Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
Организация учебного процесса в образовательной системе требует ее перестройки и в условиях дошкольных учреждений. Переосмысление содержания, форм и методов обучения в логике субъектных отношений должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание педагогических условий, позволяющих обеспечить адаптацию новых, наиболее продуктивных технологий обучения и развития детей в системе дошкольного образования.
ВВЕДЕНИЕ ………..………………………………………………………..…..3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………4
1.1 Психологопедагогические исследования по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста …………………………………...4
1.2. Виды дидактических игр и их содержание…………………………………....9
Особенности детей старшего дошкольного возраста…………………...…..15
2. ЭКСПЕРТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………19
Выявление уровней умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...19
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...............................................................62
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..65
Ø умение выполнять действие классификация;
Ø умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
Ø умение строить простейшие умозаключения.
2. ЭКСПЕРТНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умственное развитие
- это совокупность количественных
и качественных изменений, происходящих
в мыслительной деятельности ребенка
в связи с возрастом, обогащением
опыта и под влиянием воспитательных
воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление
знаний, формируется речь, совершенствуются
познавательные процессы, ребенок овладевает
простейшими способами умственной деятельности.
Обеспечение умственного развития дошкольника
имеет большое значение для всей его дальнейшей
деятельности.
Умственное развитие ребенка осуществляется
под влиянием социальной среды. В процессе
общения с окружающими он усваивает язык,
а вместе с ним и сложившуюся систему понятий.
В результате уже в дошкольном возрасте
ребенок овладевает языком настолько,
что пользуется им свободно как средством
общения.
Умственное развитие дошкольника происходит
в процессе деятельности: вначале в общении,
предметной деятельности, игре, а затем
и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование,
лепка, аппликация, конструирование).
Наиболее эффективно умственное развитие
происходит под влиянием обучения и воспитания.
Современная педагогическая наука считает,
что основными показателями умственного
развития являются усвоение системы знаний,
накопление их фонда, развитие творческого
мышления и овладение способами познавательной
деятельности, необходимыми для приобретения
новых знаний.
Чтобы правильно организовать умственное
воспитание дошкольников, надо знать закономерности
и возможности их умственного развития.
С их учетом определяются задачи, содержание,
организация и методы умственного воспитания.
Советская психология и педагогика занимаются
изучением закономерностей и возможностей
умственного развития в дошкольном возрасте,
чтобы найти пути оптимального решения
задач умственного воспитания: максимально
использовать возможности ребенка, с одной
стороны, и не допустить перегрузки, которая
может вызвать общее угнетение организма,
- с другой.
Ученые исследуют многие вопросы умственного
развития и воспитания. Изучаются закономерности
развития ощущений, восприятия, что необходимо
для разработки содержания и методов сенсорного
воспитания как основы умственного воспитания
дошкольников; исследуется формирование
наглядно-действенного, наглядно-образного
и понятийного, логического мышления детей;
выясняются особенности формирования
познавательных способностей; разрабатываются
содержание и методы умственного воспитания
в разные периоды дошкольного детства
и др.
К концу дошкольного возраста у детей
накапливается достаточно большой запас
элементарных знаний об окружающем, они
владеют основными мыслительными операциями
(сравнением, обобщением и др.), способны
выделять существенные и несущественные
признаки предметов и явлений, устанавливать
некоторые причинно-следственные связи,
у них формируются зачатки учебной деятельности.
Полноценное умственное развитие происходит
только в процессе организованной деятельности,
поэтому задача педагогов заключается
как в создании соответствующих условий
для этого, так и в осуществлении целенаправленных
воспитательных воздействий на ребенка.
Умственное воспитание - это целенаправленное
воздействие взрослых на развитие активной
мыслительной деятельности детей. Оно
включает: сообщение доступных знаний
об окружающем мире, их систематизацию,
формирование познавательных интересов,
интеллектуальных навыков и умений, развитие
познавательных способностей.
Особенно велика роль умственного воспитания
в подготовке детей
к школе. Овладение запасом знаний, развитие
умственной активности и самостоятельности,
приобретение интеллектуальных умений
и навыков - это важные предпосылки для
успешного обучения в школе и для подготовки
к предстоящей трудовой деятельности.
В «Программе воспитания в детском саду»
определены следующие задачи умственного
воспитания детей дошкольного возраста:
формирование правильных представлений
о простейших явлениях окружающей жизни;
развитие познавательных психических
процессов: ощущений, восприятий, памяти,
воображения, мышления, речи; развитие
любознательности и умственных способностей;
развитие интеллектуальных умений и навыков,
формирование простейших способов умственной
деятельности.
Рассмотрим каждую из этих задач.
