Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа
Предметом исследования является дидактическая игра как средство повышения умственной активности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Определить сущность, виды и функции дидактических игр;
Дать характеристику умственного развития детей дошкольного возраста;
Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;
Провести формирующий эксперимент и разработать методические рекомендации по повышению умственной активности детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность [22, c.71].
Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного материала на словесный и др.
При проведении дидактической игры воспитатель обязан продумать ее структуру, тщательно и всесторонне разработать план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.
Воспитатель
должен довести структуру
Для правильного планирования дидактических игр педагогам, прежде всего, необходимо самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с дошкольниками.
При
подборе дидактических игр
Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней дошкольников. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляя сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
В процессе дидактических игр дошкольники учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.
Таким
образом, руководство дидактическими
играми в старшем дошкольном возрасте
требует от педагога большой, продуманной
работы в процессе их подготовки и проведения.
Это обогащение детей соответствующими
знаниями, подбор дидактического материала,
а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками,
организация условий для игры, выполнение
требований к проводимым дидактическим
играм, а также четкое определение своей
роли в игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя выше сказанное, можно сделать следующие выводы:
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, память, мышление, творчество, общая инициативность. В дошкольном возрасте закладываются основы познавательной деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Одним из методов, повышающих умственную активность детей старшего дошкольного возраста, является дидактическая игра. Дидактическая игра – явление сложное и многогранное, в которой определяются виды, типы, структура, функции, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Дидактическая игра является ценным средством повышения умственной активности детей потому, что она активизирует психические процессы и вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней ребенок охотно преодолевает значительные трудности, тренирует свои силы, развивает способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая
игра как средство повышения умственной
активности дошкольников содержит в
себе большие потенциальные возможно
Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация условий для игры, выполнение требований к проводимым дидактическим играм, а также четкое определение своей роли в игре.
Занимательность условного мира дидактической игры делает эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.
Формирующий
эксперимент подтвердил, что включение
в учебно-воспитательный процесс
дидактических игр способствует
повышению умственной активности детей
старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы