Дидактическая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является дидактическая игра как средство повышения умственной активности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Определить сущность, виды и функции дидактических игр;
Дать характеристику умственного развития детей дошкольного возраста;
Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;
Провести формирующий эксперимент и разработать методические рекомендации по повышению умственной активности детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 100.74 Кб (Скачать)

     Необходимость повторности игры определяется и  тем, что не все ее участники одинаково  успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность [22, c.71].

     Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к  ней продолжительный интерес, при  ее повторности дидактические и  игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного материала на словесный и др.

     При проведении дидактической игры воспитатель  обязан продумать ее структуру, тщательно и всесторонне разработать план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.

     Воспитатель должен довести структуру дидактической  игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы [19, c.59].

     Для правильного планирования дидактических  игр педагогам, прежде всего, необходимо самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с дошкольниками.

     При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на повышение умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде [13, c.69].

     Руководя  дидактической игрой, воспитатель  должен помнить о добровольности участия в ней дошкольников. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

     В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляя сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

     В процессе дидактических игр дошкольники учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

     Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация условий для игры, выполнение требований к проводимым дидактическим играм, а также четкое определение своей роли в игре. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Анализируя  выше сказанное, можно сделать следующие  выводы:

     Дошкольный  возраст является уникальным и решающим периодом  развития ребёнка, когда  возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно  развивается воображение, память, мышление, творчество,  общая инициативность. В дошкольном возрасте закладываются основы познавательной деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

     Одним из методов, повышающих умственную активность детей старшего дошкольного возраста, является дидактическая игра. Дидактическая игра – явление сложное и многогранное, в которой определяются виды, типы, структура, функции, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

     Дидактическая игра является ценным средством повышения умственной активности детей потому, что она активизирует психические процессы и вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней ребенок охотно преодолевает значительные трудности, тренирует свои силы, развивает способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.

     Дидактическая игра как средство повышения умственной активности дошкольников содержит в  себе большие потенциальные возможности:

    • Активизирует познавательные процессы;
    • Воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
    • Развивает познавательные способности;
    • Учит дошкольников действовать по правилам, развивает любознательность;
    • Закрепляет знания, умения.

     Руководство дидактическими играми в старшем  дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация условий для игры, выполнение требований к проводимым дидактическим играм, а также четкое определение своей роли в игре.

     Занимательность условного мира дидактической игры делает эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

     Формирующий эксперимент подтвердил, что включение  в учебно-воспитательный процесс  дидактических игр способствует повышению умственной активности детей старшего дошкольного возраста.  
 
 

Список  использованной литературы

  1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: «Академа», 2002. – 188 с.
  2. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З.М. Богуславская. - М.: Радуга, 2004. – 221 с.
  3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. -  М.: Просвещение, 1999. – 237 с.
  4. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – С.-Пб.: Союз, 2002.
  6. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 2000. – 420 с.
  7. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко. – М.: Педагогика, 2005. 
  8. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: «Эксмо-Пресс», 1998. – 216 с.
  9. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец. -  М.: Мысль, 2000. – 420 с.
  10. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения / А.А. Катаева. - М.: Владос, 2005. – 121с.
  11. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Радуга, 2007. - 323 с.
  12. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития дошкольника / Н.А. Менчинская. - М.: Педагогика, 2004. - 218 с.
  13. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2004.- 98 с.
  14. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2008. – 144 с.
  15. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 1999. – 225 с.
  16. Праздников, Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности / Г.А. Праздников. - С.-Пб.: «Питер», 2006. - 412 с.
  17. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2006.
  18. Терский, В.Н. Игра. Творчество. Жизнь / В.Н. Терский. – М.: Просвещение, 2006. – 264 с.
  19. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2005. — 192 с.
  20. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
  21. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2000.- 207 с.
  22. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1995. – Т.10. – 510 с.
  23. Шлаков, С.А. Игра и дети / С.А. Шлаков. – М.: "Эксмо-Пресс", 1990. – 267 с.
  24. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: "Новая школа", 1998. – 380 с.
  25. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 362 с.
  26. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: “Модек”, 1995. – 416с.

Информация о работе Дидактическая игра