Дидактическая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является дидактическая игра как средство повышения умственной активности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Определить сущность, виды и функции дидактических игр;
Дать характеристику умственного развития детей дошкольного возраста;
Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;
Провести формирующий эксперимент и разработать методические рекомендации по повышению умственной активности детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 100.74 Кб (Скачать)

     Дидактическая игра во многом способствует преодолению  указанных причин. Она является эффективным  средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известнейший педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" [16, c. 18].

     Содержание  дидактических игр формирует  у ребенка правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

     Многие  дидактические игры ставят перед дошкольниками задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

     Дидактические игры способствуют формированию дошкольников таких психических качеств, как: внимание, память, наблюдательность, сообразительность, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе [12, c. 15]. Они учат ребенка применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. В игре дошкольник не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью, т.е. игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

     Игровые задания развивают у детей  смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

     В игровой деятельности формируются  все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его  психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

     Многие  исследователи (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Е.И. Удальцова), изучавшие дидактическую игру как средство повышения умственной активности дошкольников, отмечали, что активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, что является особенностью дидактической игры – она помогает сделать любой учебный материал увлекательным и облегчает процесс усвоения знаний. А происходит это благодаря тому, что дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к  интеллектуальной работе [3, c. 49].

     Знания, полученные в детском саду и дома, находят в дидактической игре практическое применение и развитие. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Таким образом, игра – это важное средство умственного воспитания дошкольника.

     Умственное  воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Формирование умственной культуры является частью задач по повышению умственной активности детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов [18, c.51].

     В дидактических играх ребенок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться ее решения. Дидактические игры вызывают интерес к людям труда, к машинам, расширяют представления о деятельности и взаимоотношениях людей к различным событиям в жизни, изменениям в природе.

     Очень верно подчеркнул известный исследователь  детской игры Д. Б. Эльконин, что в  игре ребенок обучается действовать  в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но знание и смысл [26, c. 182]. 

     В дидактической игре, указывала З.М. Богуславская, формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения [3, c. 57]. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.

     В дидактических играх дети дошкольного возраста лучше осознают и закрепляют различие, сходство, равенство предметов, овладевают понятием, что разные по содержанию предметы могут быть окрашены в одинаковый цвет. Все это необходимо будущему первокласснику.

     Великий русский педагог А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей дошкольника к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре [7, c. 56].  

     Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.

     Таким образом, дидактическая игра является ценным средством повышения умственной активности детей, она активизирует психические процессы и вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней ребенок охотно преодолевает значительные трудности, тренирует свои силы, развивает способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.

 

    ГЛАВА 2.  Практика использования дидактических игр как средство повышения умственной активности дошкольников

    2.1.  Организация эксперимента  по использованию дидактических игр как средства повышения умственной активности детей дошкольного возраста

     При написании данной работы был организован и проведен эксперимент с группой детей дошкольного возраста (14 человек) на базе детского сада «Алеся» г. Добруша. Эксперимент был направлен на выявление возможностей дидактической игры как средства повышения умственной активности дошкольников.

     В данном эксперименте использовался  комплекс дидактических игр с  детьми дошкольного возраста (5-6 лет), с целью повышения умственной активности дошкольников [комплекс дидактических игр представлен в приложении 1].

     Для определения уровней умственного  развития детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методы: наблюдение, эксперимент, статистическую обработку данных, анализ продуктов деятельности.

     В ходе организации и проведения эксперимента решались следующие задачи:

    • Разработать критерии и подобрать методики для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
    • Определить уровень развития познавательной активности дошкольников;
    • На основе полученных результатов разработать и апробировать комплекс дидактических игр, направленный на повышение умственной активности детей старшего дошкольного возраста;
    • Выявить эффективность проведенной работы.

     Наше  исследование включало в себя 3 этапа:

    1. Констатирующий срез, который был направлен на определение уровней познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
    2. Формирующий эксперимент – разработка и апробация комплекса дидактических игр, с целью повышения умственной активности дошкольников;
    3. Контрольный срез, направленный на выявление эффективности проведенной работы.

     В ходе первого этапа мы выявили  уровни познавательной активности у  детей старшего дошкольного возраста. Для реализации этой цели были разработаны критерии и осуществлен подбор методик диагностики познавательной активности дошкольников.

     В качестве критериев оценки уровней умственной активности выступили:

  • Объем знаний детьми считалок, скороговорок, сказок и др.;
  • Желание играть в дидактическую игру и вносить предложения в этот процесс;
  • Быстрота (или, соответственно, замедленность) усвоения предлагаемого материала;
  • Инициативность, активность ребенка;
  • Гибкость мыслительного процесса (лёгкость или, соответственно, трудность перестройки работы, приспособления к изменяющимся условиям задач);
  • Умение дошкольника делать выводы, анализировать, сравнивать, обобщать.

     Выбранные нами критерии не могут быть универсальными, т.к. процесс повышения умственной активности детей глубоко индивидуален.

     Исследование  строилось на основе методик диагностики, разработанных Е.Э. Кригер, А.Н. Леонтьевым, Р.С. Немовым, Л.Ф. Тихомировой.

     Методика 1.  Проявление умственной активности (Е.Э. Кригер)

     Цель: наблюдение за проявлением умственной активности.

     В качестве единиц проявления умственной активности детей выделены следующие  их реакции на деятельность педагога:

    • Двусторонняя активность – ребенок сам стремится ответить на поставленные вопросы, и это стремление выражается поднятием руки (3 балла);
    • Односторонняя активность – ребенок сам не проявляет инициативы, не поднимает руку, но малыша вызывает педагог и просит от него решения учебной задачи (2 балла);
    • Активность на уровне микрогруппы - ребенок может не проявлять активности на уровне, однако может вести активную работу внутри группы (1 балл);
    • Отклонения от процесса обучения - отвлечение дошкольника от занятия посторонними делами, разговор с товарищем не по теме обсуждения вопроса, сонливость на занятиях (0 баллов).

     Методика 2. Тест «Лишний предмет» (Л.Ф. Тихомирова)

     Цель: оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и синтеза.

     Ход: Детям предлагается 5 карточек, на которых изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Мы попросили детей определить лишний предмет на карточках и объяснить свой выбор. После этого предложили каждому дошкольнику подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом [20, с. 12].

     Критерии  оценки:

     3 балла – ребенок правильно  нашел все лишние предметы  и назвал их обобщенным словом;

     2 балла - дошкольник из пяти  заданий справился с тремя  и назвал обобщенным словом;

     1 балл – более трех неправильных  ответов.

     Методика 3.  Богатство фантазии и воображения (Р.С. Немов)

     Цель: оценка богатства фантазии и скорости процессов воображения ребенка.

Информация о работе Дидактическая игра