Ребенок в дошкольные годы каждый день
сталкивается с новыми для него предметами
и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном
возрасте: «Разве не тогда я приобретал
все то, чем я теперь живу, и приобретал
так много, так быстро, что во всю остальную
жизнь я не приобрел и одной сотой того?
От пятилетнего ребенка до меня только
шаг. А от новорожденного до пятилетнего
страшное расстояние».
Однако накопление знаний и представлений
без соответствующего руководства идет
бессистемно: они могут быть поверхностны,
нередко ошибочны. Ребенок думает, что
«облако - это вата», а «звезды - электрические
лампочки». Наблюдая окружающую жизнь,
он самостоятельно пытается делать выводы.
В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»
приведено немало детских высказываний,
свидетельствующих о пытливости ума ребенка.
Задача педагога состоит в последовательном
увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении,
уточнении, систематизации. Ребенок должен
получить четкие представления об окружающих
предметах, их назначении, некоторых качествах
(цвет, величина, форма) и свойствах (бьется,
ломается, рвется, льется и др.), о материалах,
из которых они сделаны. Он приобретает
также знания о некоторых природных явлениях,
их взаимосвязях и закономерностях (характерных
признаках времен года и взаимосвязи между
этими признаками, типичных особенностях
некоторых животных и связи их с образом
жизни этих животных и т. п.). В процессе
наблюдений за явлениями неживой природы,
развитием растений, насекомых, животных
воспитатель формирует у детей зачатки
материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными им
общественными явлениями и событиями:
трудом советских людей, с общенародными
праздниками; с Москвой - столицей Советского
государства, с некоторыми народами, живущими
в нашей стране. Детей знакомят с жизнью
и деятельностью В. И. Ленина и его соратников.
Ознакомление с общественными явлениями
и событиями способствует воспитанию
у детей интереса к общественной жизни
страны, формированию чувства любви к
Родине и основ интернационализма.
Важной задачей умственного воспитания
является развитие познавательных психических
процессов - ощущений, восприятия, памяти,
воображения, мышления, а также развитие
речи.
Познание окружающего мира начинается
с ощущений и восприятий. Чем выше уровень
их развития, тем богаче возможности познания
окружающей действительности. Поэтому
в детском саду большое внимание уделяется
сенсорному воспитанию.
Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит
развитию речи. Человек пользуется родным
языком для выражения своих мыслей и понимания
высказанного другими. Овладение речью
дает ребенку возможность получать знания
о действительности опосредованно (через
рассказ, художественное произведение,
объяснение воспитателя и т. п.), а не только
путем непосредственного восприятия предметов
или явлений. В детском саду решаются такие
задачи речевого развития, как обогащение
словаря, формирование грамматического
строя, развитие связной речи.
В дошкольном возрасте у детей формируется
способность сознательного запоминания,
увеличивается объем памяти; задача состоит
в том, чтобы упражнять произвольную память,
обогащать ее полезными знаниями.
Большое внимание уделяется развитию
воображения; оно необходимо для всякой
творческой деятельности. В первые дошкольные
годы - это воссоздающее воображение, на
основе которого с накоплением жизненного
опыта и развитием мышления формируется
творческое воображение. Для младшего
дошкольника характерно наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление. На этой
основе развивается словесно-логическое,
понятийное мышление. Воспитатель формирует
у детей аналитико-синтетическую мыслительную
деятельность, которая дает возможность
глубже понимать явления, выделять существенные
и несущественные их стороны.
Любознательность - качество, присущее
ребенку. Оно выражается в активном интересе
к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть,
потрогать, привести в действие. О наличии
любознательности свидетельствуют и многочисленные
вопросы.
Воспитатель поддерживает любознательность
дошкольников, организуя наблюдения, стараясь
вовремя ответить на возникающие у них
вопросы, направляя их мысль на самостоятельный
поиск ответа. Задача умственного воспитания
- развивать детскую любознательность,
пытливость ума и формировать на их основе
устойчивые познавательные интересы.
Перед детским садом стоит задача развивать
умственные способности ребенка. Способностями
в психологии принято называть такие свойства
личности, которые создают предпосылки
к успешному овладению той или иной деятельностью.
Способности проявляются и развиваются
в процессе соответствующей тельности.
Умственные способности человека могут
характеризоваться такими качествами
ума, как сообразительность (быстрота
умственной реакции), критичность (способность
объективно оценивать факты, явления,
результаты труда и анализировать их,
замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность
к настойчивому поиску решения умственной
задачи, использование различных способов
для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Воспитатель таким образом организует
умственную деятельность детей, чтобы
способствовать развитию этих качеств.
Для развития сообразительности он проводит
игры, где надо быстро дать ответ («Назови
следующее число», «Скажи наоборот», «Летает
- не летает» и др.), в быстром темпе решать
несложные задачи; для развития критичности
ума привлекает детей к анализу детских
работ, ответов; для развития пытливости
организует элементарную исследовательскую
деятельность, предлагает задачи-головоломки.
