Просвещение, -1984,- С.59.

4. Амельченко Т.В. Взаимосвязь дидактической и методической подготовки будущего учителя начальной школы: Дис. канд. пед. наук. -М.: 2006.- 193 с.

5. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика. 1957. - №7. - С. 12-25.

6. Ананьев Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.: Просвещение, - 1956. - 200с.

7. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1994. - С. 190-276.

8. Асмолов А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования // Учительская газета. 1994. - №17. -С.2.

9. Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М: Просвещение, 2006. С.3-10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средства формирования умственного воспитания старших дошкольников