Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
Организация учебного процесса в образовательной системе требует ее перестройки и в условиях дошкольных учреждений. Переосмысление содержания, форм и методов обучения в логике субъектных отношений должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание педагогических условий, позволяющих обеспечить адаптацию новых, наиболее продуктивных технологий обучения и развития детей в системе дошкольного образования.
ВВЕДЕНИЕ ………..………………………………………………………..…..3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………4
1.1 Психологопедагогические исследования по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста …………………………………...4
1.2. Виды дидактических игр и их содержание…………………………………....9
Особенности детей старшего дошкольного возраста…………………...…..15
2. ЭКСПЕРТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………19
Выявление уровней умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...19
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...............................................................62
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..65
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психологопедагогические исследования по проблеме умственного
воспитания детей дошкольного возраста …………………………………...4
1.2. Виды дидактических игр и их содержание…………………………………....9
2. ЭКСПЕРТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………19
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..65
ВВЕДЕНИЕ
Организация учебного процесса
в образовательной системе
Приоритет воспитательного проц
Между тем, известна позиция о том, что при работе с детьми недостаточно лишь активно воздействовать на интеллект, но и необходимо его развивать. Актуальность этой позиции в настоящее время продиктована усиливающейся тенденцией воплощения начальной школой принципов развивающего обучения.
В педагогической теории накоплен определенный опыт работы по развитию мышления детей дошкольного возраста как основной части умственного аппарата. В разработанной Л.А. Венгером теории наглядные пространственные модели применяются как средство умственного развития дошкольника. Рассмотрено умственное развитие как обогащение содержания интеллекта ребенка, с одной стороны, и как возникновение у него новых средств и способов мышления, с другой стороны
Подчеркнута роль наглядно-схематических средств обучения при переходе детей от предметных действий к теоретическому содержанию учебного материала.
Кроме того, создан ряд теоретических и методических пособий, направленных на развитие логического, творческого мышления детей дошкольного возраста в ходе формирования математических понятий, отмечена роль раннего обучения математике в умственном развитии ребенка.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Психолого педагогические исследования по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста.
В последнее время педагогические условия повышения умственной работоспособности детей 4-6 лет рассмотрены в работе Т.С. Яковлевой, диалогические наглядные схемы как средство мышления дошкольников обоснованны в исследовании P.P. Зинуровой, репрезентация общих умственных способностей в индивидуальном и групповом сознании выделена в трудах Е.Ю.Самсоновой.
Вместе с тем, в психолого-педагогической
литературе содержится мало сведений
об условиях педагогического взаимодействия, направленного
на умственное развитие дошкольников
при подготовке их к обучению в школе,
о специфике использования методов, форм,
средств обучения, стимулирующих переход
ребенка на более высокие уровни мыслительной деятельнос
В работе по умственному развитию дошкольников слабо представлен методический аспект развития их математических способностей. Однако известно, что раннее занятие именно математикой представляет собой большой потенциальный резерв умственного развития детей. При этом речь идет не о формировании элементарных математических представлений, а о развивающей технологии, направленной на понимание детьми производимых математических операций, на реализацию целостного, синтетического подхода в системе умственного развития дошкольника.
Проведенное пилотажное исследование, в котором приняли участие более 500 респондентов: воспитатели, методисты, заведующие детскими садами, студенты, обучающиеся на заочном отделении педагогического факультета педагогического университета, показало, что специалисты дошкольных учреждений в достаточной мере не располагают сведениями о системном подходе к умственному развитию детей средствами математики. Подавляющее большинство педагогов ДОУ (90%) указали на то, что они испытывают значительные затруднения в организации педагогической деятельности по формированию и развитию мыслительных действий у обучаемых.
Таким образом, проведенное
нами исследование позволяет, что проблема
умственного развития детей дошкольного
возраста изучается и интерпретируется
с различных точек зрения в
психологических и педагогическ
В этой связи, обостряется противоречие между постоянно растущими требованиями к уровню умственной развитости ребенка, реализации его потенциальных возможностей и способностей при подготовке к обучению в школе, и нескоординированностью педагогических требований по созданию оптимально-благоприятных условий развития и обучения детей дошкольного возраста.
Опора только на традиционные дидактические фор
Цель исследования - выявить оптимальные педагогические условия, способствующие активизации умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.
Объектом исследования является умственное развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс умственного развития детей дошкольного возраста в ходе формирования математических представлений и понятий.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс умственного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективен, если :
- реализуется единство
понятийных, образных и практических
действий ребенка в процессе ус
- осуществляется полное усвоение
-устанавливается единство
и взаимосвязь форм, методов, средств
обучения детей старшего
- ребенок в процессе обучения приобретает прочный навык использования полученных знаний при решении проблемных задач и выполнении действий в уме;
- процесс умственного развития детей целенаправлен и осуществляется систематически посредством комплекса игр и учебных упражнений в разных формах педагогической деятельности дошкольных учреждений.
В соответствии с целью и гипотезой выделяются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы умственного развития детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования.
2. Разработать методику
диагностического типа и с
ее помощью определить меру сфо
3. Определить факторы активизации и основные тенденции умственного развития детей дошкольного возраста в процессе изучения математики.
4. Опытно - экспериментальным
путем проверить разработанный
комплекс педагогических
Методологической основой исследования являются: психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, разработанная JI.B. Занковым, Д.Б. Элькониным - В.В.Дывыдовым; исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Н.П.Батищева, А.Л.Венгер, Н.Е. Веракса и другие); педагогические теории логико-математического развития дошкольников (В.В.Данилова, А.З.Зак, А.И.Маркушевич, Ж.Папи и другие).
Исследование базируется
на научных психолого-
Методы исследования определены гипотезой, задачами и целью, работы. Для проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта, педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы, тестирование, анкетирование педагогов и психологов дошкольных учреждений и начальных классов, составление психолого-педагогических характеристик на основе диагностики умственного развития детей, анализ содержания, подбор методов, приемов, дидактического материала, проведение педагогического эксперимента, обобщение материалов эксперимента.
Опытно-экспериментальной и внедренческой базой явились дошкольные учреждения.
Исследование проводилось в три основных этапа:
1 этап - поисково-теоретический:
на основе анализа психолого-
2 этап - опытно-экспериментальный: выявление, изучение, создание и внедрение основных педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.
3 этап - итогово-обобщающий:
анализ, систематизация и
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе определены, изучены и экспериментально проверены педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий, обоснованы пути практической реализации предложенного комплекса педагогических условий на базе ДОУ; исследованы возможности и особенности реализации проблемных методов обучения в практике дошкольного образования.
Теоретическая значимость
исследования заключается в том,
что в работе дан системный
анализ современных концепций умственн
Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе результатов экспериментальной работы созданы научно-методические рекомендации по внедрению выявленного комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в практику ДОУ. Обозначены уровни усвоения детьми математических понятий и умственного развития. Разработана методика диагностического типа по их выявлению.