Одной из задач умственного воспитания
дошкольников является развитие интеллектуальных
умений и навыков, т. е. формирование простейших
способов умственной деятельности: обследование
предметов, выделение в них существенных
и несущественных признаков, сравнение
с другими предметами и т. д. Эти умения
и навыки являются составными элементами
познавательной деятельности, они помогают
ребенку успешно овладевать знаниями.
Актуальность исследования. Социально-экономические
преобразования в обществе диктуют необходимость
в формировании творчески активной личности,
обладающей способностью эффективно и
нестандартно решать новые жизненные
проблемы. В связи с эти встает важная
задача развития творческого потенциала
подрастающего поколения.
Проблема развития мышления дошкольников
актуальна тем, что этот психический процесс
способствует более успешному обучению
ребенка в школе и более быстрому и эффективному
усвоению знаний, умений и навыков. В последние
годы на страницах психолого-педагогической
литературы все чаще ставится вопрос о
необходимости развития творческого мышления
дошкольников.
Начало развития детского мышления связывается
с окончанием периода раннего детства,
когда ребенок впервые демонстрирует
способность замещать одни предметы другими
и использовать одни предметы в роли других
(символическая форма). Дальнейшее развитие
мышления получает в играх, где символические
замены совершаются довольно часто и с
помощью разнообразных средств и приемов.
О развитости детского мышления в дошкольном
возрасте судят не только по представлениям
и ролям, которые дети берут на себя в играх,
но и на основе анализа материальных продуктов
их творчества, в частности поделок и рисунков.
Процесс развития мышления является достаточно
актуальным. Старший дошкольный возраст
– сенситивный период для развития мышления.
На протяжении дошкольного детства существенно
изменяются образы мышления и воображения.
Если у преддошкольника «фантазирование»
ограничивается дополнением наличной
ситуации образами ранее воспринятого,
то у дошкольника постепенно развивается
способность создавать совершенно новые
образы предметов путем сложной переработки
прошлого опыта. Эти образы приобретают
обобщенный характер. Дошкольник научается
выделять в предметах характерное, типическое,
в связи, с чем образы фантазии, оставаясь
конкретными, наглядными, начинают вместе
в тем отображать целые группы сходных
предметов и явлений.
Актуальность данной темы работы состоит
в том, что к концу дошкольного возраста
мышление ребенка становится относительно
независимым от внешней деятельности,
на основе которой оно формировалось.
К этому времени в мышлении появляются
творческие элементы. Эти качества мышления
старшего дошкольника имеют большое значение
для подготовки ребенка к школьному обучению,
когда ребенку необходимо на основе имеющихся
представлений создавать образы предметов,
которых он никогда не воспринимал.
Мышление ребенка-дошкольника не развивается
само собой. Оно складывается и развивается
на основе игровой, изобразительной деятельности,
при восприятии художественных произведений.
I. Литературное воспитание:
1. Чтение книг В. Бианки, Е.И. Чарушина
о животных, М.М. Пришвина, С.Я. Маршака
«Сказка о глупом мышонке», «Пудель», стихотворений
С. Михалкова, Э. Успенского, «Трое из Простоквашино»,
А. Милна «Винни-пух», Д. Мамина-Сибиряка
«Старый воробей», «Богач и Еремка» и др.
2. Рассматривание иллюстраций в книгах,
знакомство детей с изображениями
животных в книгах.
3.Разучивание стихотворений.
4. Просмотр диафильмов.
5. Пение песен. Слушание музыки.
6. Чтение сказок.
7. Разыгрывание игр- драматизаций.
8. Разговоры с детьми о животных, которые
есть у них дома: кошка, собака, рыбы, птицы
(и в детском саду), или которых они видели
на улице, у своих друзей. Предложить детям
понаблюдать за ними и рассказать о них.
9. Беседы о животных на занятиях. Изображение
животных, птиц, рыб в лепке, рисунках,
аппликациях. Лепка «Щенок». Рисование
«Моя кошка», «Как я гуляю со своей собакой»
и т.п.
10. Как мы играли в подвижную игру «Кот
и мыши», «Караси и щука», «Бездомный заяц»,
«Гуси-лебеди» и другие.
11. Коллективные работы:
- Зоопарк–рисование на больших листах.
Дети объединяются по 3-4 человека (подготовительная
и старшая группы). Другой вариант – создание
единой композиции на большом листе или
на полотне обоев. На эту тему могут быть
проведены занятия по лепке, аппликации
или интегрирующие все виды изобразительной
деятельности.
- «Подводный мир» (аппликация или рисование).
На одном большом листе бумаги, затонированном
акварелью способом вливания цвета в цвет,
дети по двое-трое рисуют обитателей морей.
