Ход:
дошкольнику дается задание придумать
рассказ (историю, сказку и др.) о каком-либо
живом существе (человеке, животном) и
изложить его устно в течение 5 минут. На
придумывание темы и сюжета рассказа (истории,
сказки) отводится 1 минута, после чего
ребенок приступает к рассказу.
В
ходе рассказа творчество
дошкольника оценивается
по следующим признакам:
- Скорость
процессов воображения (малыш самостоятельно
придумал рассказ в течение 1 минуты);
- Необычность,
оригинальность образов;
- Богатство
фантазии;
- Глубина и
детализированность образов (дошкольник
описал более 10 предметов);
- Впечатлительность,
эмоциональность рассказа (сказки, истории
и др.) [24, c.98].
По
каждому из этих признаков
ребенок получает
от 1 до 3 баллов:
3
балла – соответствующие признаки
выражены достаточно сильно;
2
балла – признаки имеются, но выражены
слабо;
1
балл – данные признаки в рассказе
отсутствуют.
Методика
4. Изучение оперативной слуховой памяти
(А.Н. Леонтьев)
Цель:
определение объема непосредственного
запоминания словесного материала.
Оборудование:
набор из 10 слов (дом, солнце, ворона, часы,
карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка).
Ход:
экспериментатор зачитывает слова. Дошкольник
должен постараться их запомнить и повторить.
Слова предъявляются в медленном темпе
(приблизительно одно слово в секунду).
Затем слова сразу воспроизводятся ребенком.
Порядок воспроизведения значения не
имеет. Изменение слова считается ошибкой
(солнце – солнышко, карандаш - карандаши)
[11, c.77].
Обработка
результатов:
3
балла – 8-10 правильных ответов;
2
балла – 5-7 правильных ответов;
1
балл – 2-4 правильных ответов;
Оценка
результатов, полученных при помощи
вышеперечисленных методик, позволила
нам выделить три уровня суммарных показателей:
9-12
баллов - высокий уровень развития познавательной
активности;
5-8
баллов - средний уровень развития познавательной
активности;
4
балла и ниже - низкий уровень развития
познавательной активности.
На
основе результатов
проведенной диагностики
были получены такие
данные:
- Высокий
уровень умственной активности – 15%
детей (3 дошкольника). Дети обладают большим
объёмом информации, имеют широкие и глубокие
познавательные интересы к окружающему
миру, способны делать выводы. Ребята умеют
рассуждать, анализировать, сравнивать
и обобщать;
- Средний
уровень умственной активности – 60%
(7 дошкольников). Дети проявляют интерес
и активность лишь в определенных случаях
и не стараются искать нестандартные решения.
Они способны делать выводы, но отсутствует
стремление к самостоятельному добыванию
информации;
- Низкий
уровень умственной активности – 25%
детей (4 дошкольника). Ребята пассивны,
слабо реагируют на требования педагога,
не проявляют заинтересованности. У детей
наблюдается слабая память, плохое запоминание
материала, они включаются в деятельность
только под давлением воспитателя.
На
основе результатов проведенной
диагностики был организован
и проведен второй этап работы –
формирующий эксперимент, который
был направлен, на то, чтобы помочь
детям преодолеть трудности, которые
у них возникают при развитии
познавательных процессов. В этой группе
один раз в неделю в течение
месяца проводились занятия, на которых
использовался разработанный нами
комплекс дидактических игр, с целью
повышения умственной активности дошкольников.
В
подготовку к разработке
комплекса дидактических
игр входило:
- Отбор игр
в соответствии с задачами воспитания
и обучения, углубления и обобщения знаний,
развития познавательных способностей,
активизация психических процессов (память,
внимание, мышление, речь и воображение);
- Установление
соответствия отобранной дидактической
игры программным требованиям воспитания
и обучения детей старшего дошкольного
возраста;
- Определение
наиболее удобного времени проведения
дидактической игры (в процессе организованного
обучения на занятиях или в свободное
от занятий и других режимных процессов
время);
- Выбор места
для игры, где дошкольники могут спокойно
играть, не мешая другим (игровая площадка);
- Определение
количества играющих (вся группа, небольшие
подгруппы, индивидуально);
- Подготовка
необходимого дидактического материала
для выбранной игры (игрушки, разнообразные
предметы, картинки, природный материал);
- Подготовка
к игре детей: обогащение их знаниями,
представлениями о предметах и явлениях
окружающей жизни, необходимыми для решения
игровой задачи.
Проведение
нами комплекса дидактических
игр включало:
- Ознакомление
детей с содержанием игры, с дидактическим
материалом, который будет использован
(показ предметов, картинок, краткая беседа,
в ходе которой уточняются знания и представления
ребят о них);
- Объяснение
хода и правил игры. При этом мы обращали
внимание на поведение дошкольников в
соответствии с правилами игры, на четкое
выполнение правил (что они запрещают,
разрешают, предписывают);
- Показ игровых
действий, в процессе которого мы учили
ребят правильно выполнять действие, доказывая,
что в противном случае игра не приведет
к нужному результату (например, кто-то
из детей подсматривает, когда нужно закрыть
глаза);
- Подведение
итогов игры – это ответственный момент
в руководстве ею, так как по результатам,
которых дошкольники добиваются в игре,
можно судить об её эффективности, о том
будет ли она с интересом использоваться
в самостоятельной игровой деятельности
ребят.
Реализация
нами комплекса дидактических игр
осуществлялась при создании следующих
психолого-педагогических
условий:
- Учет возрастных
и индивидуальных особенностей детей;
- Предоставление
дошкольникам самостоятельности в решении
предоставляемых задач, развитие инициативы;
- Постепенное
усложнение материала и включение в занятие
новых видов интеллектуальной активности;
- Использование
стимулирующей помощи взрослого в ситуациях,
вызывающих у ребят какие-либо затруднения.
