Дидактическая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является дидактическая игра как средство повышения умственной активности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Определить сущность, виды и функции дидактических игр;
Дать характеристику умственного развития детей дошкольного возраста;
Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;
Провести формирующий эксперимент и разработать методические рекомендации по повышению умственной активности детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 100.74 Кб (Скачать)

     Память  дошкольника является центральной  психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте.

     Умственное  развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

     Одна  из наиболее ранних форм мышления - наглядно-действенное - возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок дошкольного возраста выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.

     Другой  характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся дошкольником к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений.

     Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности детей является логическое мышление, которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме [12, c.69].

     По  мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего  мира, которое выходит за рамки  задач, выдвигаемых их собственной  практической деятельностью.

     Расширение  круга задач, доступных мышлению ребенка, связано с усвоением им все новых и новых знаний. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях дошкольника для решения последующих задач.

     Дети  старшего дошкольного возраста достаточно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими [11, c. 56]. Так, начиная с пяти лет, дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой на плане, находят в комнате спрятанный предмет.

     В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: ребенок уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает дошкольнику возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят.

     Устойчивость  внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

     Развитие  внимания дошкольника связано с  тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

    • Значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
    • Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
    • Внимание становится опосредованным;
    • Появляются элементы послепроизвольного внимания.

     Внимание - это важнейшее качество, которое  характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Нарушение свойств внимания: объема, устойчивости, концентрации, избирательности, распределения, переключаемости и произвольности приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка [17, c. 48].

     Воображение – ещё одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью - в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

     Г.А. Урунтаева выделяет основные стадии развития воображения дошкольника:

    • На первой стадии ребенок может преобразовывать  воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;
    • На второй - воображение дошкольника проявляется в одушевлении игрушек;
    • На третьей - воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;
    • На четвертой – малыш комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество [19, c. 143].

     Воображение ребенка связано в своих истоках  с зарождающейся к концу раннего  детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы.

     В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.

     Анализируя  работы различных авторов (Ю. Дери, А.Я. Дудецкого, Л.С. Коршунова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.), О.М. Дьяченко обобщает, что в целом было выделено 7 основных механизмов продуктивного воображения:

    1. Типизация – создание целостного образа синтетического характера;
    2. Комбинирование – осуществление анализа и синтеза элементов реальности;
    3. Акцентирование – подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов;
    4. Преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
    5. Реконструкция – создание целого по части;
    6. Агглютинация – сочетание разнородных свойств реальности;
    7. Уподобление – использование аллегорий и символов [6, c. 74].

     В дошкольном детстве происходят значительные изменения и в познавательной сфере ребенка. Он усваивает сенсорные эталоны, через которые воспринимает предметы, их свойства, что позволяет целенаправленно и произвольно обследовать эти предметы. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Использование общественно выработанных средств для установления связей и отношений между предметами, усвоение элементарных понятий позволяет дошкольнику перейти к опосредованному познанию окружающего мира [8, c.122]. Одна из основных линий развития познавательных процессов в дошкольном возрасте - переход от непроизвольных психических процессов к произвольным.

     Дошкольный  возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают  основы личности, складывается воля и  произвольное поведение, активно развивается  воображение, умственная активность, творчество, общая инициативность.

     Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются  основы познавательной деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3.   Возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников

     Дидактической игре принадлежит огромная роль в  жизни и развитии детей. В игровой  деятельности формируются многие положительные  качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна как для подготовки дошкольника к будущему, так и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

     Главное назначение дидактических игр – это стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащиеся получают в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. [7, c. 46]. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.

     Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют  два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено  потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно – учащиеся овладевают знаниями, играя.

     Выдающийся  педагог  С.А. Шмаков отмечал, что главной проблемой в начале обучения детей старшего дошкольного возраста является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Преодолеть трудности такого плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребёнка, т.е. проводя его в форме специальных учебных дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам [23, с. 73].

     Длительное  время дидактические игры были основной формой обучения детей дошкольного возраста, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников. Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, повышению умственной активности, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.

     Естественно, что с введением обучения в  детском саду изменились роль и место  дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

     Использование дидактических игр как средства повышения умственной активности детей старшего дошкольного возраста определяется рядом причин:

    • В дошкольном детстве опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
    • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления;
    • Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу;
    • Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу.

Информация о работе Дидактическая игра