Остальные в это время создают рисунки
отдельных морских животных, которые затем
можно вырезать и наклеить на общую композицию.
- Слушание музыки Н.А. Римского–Корсакова
из оперы «Садко».
II. Беседа с детьми о труде взрослых, приглашение
родителей разных профессий.
1. «Кем ты хочешь быть?» Чтение книг о труде,
профессиях: «Кем быть» В.В. Маяковского,
«Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
Дж. Родари, «Про все на свете», «А что у
вас?» С.В. Михалкова.
2. Рассматривание репродукций с картин,
изображающих труд людей. Индивидуальные
беседы с детьми о работе их родителей,
бабушек, дедушек.
3. Рисование, аппликация на темы людей
разных профессий: «Это он, это он, ленинградский
почтальон», «Мамы разные нужны, мамы разные
важны», «Кем я хочу быть».
4. «Мы едем, едем, едем...» Знакомить детей
со средствами передвижения. Чтение литературы:
«Что я видел» Б.Житкова, «Песенка друзей»,
«От кареты до ракеты» С.Михалкова, «Путешествие
голубой стрелы» Дж.Родари.
5. Разучивание стихотворений.
6. Беседа с детьми о транспорте. Рассматривание
иллюстраций, альбомов о транспорте.
7. Пение песен.
8. Экскурсии по улицам города, поселка
с целью наблюдения за транспортом, игры
детей в уличное движение.
9. Воплощение в рисунках, аппликациях
впечатлений о транспорте.
10. Рисование и аппликация отдельных видов
транспорта (младшая, средняя, старшая
и подготовительная группы). «Как мы играли
в уличное движение» (подготовительная
группа).
11. Создание коллективной композиции «Поездка
друзей», «Веселый поезд», «Голубая стрела»
и т.п.
III. «Наш город» (Город, в котором мы живем).
1. Чтение книг о городе, его улицах, домах,
машинах, разных зданиях: «Приключения
Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном
городе» Н. Носова, «Что я видел» Б. Житкова.
2. Рисование на тему «Дом, в котором я живу»,
«На чем люди ездят». Работа над содержанием
предыдущего цикла.
3. Создание коллективной композиции «Наш
город» (коллективная аппликация или рисование).
4. «Сказочный город» (Волшебный город).
5. Чтение литературных произведений: Русские
народные волшебные сказки, А.С. Пушкин,
«Сказка о царе Салтане ...», А. Волков «Волшебник
изумрудного города», Н. Носов, «Незнайка
в солнечном городе», С.Т. Аксаков, «Аленький
цветочек» и другие.
6. Рисование на тему: «Сказочный домик»,
«Дворец».
7. Аппликация – создание коллективной
композиции на тему: «Волшебное царство».
Можно предложить детям изобразить придуманное
царство, а можно назвать какое-то конкретное,
например «Царство Снежной королевы»,
«Изумрудный город», «Золотое царство»
или что-то другое.
8. Слушание музыки Н.А. Римского–Корсакова
к операм «Сказка о царе Салтане», «Сказание
о невидимом граде Китеже».
6. «Круглый год» («Двенадцать месяцев»).
При целенаправленном развитии воображения
у старших дошкольников необходимо
учитывать следующие условия. У
детей этого возраста должен быть
такой уровень развития воображения,
при котором его основой, пусковым механизмом
и ведущим компонентом является особая
внутренняя позиция. Эта позиция помогает
ребенку подняться над конкретной ситуацией,
посмотреть на неё со стороны, оценить
с разных точек зрения. Она делает ребенка
надситуативным и тем самым более свободным.
Он начинает понимать контекст ситуации
без наглядной опоры – предметного мира
и прошлого опыта. Вместе с тем внутренняя
позиция обеспечивает ребенку ещё одно
качество – она дает ему возможность управлять
своим воображением и, таким образом, делает
воображение произвольным. Все это приводит
к тому, что не воображение владеет малышом,
а он сам становится его хозяином. Для
детей этого возраста характерен вид игры,
получивший в психологии наименование
игры с правилами. Наконец, если рассматривать
взаимосвязи воображения и игры с правилами,
то доминирующей является такая связь,
когда воображение – источник игры.
Таким образом, анализ психолого-педагогической
литературы позволяет говорить о следующих
особенностях воображения.
Воображение является одним из тех новообразований
в психике человека, которое связано с
удовлетворением потребностей выйти за
рамки существующего настоящего и заглянуть
в будущее. Творческое воображение - это
процесс создания новых образов, продуктов
творческого труда, оригинальных идей
обогащающих теорию и практику деятельности
человека.
Сензитивность детского возраста является
одним из основных внутренних природных
факторов развития творческого воображения.
Поэтому выявление психологических особенностей
развития творческого воображения детей
составляет актуальную проблему для современной
педагогической психологии.