Третьим
этапом нашей работы являлся контрольный
срез, цель которого – выявление эффективности
проведенной работы. На этом этапе нами
была проведена повторная диагностика,
в которой использовались методики и критерии,
изложенные выше.
Анализ
повторной диагностики позволил
нам сделать следующие выводы
о развитии умственной активности группы
детей дошкольного возраста после проведения
комплекса дидактических игр:
- Высокий уровень
умственной активности - 20% детей (4 дошкольника);
- Средний уровень
умственной активности - 70% детей (8 ребят);
- Низкий уровень
умственной активности - 10% детей (2 ребенка).
Формирующий
эксперимент подтвердил, что включение
в учебно-воспитательный процесс
дидактических игр способствует
повышению умственной активности детей
старшего дошкольного возраста. Практическое
применение дидактических заданий и упражнений
в группе благоприятствовало повышению
умственной активности дошкольников.
Благодаря комплексу дидактических игр
у детей улучшилось логическое мышление,
память, воображение, внимание и творческое
представление.
2.2.
Рекомендации по
повышению умственной
активности дошкольников
средствами дидактических
игр
Важнейшее
условие успешного
руководства дидактическими
играми - умение завоевать доверие
детей, установить с ними контакт. Это
достигается только в том случае, если
педагог относится к игре серьезно, с искренним
интересом, понимает желания детей, их
переживания.
Руководство
детскими дидактическими играми должно
иметь целью:
- Установление
правильного соотношения между игрой
и миром, знаниями в жизни ребенка;
- Развитие
в игре психических качеств (внимания,
памяти, сосредоточенности, воображения
и др.), необходимых для будущего деятеля
и работника;
- Повышение
умственной активности дошкольников [11,
c.32].
Руководство
дидактической игрой требует
большого педагогического мастерства.
Отбирая игры, воспитатель должен
исходить из того, какие программные
задачи он будет решать с их помощью, как
дидактическая игра будет способствовать
повышению умственной активности детей,
воспитанию нравственных сторон личности,
тренировке сенсорного опыта. Воспитатель
обязан детально продумывать, как, выполняя
программную задачу, сохранить игровое
действие, высокий темп игры и обеспечить
возможность каждому ребенку активно
действовать в игровой ситуации.
Для
того чтобы дидактическая игра была
эффективным средством повышения
умственной активности ребенка, при организации
и проведении игр необходимо выполнение
следующих условий:
- Содержание
игры должно служить повышению умственной
активности;
- Необходим
учет индивидуальных и возрастных особенностей.
- Наличие у
педагога определенных знаний и умений
относительно дидактических игр;
- Выразительность
проведения дидактической игры;
- Необходимость
включения педагога в игру;
- Используемая
в дидактической игре наглядность должна
быть простой, доступной и емкой;
- Вариативность
применения комплекса дидактических,
стимулирующих интеллектуальное развитие
дошкольников.
Руководя
играми в старшей группе, необходимо
учитывать возросшие возможности
детей. В этом возрасте ребенку свойственны
любознательность, наблюдательность,
интерес ко всему новому, необычному: ему
хочется самому отгадать загадку, найти
правильное решение задачи, высказать
собственное суждение. С расширением объема
знаний происходят изменения и в характере
умственной деятельности. Поэтому при
отборе игр главное внимание должно обращаться
на степень трудности игровых правил и
действий. Последние должны быть такими,
чтобы при их выполнении, дети проявляли
умственные и волевые усилия [13, c.84].
Таким
образом, мы видим, что в основе любой
игровой методики, проводимой на занятиях,
должны лежать следующие принципы:
- Актуальность
дидактического материала (наглядные
пособия и др.) помогает дошкольникам воспринимать
задания как игру, чувствовать заинтересованность
в получении верного результата, стремиться
к лучшему из возможных решений;
- Коллективность
позволяет сплотить детский коллектив
в единую группу, в единый организм, способный
решать задачи более высокого уровня,
нежели доступные одному ребенку, и зачастую
- более сложные;
- Соревновательность
создает у учащегося стремление выполнить
задание быстрее и качественнее конкурента,
что позволяет сократить время на выполнение
задания с одной стороны, и добиться реально
приемлемого результата с другой [15, c.45].
На
основе указанных принципов можно
сформулировать требования, к проводимым
на занятиях дидактическим играм:
- Первое требование
состоит в том, чтобы игры повышали умственную
активность детей дошкольного возраста;
- Способность
пробуждать непосредственный интерес
у детей;
- Обеспечение
детям возможности проявить свои способности;
- Вовлечение
ребенка в соревнование;
- Предоставление
самостоятельности в поиске знаний, в
формировании умений и навыков;
- Доступность
для дошкольника в игре источников новых
знаний, умений и навыков;
- Получение
заслуженных поощрений за успехи.
Однако
чтобы игры полностью решали поставленные
в них задачи, необходимо строго
соблюдать методику их проведения.
В методику проведения дидактической
игры входят:
- Объявление
названия игры;
- Сообщение
о расположении ее участников (сидя за
столом, стоя у доски, групповые объединения)
и порядке использования игрового материала;
- Объяснение
хода игры (игровых заданий);
- Показ воспитателем
выполнения отдельных действий;
- Подведение
итогов игры и объявление победителя.
Заканчивая
игру, воспитатель должен напоминать
ребятам название игры, отдельные
игровые правила. При повторном
проведении игры дошкольники усваивают
полный порядок, игровые правила и способы
действий.