Дидактическая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является дидактическая игра как средство повышения умственной активности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Определить сущность, виды и функции дидактических игр;
Дать характеристику умственного развития детей дошкольного возраста;
Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;
Провести формирующий эксперимент и разработать методические рекомендации по повышению умственной активности детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 100.74 Кб (Скачать)

     Ход: дошкольнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку и др.) о каком-либо живом существе (человеке, животном) и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы и сюжета рассказа (истории, сказки) отводится 1 минута, после чего ребенок приступает к рассказу.

     В ходе рассказа творчество дошкольника оценивается по следующим признакам:

    • Скорость процессов воображения (малыш самостоятельно придумал рассказ в течение 1 минуты);
    • Необычность, оригинальность образов;
    • Богатство фантазии;
    • Глубина и детализированность образов (дошкольник описал более 10 предметов);
    • Впечатлительность, эмоциональность рассказа (сказки, истории и др.) [24, c.98].

     По  каждому из этих признаков  ребенок получает от 1 до 3 баллов:

     3 балла – соответствующие признаки выражены достаточно сильно;

     2 балла – признаки имеются, но выражены слабо;

     1 балл – данные признаки в рассказе отсутствуют.

     Методика 4. Изучение оперативной слуховой памяти (А.Н. Леонтьев)

     Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

     Оборудование: набор из 10 слов (дом, солнце, ворона, часы, карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка).

     Ход: экспериментатор зачитывает слова. Дошкольник должен постараться их запомнить и повторить. Слова предъявляются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду). Затем слова сразу воспроизводятся ребенком. Порядок воспроизведения значения не имеет. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, карандаш - карандаши) [11, c.77].

     Обработка результатов:

     3 балла – 8-10 правильных ответов;

     2 балла – 5-7 правильных ответов;

     1 балл – 2-4 правильных ответов;

     Оценка  результатов, полученных при помощи вышеперечисленных методик, позволила нам выделить три уровня суммарных показателей:

     9-12 баллов - высокий уровень развития познавательной активности;

     5-8 баллов - средний уровень развития познавательной активности;

     4 балла и ниже - низкий уровень развития познавательной активности.

     На  основе результатов  проведенной диагностики  были получены такие данные:

    1. Высокий уровень умственной активности – 15% детей (3 дошкольника). Дети обладают большим объёмом информации, имеют широкие и глубокие познавательные интересы к окружающему миру, способны делать выводы. Ребята умеют рассуждать, анализировать, сравнивать и обобщать;
    2. Средний уровень умственной активности – 60% (7 дошкольников). Дети проявляют интерес и активность лишь в определенных случаях и не стараются искать нестандартные решения. Они способны делать выводы, но отсутствует стремление к самостоятельному добыванию информации;
    3. Низкий уровень умственной активности – 25% детей (4 дошкольника). Ребята пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности. У детей наблюдается слабая память, плохое запоминание материала, они включаются в деятельность только под давлением воспитателя.

     На  основе результатов проведенной  диагностики был организован  и проведен второй этап работы –  формирующий эксперимент, который  был направлен, на то, чтобы помочь детям преодолеть трудности, которые  у них возникают при развитии познавательных процессов. В этой группе один раз в неделю в течение  месяца проводились занятия, на которых  использовался разработанный нами комплекс дидактических игр, с целью  повышения умственной активности дошкольников.

     В подготовку к разработке комплекса дидактических  игр входило:

    • Отбор игр в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубления и обобщения знаний, развития познавательных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и воображение);
    • Установление соответствия отобранной дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;
    • Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
    • Выбор места для игры, где дошкольники могут спокойно играть, не мешая другим (игровая площадка);
    • Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
    • Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разнообразные предметы, картинки, природный материал);
    • Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

     Проведение  нами комплекса дидактических  игр включало:

    • Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления ребят о них);
    • Объяснение хода и правил игры. При этом мы обращали внимание на поведение дошкольников в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
    • Показ игровых действий, в процессе которого мы учили ребят правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из детей подсматривает, когда нужно закрыть глаза);
    • Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дошкольники добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

     Реализация  нами комплекса дидактических игр  осуществлялась при создании следующих  психолого-педагогических условий:

    • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
    • Предоставление дошкольникам самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы;
    • Постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности;
    • Использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у ребят какие-либо затруднения.

     Третьим этапом нашей работы являлся контрольный срез, цель которого – выявление эффективности проведенной работы. На этом этапе нами была проведена повторная диагностика, в которой использовались методики и критерии, изложенные выше.

     Анализ  повторной диагностики позволил нам сделать следующие выводы  о развитии умственной активности группы детей дошкольного возраста после проведения комплекса дидактических игр:

  • Высокий уровень умственной активности - 20% детей (4 дошкольника);
  • Средний уровень умственной активности - 70% детей (8 ребят);
  • Низкий уровень умственной активности - 10% детей (2 ребенка).

     Формирующий эксперимент подтвердил, что включение  в учебно-воспитательный процесс  дидактических игр способствует повышению умственной активности детей старшего дошкольного возраста. Практическое применение дидактических заданий и упражнений в группе благоприятствовало повышению умственной активности дошкольников. Благодаря комплексу дидактических игр у детей улучшилось логическое мышление, память, воображение, внимание и творческое представление.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Рекомендации по  повышению умственной  активности дошкольников средствами дидактических игр

     Важнейшее условие успешного  руководства дидактическими играми -  умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает желания детей, их переживания.

     Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:

    1. Установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;
    2. Развитие в игре психических качеств (внимания, памяти, сосредоточенности, воображения и др.), необходимых для будущего деятеля и работника;
    3. Повышение умственной активности дошкольников [11, c.32].

     Руководство дидактической игрой требует  большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель должен исходить из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как дидактическая игра будет способствовать повышению умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировке сенсорного опыта. Воспитатель обязан детально продумывать, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

     Для того чтобы дидактическая игра была эффективным средством повышения умственной активности ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

    • Содержание игры должно служить повышению умственной активности;
    • Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
    • Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
    • Выразительность проведения дидактической игры;
    • Необходимость включения педагога в игру;
    • Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой;
    • Вариативность применения комплекса дидактических, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников.

     Руководя  играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности  детей. В этом возрасте ребенку свойственны  любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание должно обращаться на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении, дети проявляли умственные и волевые усилия [13, c.84].

     Таким образом, мы видим, что в основе любой  игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:

    • Актуальность дидактического материала (наглядные пособия и др.) помогает дошкольникам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
    • Коллективность  позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую  - более сложные;
    • Соревновательность создает у учащегося стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой [15, c.45].

     На  основе указанных принципов можно  сформулировать требования, к проводимым на занятиях дидактическим играм:

    1. Первое требование состоит в том, чтобы игры повышали умственную активность детей дошкольного возраста;
    2. Способность пробуждать непосредственный интерес у детей;
    3. Обеспечение детям возможности проявить свои способности;
    4. Вовлечение ребенка в соревнование;
    5. Предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
    6. Доступность для дошкольника в игре источников новых знаний, умений и навыков;
    7. Получение заслуженных поощрений за успехи.

     Однако  чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят:

    • Объявление названия игры;
    • Сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала;
    • Объяснение хода игры (игровых заданий);
    • Показ воспитателем выполнения отдельных действий;
    • Подведение итогов игры и объявление победителя.

     Заканчивая  игру, воспитатель должен напоминать ребятам название игры, отдельные  игровые правила. При повторном  проведении игры дошкольники усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

Информация о работе Дидактическая игра