Ученые Т. Хризман и В. Базарный, изучавшие
высшую нервную деятельность, утверждают,
что мозг у мальчиков и девочек функционирует
по принципиально разным законам. Возможно,
это суждение слишком категорично, но,
во всяком случае, информацию представители
двух полов воспринимают на самом деле
неодинаково.
В особенностях функционирования двух
полушарий мозга – и кроются важнейшие
различия между мальчиками и девочками.
У детей специализация правого и левого
полушарий еще только формируется. Их
левое полушарие еще нельзя назвать логическим,
но центры речи здесь уже есть, и работает
оно не так, как правое.
Гендерные стереотипы поведения формируются
уже в детском возрасте. В зрелом возрасте
гендерные различия проявляются еще шире.
Взрослые обращаются с разнополыми детьми
так, чтобы приспособить их поведение
к принятым в обществе нормативным ожиданиям.
Если попытаться обозначить те различия,
которые удавалось и удается выявить,
то их оказывается действительно не так
уж и много. К ним относятся такие различия
в интеллектуальной сфере, как большая
выраженность зрительно-пространственных
и математических способностей у мужчин
и вербальных (речевых) у женщин, а также
ряд различий в сфере мотивации и поведения:
мужчины ориентированы на достижение
цели, более агрессивны, менее эмоциональны,
тогда как женщины стремятся избегать
неудач, более капризны, конформны, у них
лучше развита эмпатия.
Качественно процессы восприятия, мышления,
памяти у детей разного пола тоже различаются
достаточно сильно. Девочки при решении
пространственных задач используют речевые
опоры, а при решении речевых, логических
- образные и эмоциональные. Мальчикам
легче пространственные задачи решать
чисто пространственными способами.
Когда мы говорим о диагностике воображения
и о тех уровнях его развития, которые
можно при этом констатировать, то обнаруживаем
одну удивительную способность, лежащую
в основе воображения,– это умение соединять
различные предметы, объекты по смыслу,
содержательно, включая их в единый сюжет.
Объединяя, например, нитку и бабушку,
ребенок говорит, что бабушка ниткой зашивает
носок. Возникла ситуация, которую можно
обыграть, которую можно развить, «вспомнив»,
что носок разорвал щенок и т.п. Так, соединение
предметов предполагает целостную воображаемую
ситуацию. Опираясь на все сказанное ранее,
мы приступаем к целенаправленному развитию
воображения дошкольников.
Основой умственного воспитания является
сенсорное воспитание, которое обеспечивает
развитие и обогащение чувственного опыта
ребенка, формирует его представления
о свойствах и качествах предметов. Сенсорное
воспитание - это целенаправленное развитие
ощущений и восприятий. Слово «сенсорный»
происходит от латинского слова «senstis»
- «чувство», «ощущение», «восприятие»,
«способность ощущения». Познание окружающего
мира начинается с ощущений, с восприятия.
Чем богаче ощущения и восприятия, тем
шире и многограннее будут полученные
человеком сведения об окружающем мире.
Таким образом, сенсорная культура ребенка,
уровень развития его ощущений и восприятий
являются важной предпосылкой успешной
познавательной деятельности.
Сенсорная культура имеет большое значение
и для эстетического воспитания. Умение
различать цвета, оттенки, формы, сочетания
форм и цветов, высоту и тембр звуков дает
возможность лучше понимать произведения
изобразительного и музыкального искусства,
получать удовольствие от слушания музыки,
рассматривания картин, скульптуры и т.
д.
Советская педагогика в вопросах сенсорного
воспитания занимает позиции, принципиально
отличающиеся от позиций буржуазной педагогики,
нашедших свое отражение, в частности,
в системе сенсорного воспитания Марии
Монтессори.
Разработанная Монтессори, в начале XX
в. система сенсорного воспитания ставила
своей целью добиться высокого уровня
различения детьми цветов и оттенков,
форм и величин. Используемые ею дидактические
материалы были созданы в соответствии
с принципом самоконтроля, что давало
возможность детям заниматься самостоятельно,
без участия педагога. Однако при этом
развитие органов чувств не было связано
с развитием речи, с продуктивной деятельностью.
Упор делался на развитие мелкой мускулатуры
рук, формирование способности на ощупь
определять незначительные различия в
величине и форме, улавливать тонкую разницу
в оттенках цвета. Монтессори не ставила
своей целью сделать из детей образованных
людей.
Ребенка дошкольного возраста учат различать
и называть цвета, формируют представления
об их оттенках, о том, что при смешении
красок получаются новые цвета или оттенки,
а также учат сравнивать предметы по цвету,
развивают способность при рассматривании
картины видеть, как с помощью цвета создается
художественная выразительность изображения.
В дошкольном возрасте дети усваивают
пространственные представления «вперед
- назад», «вверху - внизу», «далеко - близко»,
«слева - справа» и другие и руководствуются
ими в жизненных ситуациях, различают
форму предметов, их размеры, сравнивают
предметы между собой.
Постепенно они учатся ориентироваться
во времени и овладевают временными понятиями,
осознают последовательность и продолжительность
времени. Вначале ребенку трудно осмыслить
относительность понятий «вчера», «сегодня»,
«завтра» (как «завтра» вдруг становится
«сегодня», а «сегодня» превращается во
«вчера»), продолжительность времени (минута,
пять минут, час). Это достигается в результате
накопления опыта и целенаправленного
обучения.
В содержание сенсорного воспитания входит
развитие слуховой чувствительности,
умения вслушиваться и различать звуки
в окружающей обстановке, развитие речевого
слуха (звуковой стороны речи, способность
анализировать звуковую структуру слова)
и музыкального слуха (умение различать
звуки по высоте, воспринимать ритмический
рисунок и др.).
Сенсорное воспитание включает в себя
также развитие тактильной чувствительности
- умения различать на ощупь качества предметов
и правильно называть их: гладкий, пушистый,
шершавый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий,
холодный, теплый и др. Одной из сторон
сенсорного воспитания является развитие
обонятельных и вкусовых ощущений.
В процессе повседневной жизни, в играх
и на занятиях под руководством воспитателя
осуществляется разностороннее сенсорное
воспитание дошкольников.
Развитие ощущений и восприятий происходит
успешнее в условиях целенаправленной
содержательной деятельности. Продуктивная
деятельность (рисование, лепка, аппликация,
конструирование) не только создает благоприятные
условия для развития ощущений и восприятий,
но и вызывает потребность в овладении
формой, цветом, пространственными ориентировками.
Прежде чем нарисовать какой-нибудь предмет,
надо вычленить форму, установить ее сходство
с определенной геометрической фигурой;
при сооружении постройки по образцу приходится
расчленить его на части, среди набора
деталей найти необходимые. Основным методом
сенсорного воспитания является обследование
детьми предметов, с целью определения
их свойств.
Обследование - это специально организованное
восприятие предметов для последующего
использования его результатов в той или
иной содержательной деятельности. В процессе
обследования дети учатся выделять и различать
величину, форму, пространственные отношения,
цвет, особенности звуков человеческой
речи и музыкальных звуков.
Одной из важных задач сенсорного воспитания
является формирование у детей представлений
о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны
- это образцы, которые были выработаны
в процессе общественно-исторического
опыта. Такими эталонами являются основные
цвета, геометрические фигуры (шар, куб,
круг, квадрат и др.), различная высота
музыкальных звуков, выраженная в нотах.
Если ребенок знаком с эталонами и их словесными
обозначениями, ему легче ориентироваться
в окружающем мире: он соотносит встречающиеся
ему предметы с тем или иным эталоном и
называет цвет, форму, величину предмета,
пространственное расположение его деталей.
Воспитатель обучает детей приемам обследования.
Вначале ставит перед ними цель: чтобы
нарисовать предмет, надо рассмотреть,
из каких частей он состоит; чтобы соорудить
постройку, надо проанализировать образец.
Затем он знакомит детей с основными этапами
обследования.
При обучении рисованию, конструированию процесс обследования
состоит из следующих этапов: восприятие
целостного облика предмета; вычленение
отдельных его частей и определение их
свойств (форма, величина и т. д.); определение
пространственных взаимоотношений частей
относительно друг друга (выше, ниже, слева,
справа); вычленение более мелких частей
предмета и установление их расположения
по отношению к основным частям; повторное
целостное восприятие предметов.
При подготовке к другим видам деятельности,
например к труду, отбираются и соответствующие
способы обследования. Так, чтобы определить
свойства бумаги и ткани, воспитатель
предлагает детям послушать,- что происходит,
когда мнешь бумагу и ткань, попробовать
разорвать лист бумаги и кусочек ткани,
постирать в воде кукольное платье из
бумаги и из ткани.
Обучение обследованию проводится с учетом
возраста детей: младшим даются предметы
более простые по форме (мячик, кубик, башенка),
окрашенные в основные цвета, без излишних
деталей; старшие могут рассматривать
и анализировать все окружающие их предметы,
выделять большее количество качеств
(цвет, форму, вес, твердость или мягкость,
фактуру материала и др.). Дети, с которыми
последовательно проводится работа по
обследованию, выделяют и называют большое
количество признаков каждого предмета.
Это и есть та аналитическая мыслительная
деятельность ребенка, которая позволит
ему в будущем глубже вглядываться в предметы
и явления, замечать в них существенные
и несущественные стороны, видоизменять
их в нужном направлении.
Воспитатель использует различные возможности
для осуществления сенсорного воспитания.
Так, в изобразительной деятельности ребенок
усваивает цвета и оттенки, в конструктивной
- упражняется в различении формы, величины,
пространственных отношений, свойств
поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая);
при выполнении движений под музыку различает
темп, ритм, характер музыки. На занятии
по лепке педагог обращает внимание детей
младшего возраста на то, что глина мягкая,
из нее удобно лепить; иногда дает кусочек
твердой и кусочек мягкой глины, предлагает
сравнить их, выбрать ту, из которой легче
лепить; когда работы высохнут, предлагает
взять их в руки и потрогать, какие они
твердые. Через чувственное восприятие
ребенок усваивает понятия «твердый»
и «мягкий». А к моменту перехода в старшую
группу уже по внешнему виду может определить
качество глины.
Большие возможности для сенсорного воспитания
предоставляются в работе по ознакомлению
детей с окружающим, особенно с природой.
Действуя с различными предметами, ребенок
получает множество ощущений: его окружают
цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться
и прислушаться. Воспитатель на прогулке
останавливает детей, чтобы послушать,
какие звуки слышны вокруг. Он предлагает
им игру «Кто услышит больше звуков?».
С целью развития зрительных ощущений
педагог организует наблюдение: «Посмотрите
на небо: везде ли оно одинакового цвета?»
Дети замечают, как светятся розоватым
цветом края облаков, за которыми спряталось
солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит
почти в серый и т.д.
По мере накопления чувственного опыта
круг сенсорных представлений ребенка
становится шире. Чтобы сказать, тяжелый
или легкий данный предмет, надо знать,
какова примерная тяжесть других предметов
такой же величины (деревянных, металлических,
пластмассовых). Чтобы определить, твердый
или мягкий этот предмет, надо знать, что
стоит за понятием «твердый» или «мягкий».
Накопленный опыт дети переносят на другие
предметы и явления, используют его в повседневной
жизни: «Давай польем песок: он будет сырой,
и мы из него будем строить тоннель», «Не
поднимай это ведро: в нем песок, он очень
тяжелый». Воспитатель, используя окружающую
обстановку, последовательно развивает
ощущения и восприятия детей.
Умственное воспитание дошкольников
осуществляется в игре, учении, труде,
бытовой деятельности. Чем разнообразнее
деятельность ребенка, тем многостороннее
для него пути познания окружающего и
развития познавательных способностей.
Во всех видах деятельности он общается
с окружающими людьми, приобретает от
них знания и умения, усваивает определенные
отношения, овладевает языком. Целенаправленное
руководство усиливает эффективность
педагогических воздействий, направленных
на решение задач умственного воспитания.
Важным средством умственного воспитания
детей является окружающая действительность:
люди, предметы, природа, общественные
явления. Благодаря взаимодействию с окружающим
миром расширяется кругозор ребенка, развиваются
его познавательные процессы. Общение
со взрослыми, радио- и телевизионные передачи
увеличивают объем информации, которую
получает ребенок из окружающей жизни.
Пользуясь различными предметами, дети
узнают их назначение, свойства и качества:
краски, кисточка, бумага нужны для рисования;
для работы на огороде нужны лопата и грабли;
все вещи сделаны из различных материалов,
обладающих определенными свойствами
(чашка фарфоровая, она бьется, ложка и
вилка металлические), и т. д. Воспитатель
в процессе бытовой деятельности постоянно
направляет внимание детей на то, что их
окружает, подчеркивает отдельные свойства
предметов, обозначает словом те действия,
которые выполняет, пользуется понятиями,
обозначающими пространственные и временные
отношения. Например, во время одевания
он обращает внимание малышей на цвет
одежды, на материал, из которого она сделана:
«У Алеши шапочка теплая, пуховая. Она
пушистая. А у Оли шапка меховая». Укладывая
детей спать, воспитатель говорит: «Сейчас
вечер. Скоро ночь настанет. Дети уснут,
а утром проснутся и будут снова играть».
Много новых знаний ребенок получает в
процессе наблюдений в природе. Наблюдения
за растениями, насекомыми, птицами приносят
детям немало открытий: «цветок распустился»,
«появились листочки», «снежинки похожи
на звездочки», «котята вчера ничего не
видели, а сегодня у них глазки открылись».
Знания детей в процессе наблюдений уточняются:
«Я думал, помидоры на дереве растут, как
яблоки», «А жуки, оказывается, тоже летать
умеют». Воспитатель направляет детские
наблюдения, помогает увидеть и установить
то, что не сразу заметит сам ребенок. Помогая
детям открывать окружающий мир, он не
только делает их жизнь богаче и интереснее,
но и формирует основы материалистических
представлений.
В процессе систематических наблюдений
у детей развивается важное свойство личности
- наблюдательность, т. е. способность быстро
и легко замечать изменения, происходящие
в окружающем. Развитие этого свойства
необходимо для многих профессий. Как
любое другое качество, наблюдательность
развивается в процессе деятельности
и может формироваться направленно под
руководством воспитателя.
Несложные задания на развитие наблюдательности
можно давать детям систематически в повседневной
жизни. Например, до прихода их в детский
сад воспитатель поставил в групповой
комнате букетик ландышей. «Посмотрите,
дети, - говорит он,- что новое появилось
у нас в комнате, и скажите мне потихоньку.
Я хочу знать, кто из вас самый наблюдательный».
Развитие наблюдательности способствует
формированию у детей устойчивых познавательных
интересов. Уже в дошкольном возрасте
у отдельных детей отмечается устойчивый
интерес к природе (наблюдения за насекомыми,
животными, выращивание растений, уход
за ними), к технике (стремление узнать
устройство заводных игрушек, различных
предметов с механизмами, интерес к механическому
конструктору), к решению всевозможных
задач, головоломок и т. п.
Одним из средств умственного воспитания
является игра - специфическая детская
деятельность, в которой ребенок отражает
окружающую действительность, выявляет
свои знания, делится ими с товарищами.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют
на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые
расширяют представления об окружающем
и способствуют развитию речевого общения;
игры-драматизации помогают более глубокому
пониманию произведений художественной
литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные
развивают конструктивные способности
и расширяют знания о геометрических фигурах
и пространственных отношениях. Игра будет
активно воздействовать на умственное
развитие ребенка, если воспитатель обогащает
ее содержание, правильно организует.
Дети играют в корабль, который отправляется
в плавание. Штурман намечает маршрут,
члены экипажа занимаются охотой; во время
аварии они по рации связываются с землей,
вызывают вертолет, который привозит необходимое
оборудование для ремонта, после чего
корабль благополучно возвращается в
порт.
В ходе игры дети обмениваются знаниями,
придумывают разные варианты игровых
ситуаций. Воспитатель, наблюдая за игрой,
уточняет их представления, предлагает
новые роли, игровые действия, ситуации
и тем самым расширяет детский кругозор.
В играх дети заранее намечают тему, обсуждают
план, обдумывают, какое оборудование
необходимо приготовить, изготовляют
его, устанавливают игровые правила. Это
требует от детей умственной активности
и целенаправленности и способствует
их формированию.
Особенно важное место в умственном воспитании
занимают дидактические игры, обязательными
элементами которых являются познавательное
содержание и умственная задача. Многократно
участвуя в игре, ребенок прочно усваивает
знания, которыми он оперирует (например,
названия и внешний вид растений, предметов,
необходимых для труда, содержание литературных
произведений и т. п.). Решая умственную
задачу в игре, малыш упражняется в произвольном
запоминании и воспроизведении, в классификации
предметов или явлений по общим признакам,
в выделении свойств и качеств предметов,
в определении их по отдельным признакам.
Например, в играх «Что изменилось?», «Чего
не стало?» ребенок должен запомнить ряд
предметов или их расположение, а затем
восстановить в памяти эту картину и определить,
какие изменения произошли. В играх «Найди
предмет такой же формы», «Подбери по цвету»,
«Кому что нужно для работы» необходимо
сгруппировать предметы по общим признакам.
В играх «Узнай по описанию», «Чудесный
мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют
предмет по одному из признаков.
Таким образом, дидактические игры не
только способствуют закреплению и уточнению
знаний, но и активизируют мыслительную
деятельность детей.
Игра как свойственная ребенку деятельность
позволяет ему упражняться в решении умственных
задач без особого напряжения. В процессе
труда происходит практическое обследование
предметов: ребенок знакомится не только
с их внешними свойствами и качествами,
но и с теми изменениями, которые они претерпевают
в процессе деятельности: мыло пенится;
перекопанная земля становится мягкой,
рыхлой; из увлажненного песка хорошо
строить и т. п.
Труд в природе дает возможность ребенку
устанавливать причинно-следственные
связи, помогает понять взаимосвязи и
взаимозависимости явлений; на основе
собственных наблюдений он делает умозаключения,
выводы: если растение не поливают, оно
гибнет; на грядке, которая хорошо освещена
солнцем, растения развиваются быстрее,
в тени - медленнее; на растениях осенью
созревают плоды и семена, весной из них
можно вырастить новые растения.
Хотя труд, игра и бытовая деятельность
оказывают большое влияние на умственное
развитие детей, ведущая роль в умственном
воспитании принадлежит обучению. Преимущество
обучения заключается в том, что оно целенаправленно.
Обучение осуществляется систематически,
планомерно, - этим обеспечивается определенная
последовательность в накоплении знаний
и умений, а также их прочность.